Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Приволжский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой Е.В.,
при секретаре Смирновой Е.Ф.,
с участием представителя истца прокурора Приволжского района Ивановской области ФИО1,
представителя ответчика Муниципального казенного образовательного учреждения средняя школа № 6 г. Приволжска ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Муниципального казенного учреждения отдела образования администрации Приволжского муниципального района ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 сентября 2023 года гражданское дело по иску прокурора Приволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному образовательному учреждению средняя школа № 6 г. Приволжска о понуждении к совершению определенных действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Приволжского района Ивановской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Приволжский районный суд Ивановской области с иском к Муниципальному казенному образовательному учреждению средняя школа № 6 г. Приволжска (далее МКОУ СШ № 6 г. Приволжска, учреждение) о понуждении в срок до 30 апреля 2024 года оборудовать помещение для проведения массовых мероприятий МКОУ СШ № 6 г. Приволжска индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) (л.д. 3-5, 33-35).
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Приволжского района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, прав несовершеннолетних в МКОУ СШ № 6 г. Приволжска, в ходе которой установлено, что в нарушение ч.ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 9 Конвенции о правах инвалидов Организации Объединенных Наций, принятой резолюцией № 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года и ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 года, ст. 3 Конвенции о правах ребенка Организации Объединенных Наций, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года, ст. ст. 14 и 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела 6 «Дополнительная информация» Паспорта национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года № 16, п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и представляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309, помещение для проведения массовых мероприятий МКОУ СШ № 6 г. Приволжска не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой). Допущенные нарушения недопустимы, поскольку подрывают конституционные принципы обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В связи с чем у истца и возникла необходимость обращения в суд с настоящим иском (л.д. 3-5, 33-35).
В ходе судебного заседания представитель истца прокурора Приволжского района ФИО1 поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика МКОУ СШ № 6 г. Приволжска по доверенности ФИО2 (л.д. 28) не имела возражений против заявленных требований.
Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения отдела образования администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (далее МКУ отдела образования) по доверенности ФИО2 (л.д. 29) не имела возражений против заявленных исковых требований. Пояснила, что требования прокурора будут исполнены без дополнительного возложения обязанности по выделению бюджетных средств на оснащение помещения для проведения массовых мероприятий МКОУ СШ № 6 г. Приволжска индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) до 30 апреля 2024 года. Денежные средства на указанные цели в бюджете 2024 года будут запланированы.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
Конвенция о правах инвалидов Организации Объединенных Наций, принятая резолюцией № 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года и ратифицированная Российской Федерацией 3 мая 2012 года (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов») определила, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы (п. b ст. 9).
Конвенция о правах ребенка Организации Объединенных Наций, одобренная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года, вступившая в силу для СССР 15 сентября 1990 года, предусматривает, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу абз. 1 ст. 14 и п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных организаций и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных организаций является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек - расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных государственных образовательных организаций и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации (абз. 1 ст. 14).
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (п. 6 ст. 15).
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
В силу п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3); создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации п. 15 ч. 3).
Разделом 6 «Дополнительная информация» Паспорта национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16), в 2019 - 2024 гг. в рамках федерального проекта планируется реализовать комплекс мероприятий, направленный на создание нормативно-правовых, финансово-экономических, организационно-управленческих, информационно-аналитических, кадровых и научных условий для реализации потенциала граждан Российской Федерации в социально-экономической сфере, внедрения технологии "социального лифта" и проведения профессиональных конкурсов по следующим направлениям: развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.
Подпункт «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и представляемых услуг в сфере образование, а также оказания им при этом необходимой помощи, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года № 1309, предписывает, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Таким образом, действующее законодательство, в целях реализации гарантируемого государством инвалидам права на получение необходимой информации, возлагает на образовательные учреждения обязанность по обеспечению наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Судом установлено, что помещение для проведения массовых мероприятий МКОУ СШ № 6 г. Приволжска, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой). Данные обстоятельства выявлены прокуратурой Приволжского района Ивановской области при проведении проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, прав несовершеннолетних в МКОУ СШ № 6 г. Приволжска. Последние также подтверждаются сообщением МКУ отдела образования от 30 июня 2023 года № 324 (л.д. 7) и не оспариваются сторонами.
В соответствии с Уставом МКОУ СШ № 6 г. Приволжска (л.д. 13-20), данное казенное учреждение является некоммерческой организацией, собственником имущества которой является муниципальное образование - Приволжский муниципальный район (п. 1.5); от имени муниципального образования права и обязанности собственника осуществляет администрация Приволжского муниципального района (далее - Учредитель) (п. 1.6); часть полномочий Учредителя казенного учреждения осуществляет муниципальное казенное учреждение отдел образования администрации Приволжского муниципального района (п. 1.7); источниками формирования имущества, в том числе финансовых средств Казённого учреждения являются: имущество, закрепленное в установленном порядке, на праве оперативного управления; средства бюджета Приволжского муниципального района; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации, Ивановской области, органов местного самоуправления (п. 5.4).
Отсутствие индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры (индукционной системы) в помещении для проведения массовых мероприятий МКОУ СШ № 6 г. Приволжска не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области социальной защиты прав инвалидов, прав несовершеннолетних на получение необходимой информации.
Допущенные нарушения недопустимы, поскольку подрывают конституционные принципы обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на МКОУ СШ № 6 г. Приволжска обязанности по оборудованию помещения для проведения массовых мероприятий МКОУ СШ № 6 г. Приволжска индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой). Заявленный срок исполнения решения суда до 30 апреля 2024 года суд признает разумным.
Таким образом, исковые требования прокурора Приволжского района Ивановской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу положений ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением закона на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Общие положения об участии в деле прокурора закреплены в статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве соистцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года).
Принимая во внимание, что отсутствие оборудования помещения для проведения массовых мероприятий МКОУ СШ № 6 г. Приволжска индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) нарушает права инвалидов и несовершеннолетних на получение необходимой информации, то обращение в суд прокурора в защиту неопределенного круга лиц с иском о возложении на МКОУ СШ № 6 г. Приволжска заявленных обязанностей является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Приволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному образовательному учреждению средняя школа № 6 г. Приволжска удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя школа № 6 г. Приволжска в срок до 30 апреля 2024 года оборудовать помещение для проведения массовых мероприятий Муниципального казенного образовательного учреждения средняя школа № 6 г. Приволжска индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой).
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд Ивановской области в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Виноградова Е.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 19 сентября 2023 года.