Дело № 2-2491/2022
03RS0064-01-2022-002142-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2022 года г. Уфа
Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Насыровой Г.Р.
при секретаре Валеевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабриной ФИО8 к Администрации Муниципальный район Уфимский района РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ о признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
истец Шабрина Г.М. обратилась в суд с иском к Администрации МР Уфимский район, МЗИО по РБ о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Шабрина Г.М., является дочерью ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №II-АР №.
После смерти матери ФИО5 открылось наследство в виде следующего имущества: земельного участка с кадастровым номером № и жилого дома с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес> с/<адрес>, <адрес>.
Указанное имущество принадлежала ФИО5 на основании записи похозяйственной книге Булгаковского сельсовета № 28, лицевой счет № 1498 от 01.01.1991 по 31.12.1995 года. и книга № 51, лицевой счет № 1648 от 01.01.2012 по 31.12.2016 года, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 3916 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> с/п <адрес>, <адрес>.
Кроме того имеется Постановление Администрации Булгаковского сельсовета Уфимского района РБ №262/1 от 16.11.1995 года о дозакреплении к ранее выделенному участку земли мерою 0,20 га за ФИО5 во владение с правом наследования для ведения личного хозяйства.
Жилой дом принадлежал ФИО5 на основании Справки № 1342 от 16.11.1995 года, выданной Администрацией Булгаковского сельсовета, о чем свидетельствует запись в техническом паспорте по состоянию на 14.12.1995 года.
Вышеуказанный жилой дом был построен на земельном участке с кадастровым номером № в 1969г., соответственно использование земельного участка началось до вступления в силу действующего Земельного кодекса РФ (в том числе и до вступления в законную силу закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР»), что подтверждается техническим паспортом по состоянию на 1995 год.
Таким образом, истец полагает, что вышеуказанный земельный участок ФИО5 был изначально предоставлен в собственность.
После смерти ФИО5 истец Шабрина Г.М. является единственным наследником, который фактически принял вышеуказанное имущество и несла бремя его содержания и владения, что подтверждается платежными документами.
Истец просит признать за ней жилой дом с кадастровым номером №, с общей площадью 49,0 кв.м. и на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3916 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> д. <адрес>, <адрес>, в порядке наследования.
Истец Шабрина Г.М. на судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Представитель истца по доверености Газиева Р.Ф. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, а также что в просительной части имеется описка в адресе, вместо - Петровская <адрес>, указано - <адрес>.
Представитель третьего лица Администрации сельского поселения Булгаковский сельсовет Муниципального района Уфимский район просил решение суда вынести в соответствии с законом.
Ответчики Администрация МР Уфимский район РБ, МЗИО по РБ на судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, о причине не явки суду не сообщили.
Третье лицо ПАО «Газпром газораспределение Уфа», нотариус Шайгарданова Р.Н. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представитель истца, представителя третьего лица, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу о нижеследующем.
В соответствии с п. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.
Согласно с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного Кодекса не следует иное.
В соответствии с абзацем 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1 ст.1142 Гражданского Кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п. 2 ст. 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы Оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу п. 2 ст. 1153 ГК РФ, наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с. п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
При этом, если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия). Право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника.
Судом установлено, что ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-АР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Шабрина Г.М., является дочерью ФИО5, что подтверждается свидетельствами о рождении I-АО № от ДД.ММ.ГГГГ, о заключении брака III-АР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Наследственное дело в отношении имущества умершей ФИО5, заведено у нотариуса Шайгардановой Р.Н. № 360/07, согласно представленным сведениям Шабрина Г.М. является единственным наследником.
Согласно ст.12 ГК РФ предусматривает защиту гражданских прав путем признания права.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Если право собственности наследодателя не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими документами являются документы, свидетельствующие о приобретении наследодателем права собственности на недвижимое имущество. Таким образом, имущественные права наследодателя на недвижимое имущество, в случае, если он умер до того, как зарегистрировал переход права собственности на данное имущество, включаются в состав наследства.
После смерти матери ФИО5 открылось наследство в виде следующего имущества: земельного участка с кадастровым номером № и жилого дома с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес> с/с <адрес>
Указанное имущество принадлежала ФИО5 на основании записи похозяйственной книге Булгаковского сельсовета №28, лицевой счет №1498 от 01.01.1991 по 31.12.1995 года. и книга №51, лицевой счет №1648 от 01.01.2012 по 31.12.2016 года, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 3916 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> с/п <адрес>, <адрес>.
Согласно Постановлению Администрации Булгаковского сельсовета Уфимского района РБ №262/1 от 16.11.1995 года о дозакреплении к ранее выделенному участку земли мерою 0,20 га за ФИО5 во владение с правом наследования для ведения личного хозяйства.
Жилой дом принадлежал ФИО5 на основании Справки №1342 от 16.11.1995 года, выданной Администрацией Булгаковского сельсовета, о чем свидетельствует запись в техническом паспорте по состоянию на 14.12.1995 года.
Согласно с ч. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ФЗ «О Введении в действие земельного кодекса РФ», Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельным кодексом РСФСР, утвержденным постановлением ВЦИК от 30.10.1922 года, предусматривалось предоставление земельных участков только в пользование граждан.
Согласно ст.ст.10,11 ЗК РСФСР, действующего с 01.12.1970 года, гражданам СССР земля предоставлялась в бесплатное пользование. Земля предоставлялась в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.
В соответствии с п.3 ст.20 ЗК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего кодекса, сохраняется.
До 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование этим земельным участком. В соответствии п. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 года – отвод гражданам земельных участков, как в городе, так и вне города для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование.
Право на земельный участок, находящийся в фактическом бессрочном пользовании и расположенном на нем принадлежащим на праве собственности жилым домом, не зависит от формального закрепления этого права государственными органами. (Такая же позиция отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 13.12.2001г. № 16-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской»).
Вышеуказанный жилой дом был построен на земельном участке с кадастровым номером 02:47:030603:5 в 1969г., соответственно использование земельного участка началось до вступления в силу действующего Земельного кодекса РФ (в том числе и до вступления в законную силу закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР»), что подтверждается техническим паспортом по состоянию на 1995 год.
Таким образом, суд считает, что вышеуказанный земельный участок ФИО5 был изначально предоставлен в собственность.
В соответствии с ППВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации. Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Истцом было получено градостроительное № 83 от 01.09.2022г., согласно которому имеются 3,4,5,6,7 подзоны приаэродромной территории аэродрома Уфа, приказ Росавиации №1052-П от 18.08.2020 года,; водоохранная зона р. Уршак РБ – граница 2,3 пояса зоны санитарной охраны хозяйственно-питьевого водозабора для водоснабжения жилой застройки в с. Чесноковка Уфимского района; охранная зона газопровода низкого давления № 03002090 ОАО Газ-Сервис площадью 12 кв.м., а также имеются нарушения расположен ль красной линии улиц не менее чем на 5 м., до границы соседнего участка менее 3 м., по линии хозяйственной проезда.
Суд считает данные ограничения и нарушения не являются существенными, поскольку указанный объект недвижимости возведен в 1969 году, земельный участок изначально в указанные годы был предоставлен ФИО5 под строительство жилого дома, таким образом, указанные нормативы вступили в действие в 2019-2020 годах и не могут применяться в отношении данных объектов недвижимости.
Согласно Техническому заключению от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного экспертами ООО ЦНЭО, установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> д. <адрес>, <адрес>, является индивидуальным жилым домом и соответствует требованиям градостроительных, строительно-технических, противопожарных норм и правил, не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
В настоящее время Шабрина Г.М. фактически полностью несет бремя по содержанию указанного жилого дома, каких-либо притязаний со стороны третьих лиц суду не предоставлено.
Оценив исследованные в судебном заседании письменные документы, представленные, по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что они получены в предусмотренном законом порядке, содержат сведения о фактах, на основе суд установил наличие фактических обстоятельств, и имеющие правовое значение по настоящему делу. Все письменные материалы дела имеют юридическую силу, взаимосвязаны в своей совокупности, в полной мере отвечают признакам относимости и допустимости по данному делу в соответствии с требованиями статей 50, 59 и 60 ГПК РФ и достаточны в данном случае для разрешения поставленного перед судом вопроса. Данных сомневаться в достоверности исследованных доказательств по делу у суда не имеется.
По этим основаниям исследованные письменные материалы дела суд принимает в качестве доказательств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела.
При таких обстоятельствах суд полагает требования Шабриной Г.М. о признании за ней право собственности в порядке наследования на жилой дом и земельный участок, расположенных по адресу: РБ, <адрес> д. <адрес>, <адрес>, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Шабриной ФИО9 к Администрации Муниципальный район Уфимский района РБ, Министерство земельных и имущественных отношений РБ о признании права собственности в порядке наследования, удовлетворить.
Признать за Шабриной ФИО10 право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, с общей площадью 49,0 кв.м. и на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 3916 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> д. <адрес>, <адрес>, в порядке наследования.
Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подач апелляционной жалобы через Уфимский районный суд Республики Башкортостан.
Судья Г.Р. Насырова