дело № 12-95/2023
25RS0039-01-2023-000896-69
Р Е Ш Е Н И Е
09 июня 2023 года с. Вольно-Надеждинское
Судья Надеждинского районного суда Приморского края Мерзлякова Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Плотникова ФИО9 на постановление государственного инспектора Надеждинского муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением № главного государственного инспектора Надеждинского муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, Плотников ФИО11 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
С данным постановлением Плотников К.В. не согласился, им подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001). В силу п.2 ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельского поселения осуществляется органом местного самоуправления муниципального района. Земельный участок по адресу: <адрес>, в районе <адрес> муниципального района Приморского края, где произошло возгорание мусора, муниципальной собственностью Тавричанского сельского поселения не является, государственная собственность не разграничена. В силу изложенного, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходах, размещенной на вышеуказанном земельном участке лежит на администрации Надеждинского муниципального района.
В судебном заседании представители Плотникова К.В. действующие по доверенности Савон А.Д., Русакова В.В. жалобу поддержали, приведя аналогичные доводы, и просили ее удовлетворить.
Представитель ГУ МЧС России по Приморскому краю действующий по доверенности Толстов А.Д. в судебном заседании, считает доводы, приведенные в жалобе необоснованными, указав, что постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ вынесено законно и обоснованно с учетом положений действующего законодательства. Также указал, что довод заявителя жалобы о том, что земельный участок по адресу: <адрес>, в районе <адрес> муниципального района <адрес>, где произошло возгорание мусора, муниципальной собственностью Тавричанского сельского поселения не является, так как государственная собственность не разграничена, является несостоятельным, поскольку противоречит постановлению администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-па. Указанным постановление утверждены изменения генерального плана Тавричанского сельского поселения и определены границы населённых пунктов Тавричанского сельского поселения <адрес>. Согласно статьи 19 закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. Правилами противопожарного режима РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно п. 70 установлено, что территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. Вместе с тем, частичное наличие вокруг территории земельных участков находящихся в собственности у граждан и организацией, не умоляет права граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, согласно статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» в том числе ландшафтного (природного пожара) пожара. Территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Пунктом 3 статьи 5 закона Приморского края № 497-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ перераспределены полномочия между органами местного самоуправления муниципальных образований, а именно: поселения Надеждинского муниципального района осуществляют полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в границах соответствующего муниципального образования, в отношении: земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства; земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства; земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования." Учитывая значение органа местного самоуправления и возложенные на него полномочия по организации комплекса мероприятий по содержанию территории (благоустройства), а также наличие территорий общего пользования в границах населённых пунктов поселения, администрация Тавричанского сельского поселения является землепользователем земель, входящих в состав муниципальной собственности, а также территорий общего пользования, расположенных в границах населённых пунктов поселения. Просит отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела и изучив истребованные судом материал административного дела № в отношении Плотникова К.В., оценив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации и их руководители обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных ст. 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 3 указанного выше Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе: проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов так же относятся оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила пожарного режима в РФ), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Согласно п. 71 Правил пожарного режима в РФ правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (п. 73 Правил пожарного режима в РФ).
Из материалов дела следует, что Плотниковым К.В. были допущены нарушения требований пожарной безопасности.
Так, из представленного дела об административном правонарушении № установлено, что Плотниковым К.В. ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 29 мин. по адресу: <адрес> в районе <адрес> муниципального района <адрес> нарушены требования пожарной безопасности п. 73 правил противопожарного режима в РФ утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно не обеспечил очистку территории населенного пункта от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, что привело к возникновению пожара, имущества третьих лиц не пострадало, материальный ущерб третьим лицам не причинен.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом в отношении Плотникова К.В. протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № и постановления о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Проверив обжалованное постановление и материалы дела, судья не находит оснований к его отмене или изменению, поскольку при вынесении этого постановления должностное лицо органа надзорной деятельности, руководствовалось требованиями п. п. 67, 71 и 73 Правил противопожарного режима в РФ, а также ст. 3 и 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", что подтверждено донесением о пожаре 49 от ДД.ММ.ГГГГ и другими, собранными по делу доказательствами, в частности: объяснением гражданина ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей осмотра места происшествия по факту пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из публичной кадастровой карты России по факту горения мусора ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> в районе <адрес> муниципального района Приморского края; объяснениями Русаковой В.В. от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения дознавателя ОНДиПР по Надеждинскому МР УНДиПР ГУ МЧС России по Приморскому краю Чуваева А.В. от 15.03.2023 года; протоколом об административном правонарушении № 15 от 06.04.2023 года в отношении Плотникова К.В., в которых зафиксированы обстоятельства совершённого правонарушения.
Данные доказательства отвечают требованиям достаточности, являются допустимыми доказательствами, достоверно подтверждающими наличие в действиях Плотникова К.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вывод должностного лица о наличии в деянии Плотникова К.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Вопреки доводам жалобы Плотникова К.В., все обстоятельства дела, которые в своей совокупности свидетельствуют о наличии его вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно исследованы при вынесении должностным лицом (ДД.ММ.ГГГГ) постановления о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, при этом государственным инспектором Надеждинского муниципального района по пожарному надзору ФИО8 в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ верно определены юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств, расцениваются как стремление уйти от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Порядок и срок давности привлечения Плотникова К.В. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Действия Плотникова К.В. квалифицированы верно.
Наказание назначено Плотникову К.В. в пределах санкции вмененной статьи, является минимальным для данной категории субъекта, а значит справедливым и соразмерным.
Противоречий, которые бы ставили под сомнение выводы о виновности Плотникова К.В. в совершении вмененного ему административного правонарушения, в деле не имеется.
Оснований к отмене, либо изменению обжалуемого постановления нет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Надеждинского муниципального района по пожарному надзору ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Плотникова ФИО12, оставить без изменения, а жалобу Плотникова К.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, а также должностным лицом, вынесшим постановление, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Приморский краевой суд.
Судья Д.С. Мерзлякова