Гр. дело № 2-271/2023
04RS0022-01-2023-000391-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Тарбагатай 05 июля 2023 г.
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Ильиной М.Т., при помощнике судьи Соболевой Л.А.,
с участием представителя истца Хайдаповой Н.Ц., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» Медведевой А.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации МО СП «Большекуналейское», Администрации МО «Тарбагатайский район» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, просит с учетом уточнения иска обязать администрацию МО «Тарбагатайский» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать семь несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных в координатах GPS границ:
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Площадь | 6473,12 кв.м. |
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой был выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в Тарбагатайском районе. Обследованием указанных мест установлено, что твердые коммунальные отходы накапливаются вне специально оборудованных мест для их размещения. Круг лиц, осуществляющих размещение отходов, не установлен. В ходе проверки собственники отходов, размещенных на земельном участке, не установлены, в связи с чем собственником отходов является орган местного самоуправления, ответственный за данный земельный участок.
Определением суда от 07.06.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена Администрация МО «Тарбагатайский район».
Определение от 23.06.2023 г. приняты к производству уточнения исковых требований, в качестве соответчика привлечена Администрация МО «Тарбагатайский район».
Представитель истца помощник прокурора Тарбагатайского района РБ Хайдапова Н.Ц., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала. В случае удовлетворения требования сроки исполнения оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» Медведева А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования признала, суду пояснила, что земельным отделом проверялась информация, содержащаяся в исковом заявлении, действительно свалка находится на неразграниченной территории, лицом ответственным за указанные земли является районная администрация. Просили предоставить срок исполнения решения до конца 2024 года, поскольку бюджет на 2023 г. уже сформирован.
Представитель ответчика Администрации МО СП «Большекуналейское» глава поселения Мальцева Г.А. в судебное заседание не явилась, будучи уведомленной о дате и времени судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования не признала.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Прокуратурой Тарбагатайского района РБ, установлено, что на территории МО СП «Большекуналейское» Тарбагатайского района размещена несанкционированная свалка.
В справке экологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Республики Бурятия по охране природы ФИО5 дано заключение о компонентном составе несанкционированных свалок ТКО. Представителями ответчиков не оспаривалось наличие твердых коммунальных отходов на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно справке о результатах спутниковой геодезической съемки от ДД.ММ.ГГГГ определены координаты свалок, по результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и результатов геодезической съемки установлено, что свалка №5, площадью 16563,96 кв.м., расположена в границах кадастрового квартала №, на неразграниченной территории, в границах населенного пункта Большой Куналей, в границах МО СП «Большекуналейское», в границах муниципального образования «Тарбагатайский район».
Обследованием указанных мест установлено, что твердые коммунальные отходы накапливаются вне специально оборудованных мест для их размещения. Круг лиц, осуществляющих размещение отходов, не установлен.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Закона об отходах производства и потребления, в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Отходами от использования товаров являются отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанных выше земельных участках.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В силу статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Осуществляя распоряжение земельными участками, право собственности на которые не разграничено, администрация, по сути, осуществляет полномочия собственника в отношении этих участков, фактически находящихся в ее ведении. Такое право сопряжено с обязанностью поддерживать их в надлежащем состоянии.
Органами местного самоуправления фактически осуществляются полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, право собственности на которые не разграничено, Администрация МО «Тарбагатайский район» в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении обязанности на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.
При этом доводы о невозможности исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня его вступления, заслуживают внимания, поскольку для проведения такого рода мероприятий необходимо значительное время начиная от заявки на финансирование, утверждение бюджета, заключения государственного контракта, проведения необходимых экспертиз, проведения непосредственных работ.
Учитывая сроки выделения финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки, объем производимых работ, количество свалок, суд полагает разумным установить срок исполнения решения суда для ответчиков до 01 сентября 2024 г.
Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи с чем государственная пошлина за рассмотрение дела в суде не подлежит взысканию с ответчиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Тарбагатайский район» в срок до 01 сентября 2024 г. ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных в координатах GPS границ:
№ | Система координат МСК-03 | |
X | Y | |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Площадь | 6473,12 кв.м. |
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Тарбагатайский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение изготовлено 05.07.2023 года.
Судья М.Т. Ильина