Дело <номер>
28RS0<номер>-95
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Залуниной Н.Г.,
при секретаре Ващуке Ю.В.,
с участием истца Мануйловой М.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Чирцова Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мануйловой Марины Владимировны к администрации <адрес>, министерству социальной защиты населения Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, оспаривании решения, возложении обязанности,
установил:
Мануйлова М.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Чирцова Д.Р., Чирцовой С.Р., обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации истец и члены ее семьи: сын ФИО3, дочь ФИО2 постоянно проживали в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, где также в установленном порядке были зарегистрированы. В результате чрезвычайной ситуации были нарушены условия жизнедеятельности, кроме того произошла утрата имущества первой необходимости, данный факт подтверждён актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъёма уровня реки Амур в июне 2021 года и заключением об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъёма уровня реки Амур в июне 2021 года. Учитывая, что администрацией <адрес> о включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости отказано, с учетом уточненных требований истец просит:
- признать Мануйлову Марину Владимировну и членов ее семьи: ФИО3 и ФИО2 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес>»;
- обязать администрацию <адрес> включить ФИО1 и членов ее семьи ФИО3 и ФИО2 в список граждан нуждающихся в выплате на производство капитального ремонта в размере 6 000 рублей за 1 квадратный метр общей площадью, а всего 1 636 200 рублей 00 копеек за счет средств федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта, а также средства областного бюджета.
- обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> произвести ФИО1 и членов ее семьи ФИО3 и ФИО2 выплате на производство капитального ремонта в размере 6 000 рублей за 1 квадратный метр общей площадью, а всего 1 636 200 рублей 00 копеек за счет средств федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта, а также средства областного бюджета.
- признать незаконным решение министерства социальной защиты населения по Амурской области об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт, выраженное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ <номер>
- обратить решение суда к немедленному исполнению.
Истец Мануйлова М.В. в судебном заседании поддержала доводы искового заявления, на их удовлетворении настаивала, указав, что сейчас семья проживает в пострадавшем доме, так как иного места жительства не имеют. Квартира по адресу <адрес>, пер. Чудиновский, <адрес>, общей площадью 53,2 квадратных метра принадлежит Мануйловой М.В. на праве собственности в размере 1/15 доли, что составляет 3,55 квадратных метра, ФИО2 - <номер>, что составляет 7,1 квадратных метра, ФИО3 - 2/15 доли, что составляет 7,1 квадратных метра. Данные доли принадлежат истцу на основании договора дарения доли <адрес> АА <номер> зарегистрированного нотариусом ФИО6 за номером в реестре <номер> от ДД.ММ.ГГГГ. Также на основании договора купли продажи <адрес> АБ <номер>, зарегистрированным нотариусом за номером в реестре 78/46-н/<номер> ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит квартира общей площадью 31,1 квадратного метра по адресу <адрес>, корпус 2 литер, <адрес>.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещёнными о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ с согласия истца суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2019 № 1327 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями» предусмотрено, что мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, являвшихся на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп. «а» п. 6 Правил).
Постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, подп. 1 п. 1.1 которых предусмотрен порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области, выплаты на осуществление такими гражданами капитального ремонта, источником финансирования которых являются средства федерального бюджета и (или) средства областного бюджета.
В п. 1.3 Правил указано, что право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Как следует из материалов дела, в результате в результате подъёма реки Амур в мае 2021 года (распоряжением Губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р на территории Амурской области с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации) пострадало жилое помещение по адресу: пер. <адрес> <адрес>. Из заключения межведомственной комиссии администрации <адрес> <номер> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помещение подлежит капитальному ремонту.
Истец обратился в министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлением выплаты на капитальный ремонт жилого помещения. 20 октября 2021 года министерством принято уведомление <номер> об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, в котором со ссылкой на п. 1.3 Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений (утв. постановлением Правительства Амурской области от 22 октября 2019 года № 596) указано на принадлежность Мануйловой М.В. на праве собственности иных помещений расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес> литер А <адрес>
Суд не усматривает оснований для признания оспариваемого уведомления незаконным и отказывает в удовлетворении данного требования, поскольку материалами дела подтверждается, что истец Мануйлова М.В. действительно на момент введения чрезвычайной ситуации обладала 1/15 долей в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, пер. <адрес>, <адрес> (государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ) и на праве собственности на квартиру на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу <адрес> <адрес> <адрес>. (государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из ЕГРН).
Таким образом, пострадавший в результате паводка жилой являлся не единственным местом жительства истца.
Аналогичная позиция изложена в определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 августа 2021 года № 88-5386/2021.
Доводы истца о незначительности размера доли истца в другом жилом помещении основанием к удовлетворению требований служить не могут, поскольку законодательство не устанавливает минимального размера площади другого жилого помещения или его доли.
Сведений о непригодности квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>, и <адрес> <адрес> <адрес> для проживания, суду не представлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования о признании незаконным уведомления министерства социальной защиты населения <адрес> <номер> от 20 октября 2021 года об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, то не имеется оснований для удовлетворения производного требования о возложении обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории <адрес>».
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Мануйловой Марины Владимировны к администрации Благовещенского района Амурской области, министерству социальной защиты населения Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности оставить без удовлетворения полностью.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 31 мая 2022 года.
Председательствующий судья Н.Г. Залунина