Дело № 21-134/2021
Судья Савельева В.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
1 апреля 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу Краузе О.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Ивановой С.М. № 021/04/7.30-1211/2020 от 13 ноября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 февраля 2021 года, вынесенные в отношении главного врача БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики Краузе Ольги Вячеславовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Ивановой С.М. № 021/04/7.30-1211/2020 от 13 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 февраля 2021 года (резолютивная часть объявлена 8 февраля 2021 года), главный врач БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – Учреждение) Краузе О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением и решением, Краузе О.В. подала жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения и наличие существенных нарушений процессуальных требований.
Проверив дело и доводы жалобы, выслушав защитника Краузе О.В. – Лобышеву О.А., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в настоящем решении приведен в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Краузе О.В. к административной ответственности) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии поступила информация Приволжской транспортной прокуратуры Чувашской Республики о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме на выполнение авиационных работ в целях оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (изв. №).
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд решением №21/06/99-1000/2020 от 16 сентября 2020 года установила следующее.
13.08.2020 БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики являясь Заказчиком (организатором совместного аукциона) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru разместило извещение № о проведении аукциона в электронной форме на выполнение авиационных работ в целях оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, с начальной (максимальной) ценой контракта 40000000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация, утвержденная главным врачом Учреждения Краузе О.В., согласно которой объектом закупки является выполнение авиационных работ в целях оказания скорой, в том числе скорой закупки специализированной, медицинской помощи, при этом установлены характеристики модуля медицинского вертолетного и медицинского оборудования, установленных в воздушном судне.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, установлены пунктом 10.1 Информационной карты документации об электронном аукционе, в котором приведены положения части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 1 июля 2020 года.
Из пункта 10.2 Информационной карты документации об электронном аукционе следует, что участник закупки подготавливая свою заявку должен следовать инструкции по заполнению заявки - Приложение № 1 к Разделу 1 «Техническое задание» Технической части документации об электронном аукционе.
Приложением №1 к Разделу 1 «Техническое задание» Технической части документации об электронном аукционе установлено, что при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение установленного заказчиком показателя в соответствии с требованиями настоящей инструкции.
При указании конкретных характеристик участник закупки обязан руководствоваться настоящей инструкцией и учесть, что указание единиц измерения всех параметров является обязательным.
Значения показателей товаров, предоставляемые участником закупки, не должны допускать разночтений или иметь двусмысленное толкование, не допускается наличие неопределенности, множественности в значениях.
Установление Заказчиком при проведении закупки работ, услуг в утвержденной документация об электронном аукционе избыточного требования о предоставлении в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, признано решением Комиссии Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд №21/06/99-1000/2020 от 16 сентября 2020 года нарушением требований 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, и послужило основанием для возбуждения 16 октября 2020 года и.о. Чувашского транспортного прокурора в отношении должностного лица Заказчика – главного врача Учреждения Краузе О.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и вынесения заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии постановления № 021/04/7.30-1211/2020 от 13 ноября 2020 года о привлечении Краузе О.В. к административной ответственности по названой норме КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и виновность Краузе О.В. подтверждены совокупностью доказательств, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, в том числе постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 октября 2020 года, решением Комиссии Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд №21/06/99-1000/2020 от 16 сентября 2020 года, вынесенного по результатам проверки обращения прокурора с уведомлением Заказчика о проведении внеплановой проверки письмом от 09.09.2020 №, документацией об электронном аукционе (изв. №0315500000420000034), утвержденной Краузе О.В., и размещенными на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок сведениями о данной закупке, в том числе об исполнении контракта и проведении внеплановой проверки и ее результатах, и другими.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа и судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 16 октября 2020 года, постановление должностного лица от 13 ноября 2020 года, решение судьи районного суда от 11 февраля 2021 года отвечают требованиям статей 28.2, 29.10, 30.7 КоАП РФ, отраженные в них значимые обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Краузе О.В. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Доводы автора жалобы о проведении внеплановой проверки с нарушением требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не могут быть приняты во внимание, поскольку данная проверка проведена Чувашский УФАС на основании статьи 99 Закона о контрактной системе как федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Основания для проведения в отношении Заказчика внеплановой проверки имелись - до ее проведения в контролирующий орган поступила информация Чувашской транспортной прокуратуры (входящий № от 07.09.2020) о проверке законности использования выделенных бюджетных средств для достижения целевых показателей по объектам воздушного транспорта и в сфере исполнения законодательства о контрактной системе при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе по закупке с извещением № №0315500000420000034, о выделении специалиста для проведения проверки путем изучения документации по электронному аукциону с номером извещения по закупке с извещением № №0315500000420000034 в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Уведомление о проведении внеплановой проверки от 09.09.2020 № направлено на адрес электронной почты Заказчика в этот же день.
Проведение внеплановой проверки согласуется с требованиями частей 1, 2, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Доводы заявителя о соответствии утвержденной документации об электронном аукционе по тем мотивам, что актом приема – передачи от 11 сентября 2020 года модуль медицинский вертолетный и медицинское оборудование, установленные в воздушном судне, были переданы Исполнителем Заказчику, не свидетельствуют о необоснованном привлечении Краузе О.В. к административной ответственности и не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Предметом закупки по контракту являлось выполнение авиационных работ в целях оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, в рамках которого Исполнителем предоставлено воздушное судно с экипажем, оборудованное медицинским модулем и медицинским оборудованием.
При этом документацией об электронном аукционе, в том числе проектом договора, который в силу требований закона был подписан сторонами без изменения его условий, передача Исполнителем Заказчику модуля медицинского вертолетного и медицинского оборудования, равно как и приобретение Заказчиком прав на названое имущество либо его покупка, не предусмотрено, сведения о его передаче Заказчику в соответствующий раздел Единой информационной системы в сфере закупок об исполнении контракта не внесены.
Таким образом, закупка модуля медицинского вертолетного и медицинского оборудования при выполнении Исполнителем авиационных работ в целях оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, Заказчиком не осуществлена.
В таком случае соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в первой части заявки на участие в электронном аукционе согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона, дается его участником с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
В данном конкретном случае требование аукционной документации указать в заявке участника конкретные показатели товара (модуля медицинского вертолетного и медицинского оборудования), соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), является изыточным, и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в редакции с 1 июля 2020 года.
На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности, несут административную ответственность как должностные лица.
Судья районного суда сделал обоснованный вывод о правомерности привлечения должностного лица Краузе О.В., утвердившей документацию об электронном аукционе, к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие автора жалобы с выводами, изложенными в обжалуемых актах, не является основанием для удовлетворения жалобы, поскольку не свидетельствует об отсутствии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 021/04/7.30-1211/2020 от 13 ноября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 февраля 2021 года, вынесенные в отношении главного врача БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики Краузе Ольги Вячеславовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Краузе О.В. - без удовлетворения.
Судья А.В.Голубев