АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 мая 2023 года пгт Кумены
Кировская область
Куменский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Дербенёвой Н.В.,
при секретаре Милковой Е.А.,
с участием заместителя прокурора Куменского района Кировской области Шуткина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 43MS0024-01-2023-000268-44, №11-21/2023) по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 21 Куменского судебного района Кировской области от 22.02.2023 г., вынесенное по иску прокурора Куменского района Кировской области, действующего порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Леушиной О.В., к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг, которым постановлено:
исковые требования прокурора Куменского района Кировской области, действующего в интересах Леушиной О.В., удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Кировской области (ИНН <данные изъяты>) за счет средств казны субъекта Российской Федерации – Кировской области в пользу Леушиной О.В. (паспорт <данные изъяты>) расходы по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Куменского района Кировской области, действующего в интересах Леушиной О.В., отказать,
у с т а н о в и л:
Прокурор Куменского района Кировской области, действуя в интересах Леушиной О.В., обратился к мировому судье, заявляя исковые требования к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг.
В обоснование иска указано следующее.
Леушина О.В. проживает по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на работу на должность фельдшера пункта скорой помощи по приему вызовов в Куменскую ЦРБ, которая до ДД.ММ.ГГГГ являлась муниципальным учреждением здравоохранения, а с ДД.ММ.ГГГГ действует в форме Кировского областного государственного учреждения здравоохранения «Куменская ЦРБ».
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Леушина О.В. работает в КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова», подстанция № 43 (Куменское отделение скорой медицинской помощи) фельдшером по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
До ДД.ММ.ГГГГ включительно Леушина О.В. на основании части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, пользовалась правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением. С ДД.ММ.ГГГГ ей выплачивается только лишь частичная компенсация по оплате данных жилищно-коммунальных услуг.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно Леушина О.В. понесла затраты на оплату коммунальных услуг за отопление и электроснабжение, соответственно в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рубля, а всего- <данные изъяты> рублей. Частичная компенсация коммунальных платежей, выплаченная за счет средств областного бюджета за тот же период времени, составила <данные изъяты> рублей. Таким образом, невозмещенная сумма затрат составляет <данные изъяты> рублей, о взыскании которой с Министерства финансов Кировской области были заявлены исковые требования прокурором Куменского района в интересах Леушиной О.В.. (л.д.№)
Мировым судьей постановлено указанное выше решение.
Министерство финансов Кировской области, представителем которого подана апелляционная жалоба. Ответчик просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, указывая о том, что меры социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников установлены Законом Кировской области от 03.11.2004 г. №267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области». Согласно данного Федерального закона такие меры предоставляются в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета.
За рассматриваемый период времени указанная компенсация истцу выплачена, в связи с чем, как считает ответчик, обязательства субъекта РФ – Кировская область, в лице Министерства финансов Кировской области, перед Леушиной О.В. выполнены в полном объеме. При этом ни федеральным, ни областным законодательством на субъект РФ "Кировская область" не возложена обязанность по выплате ежемесячной 100% компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг указанной выше категории лиц.
Установление мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных и государственных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ- Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки, которая введена в действие с 01.01.2005 г. Получение работником данной дополнительной меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 г. не означает, что данный работник имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в том объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005 г.
Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 г. сохраняют только те лица, которые пользовались данными льготами до указанной даты (т.е. до 01.01.2005 г.) при условии, что в этот же период времени они проживали и работали в сельской местности и (или) поселке городского типа.
При этом факт пользования льготами должен быть подтвержден допустимыми доказательствами и документами, представленными уполномоченными лицами или организациями, осуществляющими обслуживание жилых помещений, которыми пользовался истец.
Кроме того, по мнению ответчика, льготы работникам, работающим и проживающим в поселках городского типа и в сельской местности, пользовавшимися льготами до 01.01.2005 г., должны быть представлены за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств бюджета субъекта РФ. (л.д.№)
Истец Леушина О.В., представитель ответчика – Министерства финансов Кировской области, представитель третьего лица КОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова» в судебное заседание суда апелляционной инстанции, о дате, времени и месте которого были надлежаще и своевременно извещены, не явились, в суд направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Истец просит оставить решение мирового судьи без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При изложенных выше обстоятельствах суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие указанных выше лиц.
Прокурор Шуткин Е.А. считает, что вынесенное мировым судьей решение является законным и обоснованным, просит оставить данное решение без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с правилами ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, указанных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, выслушав прокурора, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, статьи 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. № 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 г. согласно пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2014 г. №122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» одновременно с признанием утратившей силу части 2 статьи 63 Основ законодательства «Об охране здоровья граждан», предусматривающей меры социальной поддержки названной выше категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями 4, 5, 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, находящиеся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
При этом в преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ закреплено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и
муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пунктом 2 статьи 153 вышеназванного Федерального закона РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 г.;
при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» с 01.01.2005 г. медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой ежегодно устанавливается Законом области об областном бюджете.
Бюджет субъекта РФ и федеральный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем, обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые ранее до 31.12.2004 г. были предоставлены медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, и продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в указанных учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должны ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ.
Из материалов дела следует, что Леушина О.В. зарегистрирована и проживает в поселке городского типа Кумены, <адрес>, по адресу: <адрес>. (л.д.№)
В № г. Леушина Р.В. окончила Советское медицинское училище Кировской области по специальности «лечебное дело». (л.д.№).
С ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу на должность фельдшера по приему вызовов пункта скорой помощи в Куменскую ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность фельдшера по обслуживанию вызовов в отделение скорой медицинской помощи Куменской ЦРБ, которая до ДД.ММ.ГГГГ являлась муниципальным учреждением здравоохранения, а с указанной даты, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, является областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения, находящимся в ведении субъекта РФ «<адрес>», где истец работала до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Леушина О.В. работает в Кировском областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи г.Кирова», в филиале подстанции №43 пгт Кумены Куменского района Кировской области (л.д.№)
Фактическое пользование Леушиной О.В., ранее являвшейся медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, работающим и проживающим в поселке городского типа, льготами на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно, подтверждается судебными решениями, вступившими в законную силу, которые в соответствии со статьей 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение при разрешении заявленного спора. (л.д. 38-42).
Таким образом, доказательственно установив, что Леушина О.В., являясь медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, проживающим и работающим в поселке городского типа - в <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ включительно, в соответствии с действующим на тот период времени законодательством, пользовалась правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением, а с ДД.ММ.ГГГГ получает по данным основаниям лишь частичную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что разница между фактическими расходами по оплате коммунальных услуг и полученной компенсацией за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, подлежит взысканию с ответчика-Министерства финансов Кировской области в пользу истца за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область».
За счет собственных средств Леушина О.В. оплатила коммунальные услуги по электроснабжению и отоплению жилого помещения за указанный выше период времени в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>+<данные изъяты>). За тот же период времени Леушиной О.В. получена частичная компенсация коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> рублей. Невозмещенная часть затрат по оплате коммунальных услуг по отоплению и освещению составила <данные изъяты> рублей.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела документами ресурсоснабжающих организаций об оплате коммунальных услуг и квитанциями о внесении платежей, а также сведениями территориального органа социальной защиты населения о размере возмещения затрат по коммунальным услугам.
Расчет и размер понесенных Леушиной О.В. расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в жалобе не оспариваются. Вместе с тем, данный расчет судом апелляционной инстанции проверен, и признан правильным.
Выводы мирового судьи соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права мировым судьей при рассмотрении дела не допущено.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда и представленных доказательств, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о нарушениях мировым судьей норм материального права, и основаниями для отмены судебного постановления по данному делу не являются.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
определил :
Решение мирового судьи судебного участка №21 Куменского судебного района Кировской области, вынесенное 22.02.2023 г. по иску прокурора Куменского района Кировской области, действующего в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Леушиной О.В. к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Судья Н.В. Дербенёва.