Дело № 2-371/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 28 июня 2019 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Соболева А.А.,
при секретаре Шальновой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Холуйского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
администрация Холуйского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области, руководствуясь положениями ст. 225 ГК РФ, ст. 262 ГПК РФ, обратилась в суд с заявлением о признании права собственности Холуйского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества – нежилое здание (зерносклад), с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес>.
Как следует из представленного заявления, 24 апреля 2018 года Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области внесена запись о принятии на учёт указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Фактически данное имущество находится во владении Холуйского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области. Иные собственники не известны. С момента постановки объекта на учёт как бесхозяйного до настоящего времени своих прав на данный объект никем не заявлено, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17 мая 2019 года.
Представитель заявителя - администрации Холуйского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав о поддержании заявленных требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно представленного отзыва, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, удовлетворению требований не возражал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
согласно п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подлежат рассмотрению в порядке особого производства.
Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 ГК РФ.
В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В зависимости от вида бесхозяйной вещи закон устанавливает различные основания и порядок приобретения права собственности.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей" утверждён порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей.
Данный порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно п. 5 Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Из анализа приведённых положений права следует, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учёт спорного имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры в собственность муниципального образования.
По смыслу указанных норм иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учёт.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
На основании п.п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.Как следует из положений ч. 5 ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Как следует из справки департамента управления имуществом Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об объекте – нежилое здание (зерносклад), с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес>, в реестре имущества, находящегося в собственности Ивановской области отсутствуют.
Согласно справки МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от ДД.ММ.ГГГГ, сведения по объекту недвижимости – нежилое здание (зерносклад), с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес>, в реестре федерального имущества отсутствует.
Данный объект недвижимого имущества также не относится к муниципальной собственности Южского муниципального района Ивановской области, что следует из справки Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Южского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленной органом БТИ справки от ДД.ММ.ГГГГ в архиве, переданном на хранение в Верхне-Волжский филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект - нежилое здание (зерносклад), с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес>.
Факт существования объекта недвижимого имущества, являющегося предметом настоящего дела, и его технические характеристики подтверждаются выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленной документации площадь застройки объекта составляет <данные изъяты> кв.м., назначение – нежилое помещение, количество этажей – 1, местоположение объекта: <адрес>, наименование объекта – зерносклад.
Указанный объект недвижимости принят на учёт в ЕГРН в качестве бесхозяйного недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ, о чём представлено письменное уведомление Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истёк год со дня принятия вышеуказанного объекта на учёт как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Холуйского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, правопритязаний на объект недвижимого имущества – нежилое здание (зерносклад), с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес>, иными лицами не заявлено.
Суд отмечает, что согласно п.п. 2,5 статьи 34 Устава Холуйского сельского поселения Южского муниципального района Ивановской области к компетенции администрации поселения относятся осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области; управление муниципальной собственностью от имени муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учёт в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Возражения от заинтересованных лиц отсутствуют, объект недвижимого имущества – нежилое здание (зерносклад), с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес>, не имеет собственника, принято на учёт в установленном порядке более года назад, правовой статус данного объекта недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не изменился.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании права собственности за муниципальным образованием Холуйское сельское поселение Южского муниципального района Ивановской области на указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 263 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 28 ░░░░ 2019 ░░░░.