УИД №
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 30 июня 2022 года
Когалымский городской суд <адрес>-Югры в составе председательствующего судьи Трифанова В.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО5,
представителя ответчика администрации <адрес> ФИО6, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1, ФИО3, ФИО2 к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в связи с аварийностью жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах ФИО1, ФИО3, ФИО2, обратился в суд с иском к администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма и просил суд, обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1, ФИО3, ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>, во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу нарушения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что ФИО1, ФИО3 и ФИО2 на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>.Заключением межведомственной комиссии по вопросам признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом в соответствии с п.38 раздела III Положения признан аварийным и подлежащим сносу. Исходя из выводов технического отчета о результатах технического обследования жилого дома, представленный специализированной организацией ООО «Уральский проектно-экспертный центр» следует, что техническое состояние конструкций жилого дома оценивается как аварийное. Физический износ здания в целом составил 77%. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Представитель заявителя прокурора <адрес> - старший помощник прокурора <адрес> ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО6 в судебном заседании иск не признал, пояснив, что постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок отселения граждан из <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку установленный срок не истек, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии, указав, что на исковых требованиях настаивают.
Суд руководствуясь положениями, стать 167 ГПК РФ, а также с учетом мнения сторон не возражавших против рассмотрения дела в отсутствии истцов, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Прокурор <адрес> обратился в суд с целью устранения нарушения жилищных и конституционных прав заявителя ФИО1 и членов ее семьи в связи с тем, что от последней в прокуратуру <адрес> поступило заявление о защите жилищных прав ее семьи №
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В силу ст. 86, ст. 87 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно п.п. 49, 50 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.
Прокуратурой <адрес> проведена проверка по заявлению ФИО1 по вопросу нарушения жилищного законодательства.
Судом, материалами дела, а также не оспаривалось сторонами в судебном заседании установлено, что ФИО1, ФИО3 и ФИО2 на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами гражданского дела №
Судом также установлено и установлено материалами гражданского дела, что помещение, в котором проживает истец ФИО1, ФИО3 и ФИО2, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, доказательств обратного ответчиком не предоставлено.
Указанное обстоятельство подтверждается заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что жилой <адрес> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ имеет 2 этажа, общей площадью 894, 60 кв.м, деревянный сборно – щитовой, кровля 2-х скатная, из асбестоцентных волнистых листов, износ – 77,0% согласно заключению <данные изъяты> Согласно выводу технического заключения общий износ здания 77,0%, значительный износ строительных конструкций и инженерных коммуникаций, эксперты пришли к выводу, что проведение восстановительных работ технически невозможно и экономически нецелесообразно, в виду того, что фактическое техническое состояние несущих и ограждающих конструкций обследуемого дома характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик. Согласно пункту 34 раздела III Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №) <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Исходя из выводов технического отчета ООО «Уральский проектно-экспертный центр» по результатам обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ХМАО-Югра <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу по совокупности факторов, установленных в процессе обследования дома, а именно: аварийной категории технического состояния несущих строительных конструкций жилого здания, свидетельствующее об исчерпании несущей способности, значительному (от 75% до 86%) физическому износу строительных конструкций и инженерных коммуникаций (физический износ дома в целом – 77%); нарушению требований Постановления Правительства России от ДД.ММ.ГГГГ N 47, предъявляемым к жилым зданиям (п.п.II.10, II.12, II.13, II.15, II.16, II.20, II.22, II.26,II.27); систематическим жалобам жильцов на некомфортные условия проживания. Проведение восстановительных работ технически невозможно и экономически нецелесообразно, в виду того, что фактическое техническое состояние несущих и ограждающих конструкций обследуемого дома характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Согласно требованиям п. III.33, III.38 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, выявлено наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
В соответствии с п.п. 42, 47 постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» комиссия на основании заявления собственникам помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения, установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении сроков отселения граждан из жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, на основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. ст. 2, 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях; осуществляют признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества администрации <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №-ОР жилое помещения (квартира) №, расположенная по адресу: <адрес>., является муниципальной собственностью <адрес>.
В связи с этим для правильного разрешения возникшего спора имеет значение, состоят ли истцы на учете нуждающихся, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов с учетом состояния дома, требующая незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, а также о возможности проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного.
Из справки б/н от ДД.ММ.ГГГГ Управления по жилищной политики администрации <адрес>, следует, что ФИО1 и члены её семьи по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значатся в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда по <адрес>.
Согласно справке б/н от ДД.ММ.ГГГГ Управления по жилищной политики Администрации <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципальной собственности <адрес> состоит № жилых помещений маневренного фонда. Свободные жилые помещения маневренного фонда на территории <адрес> отсутствуют.
Вопреки доводам ответчика, представленными доказательствами установлена опасность жизни и здоровью проживающих в спорном жилом помещении граждан, в связи с чем, требуется их немедленное отселение в иное жилое помещение.
Иные доводы и объяснения сторон, равно как представленные документы, судом учитываются, однако не могут повлиять на существо принятого решения.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора установлено, что проживание в строении представляет опасность для жизни и здоровья истца, что требует немедленное отселение истцов, однако мер для переселения истцов ответчик в другие жилые помещения не предпринимает, в связи, с чем имеются основания для удовлетворения требований о предоставлении истцу равнозначного жилого помещения.
Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что имеются основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить ФИО1, ФИО3, ФИО2, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте муниципального образования <адрес> городской округ <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1, ФИО3, ФИО2 к администрации <адрес> о предоставлении вне очереди жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1, ФИО3, ФИО2 вне очереди благоустроенное жилого помещения по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте муниципального образования <адрес>-Югры городской округ <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры через Когалымский городской суд ХМАО-Югры в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья, подпись В.В. Трифанов
Копия верна В.В. Трифанов
Подлинный документ подшит в гражданском деле № Когалымского городского суда ХМАО-Югры