судья Моисеева М.А. Дело № 21-303/2023 (№ 12-51/2023)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., рассмотрев 16 августа 2023 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе Семакина А.Ф. на решение судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 июня 2023 года, которым
постановление старшего государственного инспектора Северного МУГАДН Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Одинцова В.В. от 03 апреля 2023 года № 130 о привлечении Семакина А.Ф. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации оставлено без изменения, жалоба Семакина А.Ф. - без удовлетворения,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Северного МУГАДН Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Одинцова В.В. № 130 от 03 апреля 2023 года Семакину А.Ф. назначено административное наказание по части 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Семакин А.Ф. обжаловал его в суд, просила отменить постановление, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, также приводя доводы о необходимости назначения наказания в виде предупреждения.
Судьёй принято приведённое выше решение.
Не согласившись с указанным решением, Семакин А.Ф. обратился в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшиеся судебное решение и постановление должностного лица отменить, приводя те же доводы, что и в жалобе, поданной в суд первой инстанции.
Семакин А.Ф., извещённый о месте и времени рассмотрения дела по адресу своего места жительства, в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно части 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Исходя из абзаца 9 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, помимо прочего, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.
Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров утверждён Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года № 835н, которым установлено, что медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и за счет средств работодателей, на которых возлагается обязанность организации таких осмотров.
Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (пункт 4 Порядка).
В соответствии с пунктами 12, 16 Порядка по результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о наличии или отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии таких признаков, факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Как указал в Определении от 29 января 2019 года № 234-О Конституционный Суд российской Федерации, из действующего правового регулирования следует, что требования, касающиеся предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, обязательны как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, так и для водителей, которые не вправе осуществлять перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом без прохождения предрейсового медицинского осмотра, и, следовательно, все указанные субъекты подлежат привлечению к административной ответственности на основании части 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Иной подход к толкованию оспариваемых заявителем законоположений - исключающий водителей из числа субъектов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - фактически приводил бы к возможности уклонения от исполнения указанных требований не только самих водителей, но и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.
Из материалов дела следует, что 23 марта 2023 года в 13 часов 38 минут на 68 километре автодороги "<Адрес обезличен>", Семакин А.Ф., управляя транспортным средством ..., представил путевой лист <Номер обезличен> от 22 марта 2023 года, выданном ООО "..." на маршрут "<Адрес обезличен>", в котором указано на проведение водителем предрейсового медицинского осмотра водителя дистанционно с помощью телемедицины.
Указанными действиями Семакин А.Ф. допустил нарушение действующего законодательства, поскольку осуществлял перевозку груза автомобильным транспортом с нарушением требований о прохождении предрейсового медицинского осмотра.
Постановлением должностного лица МУГАДН ТОАТ и АДН по Республике Коми от 03 апреля 2023 года № 130 Семакин А.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Факт совершения Семакиным А.Ф. правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения, неверной квалификации подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании действующего законодательства.
Вопреки доводам жалобы, полагаю правильными выводы судьи районного суда о том, что Семакиным А.Ф. не был пройден предрейсовый медицинский осмотр, поскольку его прохождение в силу действующего на данный момент законодательства не предполагает возможности прохождения его дистанционно, а не прохождение предрейсового медицинского осмотра в установленном порядке свидетельствует об его не прохождении.
Доводы жалобы о прохождении осмотра в порядке, установленном работодателем, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Семкакина А.Ф. состава правонарушения, поскольку он, как водитель, осуществляющий перевозку грузов, должен знать порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра, и при его не прохождении, к чему приравнивается и прохождение его в неустановленной форме (дистанционно), имел возможность защиты своих прав в рамках трудовых отношений с работодателем, не выходя в рейс.
Вопреки доводам жалобы, судья районного суда пришёл к правильному выводу о том, что наказание Семакину А.Ф. назначено в строгом соответствии с действующим законодательством, не найдя изменения назначенного наказания на предупреждение, поскольку осуществление перевозки груза без прохождения предрейсового медицинского осмотра создаёт угрозу жизни и здоровья граждан.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
решение судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 15 июня 2023 года оставить без изменения, жалобу Семакина А.Ф. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья - В.М. Соболев
Копия верна, судья Соболев В.М