Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-500/2023 ~ М-372/2023 от 17.07.2023

УИД 32RS0031-01-2023-000575-20

Дело № 2-500/2023

РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

26 сентября 2023 года                                                                          г. Трубчевск

Трубчевский районный суд Брянской области в составе

          председательствующего                         Зарубо И.В.,

          при секретаре                                                 Мамыкиной О.А.,

          с участием истца                                                 Сторожевой С.В.,

              рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сторожевой С.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, Клиентской службе пенсионного фонда России в Трубчевском районе Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Сторожева С.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты>), и во время учебы была зарегистрирована и проживала в интернате, расположенном в <адрес>. Указанное место проживания относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ Сторожева С.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (далее – ОСФР по Брянской области) с заявлением о назначении ей пенсии по возрасту с уменьшением возраста на <данные изъяты> год на основании ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Брянской области Сторожевой С.В. отказано в назначении пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на <данные изъяты> год, в период проживания не засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по                                  ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не имеется сведений о постоянном проживании Сторожевой С.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а регистрация на период обучения носит временный характер и истекает сразу после окончания учебного заведения, в связи с чем, у Сторожевой С.В. отсутствует право на назначение досрочной пенсии по старости.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Сторожева С.В. просит суд установить факт постоянного проживания на территории г Трубчевска, относящегося к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с             ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и признать за собой право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на <данные изъяты> год; обязать ОСФР по Брянской области назначить истцу пенсию по старости с учетом уменьшения пенсионного возраста на <данные изъяты> год, с ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании истец, поддержала исковые требования, по основаниям изложенным в иске, и просила их удовлетворить. Пояснила, что в период обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) находилась на полном государственном обеспечении и проживала в интернате, располагавшемся по адресу: <адрес>.

Представитель ОСФР по Брянской области, представитель Клиентской службы Пенсионного фонда России в Трубчевском районе Брянской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения дела.

Представитель ОСФР по Брянской области представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Указанное ходатайство судом удовлетворено.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в рассмотрении дела.

В возражениях представитель ОСФР по Брянской области указал, что период проживания Сторожевой С.В. в интернате в <адрес> на время обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, поскольку Сторожевой С.В. не были представлены сведения о постоянном проживании на указанной территории. Согласно представленным справкам, Сторожева С.В. проживала в интернате в периоды обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по                              ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по адресу:                    <адрес>. Поскольку временная регистрация на период обучения истекает сразу после окончания учебного заведения и сведений о постоянном проживании Сторожевой С.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом не имеется, представитель ОСФР по Брянской области просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав Сторожеву С.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ                                        «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона       «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от                              15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                       № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста                    55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно положениям ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Из примечания к статье 35 указанного Закона РФ следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Таким образом, для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона № 166 от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы                  26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, а также установление продолжительности такого проживания (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год, а также дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания).

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 5 апреля 1993 года                 № 557-р «Об изменении и дополнении Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р»,                           <адрес> был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582     «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», <адрес> исключен из перечня населенных пунктов, находящихся в границах проживания с льготным социально-экономическим статусом                           с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

    Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сторожева С.В. обратилась в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с Законом РФ от                    15 мая 1991 года № 1244-1.

    Решением ОСФР по Брянской области от                                              ДД.ММ.ГГГГ Сторожевой С.В. отказано в назначении пенсии по старости в соответствии Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, в период проживания не засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не имеется сведений о постоянном проживании Сторожевой С.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а регистрация на период обучения носит временный характер и истекает сразу после окончания учебного заведения, в связи с чем, у Сторожевой С.В. отсутствует право на назначение досрочной пенсии по старости.

Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридические значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной                        <данные изъяты>, Сторожева С.В. обучалась в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно указанной справке, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,                                      с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Сторожева С.В. была зачислена в пришкольный интернат по адресу: <адрес>, и находилась на полном государственном обеспечении (приказы от      ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,                                       от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). В период с                           ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>

Сведения о проживании Сторожевой С.В. в период обучения в интернате, расположенном по адресу: <адрес>, подтверждаются также справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Трубчевского муниципального района.

Согласно приказу <данные изъяты>      от ДД.ММ.ГГГГ «О зачислении в 9-й класс», среди учащихся зачисленных в 9-й класс на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, значится         Сторожева С.В.

Согласно приказу <данные изъяты>                 от ДД.ММ.ГГГГ «О зачислении в интернат», среди учащихся, зачисленных в пришкольный интернат на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, значится         Сторожева Светлана.

Согласно приказу <данные изъяты>      от ДД.ММ.ГГГГ «О зачислении в интернат», среди учащихся, зачисленных в пришкольный интернат на ДД.ММ.ГГГГ учебный год, значится         Сторожева Светлана.

Согласно выписке из похозяйственной книги домовладения по <адрес>, Сторожева С.В. в период с             ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значилась зарегистрированной по указанному адресу, совместно с бабушкой ФИО1 отцом ФИО2 и матерью ФИО3 однако в книге имеется отметка о том, что в ДД.ММ.ГГГГ году Сторожева С.В. обучалась в <данные изъяты> (10 класс).

ДД.ММ.ГГГГ Сторожева С.В. вступила в брак с ФИО4, в результате чего Сторожева С.В. сменила фамилию на Гришина, что подтверждается сведениями из <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ данный брак был расторгнут, Гришина С.В. сменила фамилию на Сторожева.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО5, суду показала, что в спорный период также обучалась в <данные изъяты> в <данные изъяты> классе и проживала совместно со Сторожевой С.В. в интернате <данные изъяты>, который ранее располагался по адресу: <адрес>. В интернате они проживали постоянно, лишь по выходным дням и на каникулы ездили домой в деревню.

Не доверять показаниям указанного свидетеля у суда оснований не имеется, так как они являются последовательными, непротиворечивыми и согласуются с другими доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела. Кроме того, свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Суд принимает во внимание, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетеля.

Представленные суду справки из <данные изъяты> и администрации Трубчевского муниципального района, из которых следует, что не смотря на место регистрации на территории          <адрес>, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по       ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Сторожева С.В. во время обучения проживала в общежитии по адресу: <адрес>. Показания свидетеля ФИО5 также подтверждают, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по                                   ДД.ММ.ГГГГ Сторожева С.В. действительно проживала по указанному адресу в <адрес>, территория которого в указанный период являлась зоной со льготным социально-экономическим статусом. Данные доказательства являются относимыми, допустимыми и в своей совокупности достаточными для установления факта постоянного проживания истца в указанный период в зоне со льготным социально-экономическим статусом.

Установление данного факта необходимо Сторожевой С.В. для реализации пенсионных прав.

Действующим законодательством установлено, что пенсия по старости назначается с уменьшением пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста на 1 год предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года.

Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия Правительством Российской Федерации решения об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Таким образом, снижение пенсионного возраста на первую абсолютную величину имеет место в случае проживания (или работы) гражданина на загрязненной территории с 26 апреля 1986 года (с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС) до 30 июня 1986 года, при этом продолжительность проживания или работы в этот период значения не имеет.

Поскольку судом установлен факт проживания Сторожевой С.В. на территории Трубчевского района, в период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента аварии на Чернобыльской АЭС) по ДД.ММ.ГГГГ, то истец, в соответствии с примечанием к ст. 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1                                «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеет право на снижение пенсионного возраста на абсолютную величину.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец приобрела право на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1                    «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на <данные изъяты> год, в связи с чем, требования Сторожевой С.В. подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика не могут служить основанием к отказу истцу в признании за ней права на получение льготной пенсии, в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от                                          28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание, что право на получение пенсии возникло у Сторожевой С.В. с момента достижения возраста <данные изъяты> лет, то есть с                  ДД.ММ.ГГГГ, и данное право нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, тогда как факт обращения к ответчику имел место                       ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что пенсия по старости                                  Сторожевой С.В. должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ                       (с момента обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

        Исковое заявление Сторожевой С.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, Клиентской службе пенсионного фонда России в Трубчевском районе Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости – удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Сторожевой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории зоны со льготным социально-экономическим статусом в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Сторожевой С.В. право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации                             № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», со снижением общеустановленного пенсионного возраста на <данные изъяты> год.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области назначить                            Сторожевой С.В. пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с уменьшением пенсионного возраста на <данные изъяты> год.

        Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

        Решение изготовлено в окончательной форме 3 октября 2023 года.

Председательствующий                                                                   И.В. Зарубо

2-500/2023 ~ М-372/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сторожева Светлана Васильевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области(ОСФР по Брянской области)
Клиентская служба ПФР в Трубчевском районе Брянской области
Суд
Трубчевский районный суд Брянской области
Судья
Зарубо Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
trubchevsky--brj.sudrf.ru
17.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2023Передача материалов судье
21.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2023Подготовка дела (собеседование)
18.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее