Дело №2-53/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Белый. 21 мая 2018 года
Бельский районный суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Тепляковой В.К.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области по доверенности Дунаевой Л.В., представителя ответчика муниципального унитарного предприятия «БелТепло» директора Маркова И.А., представителя привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, администрации Бельского района Тверской области, по доверенности Ивановой Г.И.,
при секретаре судебного заседания Богачёвой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области к муниципальному унитарному предприятию «БелТепло» о признании действий ответчика, выразившихся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения города Белый в период с 31 января 2017 года до момента вынесения решения, возложении обязанности прекратить вышеназванные действия путем поставки населению города Белый питьевой воды соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», возложении на ответчика обязанности в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области обратилось в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга потребителей к МУП «БелТепло» о признании действий ответчика, выразившихся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения города Белый в период с 31 января 2017 года до момента вынесения решения; возложении обязанности прекратить вышеназванные действия путем поставки населению города Белый питьевой воды соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества»; возложении на ответчика обязанности в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда. В обоснование исковых требований указано, что истец на основании статьи 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, предусматривающий обращение в суды с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей. В соответствии со статьей 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области Управление Роспотребнадзора по Тверской области вправе предъявлять иски в суды о признании действий исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
При проведении в июне 2017 г. плановой проверки в отношении Муниципального унитарного предприятия «БелТепло» (далее по тексту – МУП «БелТепло») территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Ржеве, установлено, что муниципальное унитарное предприятие обеспечивает население г. Белый питьевой водой ненадлежащего качества, не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества». Согласно протоколов лабораторных исследований питьевой воды из артскважин: артезианская скважина <адрес> протокол № 5/1360 от 10.04.2017 г. выявлено несоответствие по показателям: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,9 мг/дмЗ; мутность - при нормативе 1,5 мг/дмЗ, обнаружено 1,7 мг/дмЗ; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/1362 от 10.04.2017 г. выявлено несоответствие по показателям: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,4 мг/дмЗ; жесткость общая, при нормативе 7 ож, обнаружено 8,1 ож; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/1359 от 10.04.2017 г. выявлено несоответствие по показателю: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,2 мг/дмЗ; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/1358 от 10.04.2017 г. выявлено несоответствие по показателям: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,4 мг/дмЗ; мутность при нормативе 1,5мг/дмЗ, обнаружено 2,0 мг/дмЗ; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/4405 от 02.10.2017 г. выявлено несоответствие по показателям: жесткость общая при нормативе 7ож, обнаружено 9,4 ож; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/4401 от 02.10.2017 г. выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,5 мг/дмЗ; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/4402 от 02.10.2017 г. выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,9 мг/дмЗ; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/4403 от 02.10.2017 г. выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,9 мг/дмЗ; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/4404 от 02.10.2017 г. выявлено несоответствие по показателю жесткость общая при нормативе 7 ож, обнаружено 7,7 ож. Согласно вышеуказанных протоколов исследований качество питьевой воды в артскважинах не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого доснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-гигиеническим показателям. Кроме того территориальным отделом проведено исследование питьевой воды в г. Белый в водоразборных колонках: контрольной точке <адрес> в рамках программы лабораторного обеспечения социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Тверской области. Исследования проводились ежемесячно в течение 2017 года. Согласно полученным результатам в январе 2017 года выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,1 мг/л; в феврале выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,8 мг/дмЗ; в марте - по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,37 мг/дмЗ, жесткость общая при нормативе не более 7 ож обнаружено 7,3 ож; в апреле выявлено несоответствие по показателю: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,68 мг/дмЗ, мутность при нормативе 1,5мг/л обнаружено 2,3 мг/л ; в мае выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,4 мг/дмЗ; в июне по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,83 мг/дмЗ; в августе выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,07 мг/дмЗ; в сентябре выявлено несоответствие по показателю: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,2 мг/дмЗ; в октябре выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,8 мг/дмЗ; в ноябре выявлено несоответствие по показателю: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,76 мг/дмЗ; в декабре выявлено несоответствие по показателю: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,37 мг/дмЗ.
В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В отношении юридического лица МУП «БелТепло» было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 20000 рублей.
Нарушая права граждан, проживающих в г. Белый Тверской области, на обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества, МУП «БелТепло» необоснованно нарушает закреплённые Конституцией РФ права и свободы гражданина.
Истец просит суд признать действия Муниципального унитарного предприятия «БелТепло» г. Белый Тверской области, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения города Белый в период с 31.01.17 г. до момента вынесения решения; обязать Муниципальное унитарное предприятие «БелТепло» прекратить вышеназванные действия путем поставки населению города Белый питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества»; обязать муниципальное унитарное предприятия «БелТепло» в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение Бельского районного суда.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области по доверенности Дунаевой Л.В поддержала иск по изложенным в заявлении основаниям, не возражала против увеличения сроков исполнения решения суда.
Представитель ответчика – муниципального унитарного предприятия «БелТепло» директор Маркова И.А. исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области признал, просил срок для исполнения решения суда увеличить.
Представитель администрации Бельского района Тверской области по доверенности Иванова Г.Н. не возражала против удовлетворения исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.
Согласно статье 19 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 24 от 26.09.2001, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
В соответствии с постановлением главы администрацией городского поселения город Белый №53 от 11 апреля 2017 года МУП «БелТепло» является гарантирующей организацией на территории городского поселения для централизованного системы водоснабжения и водоотведения.
Решением Собрания депутатов Бельского района Тверской области №175 от 14 сентября 2017 года и Соглашением между администрацией городского поселения город Белый и администрацией Бельского района Тверской области «О передаче осуществления полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения» от 14 сентября 2017 года полномочия городского поселения по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения переданы Бельскому району.
Судом исследованы протоколы испытаний питьевой воды от 10.04.2017 г. № 5/1359, № 5/1362, № 5/1360, № 5/1361, от 29.05.2017 № 5/2019, №5/2017, от 30.05.2017 № 5/2020, № 5/2022, № 5/2018, от 26.05.2017 №5/2016, №5/2015, от 02.10.2017 № 5/4404, № 5/4403, № 5/4402, № 5/4401, № 5/4405, от 18.12.2017 №5/6453, от05.12.2017 №5/6088, от03.11.2017 №5/49, 09.10.2017 №5/4406, от 05.09.2017 №5/3870, от 02.08.2017 №5/3357, от 04.07.2017 №5/2843, от 10. 05.2017 №5/1749, от 10.03.2017 №5/696, от 11 04.2017 №5/1353, от 28.09.2017 №5/578, от 31.01.2017 №5/214, экспертные заключения к протоколам лабораторных испытаний, из которых следует, что питьевая вода не соответствует по качеству требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» нормативам: по жесткости, железу.
В ходе подготовки дела к рассмотрению проведены радиологические исследования питьевой воды, из которых следует, что определяемые показатели бета- и альфа- активности значительно ниже контрольного уровня.
Таким образом, судом установлено и не опровергнуто ответчиком, что качество питьевой воды, подаваемой населению г. Белый МУП «БелТепло», не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателям железо, жесткость.
В связи с изложенным, в отсутствие доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязанности по организации водоснабжения, суд признает противоправным проявленное МУП «БелТепло» бездействие в вопросе организации водоснабжения питьевой водой надлежащего качества населения и считает необходимым возложить на ответчика соответствующие обязанности. Суд находит заявленные Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что устранение выявленных нарушений требует больших финансовых затрат, суд полагает целесообразным установить срок для устранения выявленных нарушений до 01 октября 2019 года.
На основании п.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при обращении в суд освобожден по закону.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Учитывая, что учредителем и собственником имущества ответчика МУП «БелТепло» является Бельский район Тверской области, суд считает необходимым освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области к муниципальному унитарному предприятию «БелТепло» о признании действий ответчика, выразившихся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения города Белый в период с 31 января 2017 года до момента вынесения решения, возложении обязанности прекратить вышеназванные действия путем поставки населению города Белый питьевой воды соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», возложении на ответчика обязанности в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда удовлетворить.
Признать действия муниципального унитарного предприятия «БелТепло», выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения города Белый в период с 31 января 2017 года по 21 мая 2018 года.
Обязать МУП «БелТепло» обеспечить соответствие качества питьевой воды в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воду централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» путем поставки населению питьевой воды надлежащего качества, соответствующей требованиям санитарным правил и норм в срок до 01 октября 2018 года.
Обязать МУП «БелТепло» в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом.
Председательствующий Теплякова В.К.
Дело №2-53/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Белый. 21 мая 2018 года
Бельский районный суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Тепляковой В.К.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области по доверенности Дунаевой Л.В., представителя ответчика муниципального унитарного предприятия «БелТепло» директора Маркова И.А., представителя привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, администрации Бельского района Тверской области, по доверенности Ивановой Г.И.,
при секретаре судебного заседания Богачёвой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области к муниципальному унитарному предприятию «БелТепло» о признании действий ответчика, выразившихся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения города Белый в период с 31 января 2017 года до момента вынесения решения, возложении обязанности прекратить вышеназванные действия путем поставки населению города Белый питьевой воды соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», возложении на ответчика обязанности в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области обратилось в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга потребителей к МУП «БелТепло» о признании действий ответчика, выразившихся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения города Белый в период с 31 января 2017 года до момента вынесения решения; возложении обязанности прекратить вышеназванные действия путем поставки населению города Белый питьевой воды соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества»; возложении на ответчика обязанности в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда. В обоснование исковых требований указано, что истец на основании статьи 40 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, предусматривающий обращение в суды с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей. В соответствии со статьей 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области Управление Роспотребнадзора по Тверской области вправе предъявлять иски в суды о признании действий исполнителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
При проведении в июне 2017 г. плановой проверки в отношении Муниципального унитарного предприятия «БелТепло» (далее по тексту – МУП «БелТепло») территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Ржеве, установлено, что муниципальное унитарное предприятие обеспечивает население г. Белый питьевой водой ненадлежащего качества, не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества». Согласно протоколов лабораторных исследований питьевой воды из артскважин: артезианская скважина <адрес> протокол № 5/1360 от 10.04.2017 г. выявлено несоответствие по показателям: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,9 мг/дмЗ; мутность - при нормативе 1,5 мг/дмЗ, обнаружено 1,7 мг/дмЗ; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/1362 от 10.04.2017 г. выявлено несоответствие по показателям: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,4 мг/дмЗ; жесткость общая, при нормативе 7 ож, обнаружено 8,1 ож; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/1359 от 10.04.2017 г. выявлено несоответствие по показателю: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,2 мг/дмЗ; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/1358 от 10.04.2017 г. выявлено несоответствие по показателям: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,4 мг/дмЗ; мутность при нормативе 1,5мг/дмЗ, обнаружено 2,0 мг/дмЗ; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/4405 от 02.10.2017 г. выявлено несоответствие по показателям: жесткость общая при нормативе 7ож, обнаружено 9,4 ож; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/4401 от 02.10.2017 г. выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,5 мг/дмЗ; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/4402 от 02.10.2017 г. выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,9 мг/дмЗ; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/4403 от 02.10.2017 г. выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,9 мг/дмЗ; артезианская скважина <адрес> протокол № 5/4404 от 02.10.2017 г. выявлено несоответствие по показателю жесткость общая при нормативе 7 ож, обнаружено 7,7 ож. Согласно вышеуказанных протоколов исследований качество питьевой воды в артскважинах не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого доснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-гигиеническим показателям. Кроме того территориальным отделом проведено исследование питьевой воды в г. Белый в водоразборных колонках: контрольной точке <адрес> в рамках программы лабораторного обеспечения социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Тверской области. Исследования проводились ежемесячно в течение 2017 года. Согласно полученным результатам в январе 2017 года выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,1 мг/л; в феврале выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,8 мг/дмЗ; в марте - по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,37 мг/дмЗ, жесткость общая при нормативе не более 7 ож обнаружено 7,3 ож; в апреле выявлено несоответствие по показателю: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,68 мг/дмЗ, мутность при нормативе 1,5мг/л обнаружено 2,3 мг/л ; в мае выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,4 мг/дмЗ; в июне по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,83 мг/дмЗ; в августе выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,07 мг/дмЗ; в сентябре выявлено несоответствие по показателю: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,2 мг/дмЗ; в октябре выявлено несоответствие по показателю железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,8 мг/дмЗ; в ноябре выявлено несоответствие по показателю: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 0,76 мг/дмЗ; в декабре выявлено несоответствие по показателю: железо при нормативе 0,3 мг/дмЗ, обнаружено 1,37 мг/дмЗ.
В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В отношении юридического лица МУП «БелТепло» было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 20000 рублей.
Нарушая права граждан, проживающих в г. Белый Тверской области, на обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества, МУП «БелТепло» необоснованно нарушает закреплённые Конституцией РФ права и свободы гражданина.
Истец просит суд признать действия Муниципального унитарного предприятия «БелТепло» г. Белый Тверской области, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения города Белый в период с 31.01.17 г. до момента вынесения решения; обязать Муниципальное унитарное предприятие «БелТепло» прекратить вышеназванные действия путем поставки населению города Белый питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества»; обязать муниципальное унитарное предприятия «БелТепло» в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение Бельского районного суда.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области по доверенности Дунаевой Л.В поддержала иск по изложенным в заявлении основаниям, не возражала против увеличения сроков исполнения решения суда.
Представитель ответчика – муниципального унитарного предприятия «БелТепло» директор Маркова И.А. исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области признал, просил срок для исполнения решения суда увеличить.
Представитель администрации Бельского района Тверской области по доверенности Иванова Г.Н. не возражала против удовлетворения исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.
Согласно статье 19 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 24 от 26.09.2001, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
В соответствии с постановлением главы администрацией городского поселения город Белый №53 от 11 апреля 2017 года МУП «БелТепло» является гарантирующей организацией на территории городского поселения для централизованного системы водоснабжения и водоотведения.
Решением Собрания депутатов Бельского района Тверской области №175 от 14 сентября 2017 года и Соглашением между администрацией городского поселения город Белый и администрацией Бельского района Тверской области «О передаче осуществления полномочий по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения» от 14 сентября 2017 года полномочия городского поселения по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения переданы Бельскому району.
Судом исследованы протоколы испытаний питьевой воды от 10.04.2017 г. № 5/1359, № 5/1362, № 5/1360, № 5/1361, от 29.05.2017 № 5/2019, №5/2017, от 30.05.2017 № 5/2020, № 5/2022, № 5/2018, от 26.05.2017 №5/2016, №5/2015, от 02.10.2017 № 5/4404, № 5/4403, № 5/4402, № 5/4401, № 5/4405, от 18.12.2017 №5/6453, от05.12.2017 №5/6088, от03.11.2017 №5/49, 09.10.2017 №5/4406, от 05.09.2017 №5/3870, от 02.08.2017 №5/3357, от 04.07.2017 №5/2843, от 10. 05.2017 №5/1749, от 10.03.2017 №5/696, от 11 04.2017 №5/1353, от 28.09.2017 №5/578, от 31.01.2017 №5/214, экспертные заключения к протоколам лабораторных испытаний, из которых следует, что питьевая вода не соответствует по качеству требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» нормативам: по жесткости, железу.
В ходе подготовки дела к рассмотрению проведены радиологические исследования питьевой воды, из которых следует, что определяемые показатели бета- и альфа- активности значительно ниже контрольного уровня.
Таким образом, судом установлено и не опровергнуто ответчиком, что качество питьевой воды, подаваемой населению г. Белый МУП «БелТепло», не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателям железо, жесткость.
В связи с изложенным, в отсутствие доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязанности по организации водоснабжения, суд признает противоправным проявленное МУП «БелТепло» бездействие в вопросе организации водоснабжения питьевой водой надлежащего качества населения и считает необходимым возложить на ответчика соответствующие обязанности. Суд находит заявленные Управлением Роспотребнадзора по Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что устранение выявленных нарушений требует больших финансовых затрат, суд полагает целесообразным установить срок для устранения выявленных нарушений до 01 октября 2019 года.
На основании п.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при обращении в суд освобожден по закону.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Учитывая, что учредителем и собственником имущества ответчика МУП «БелТепло» является Бельский район Тверской области, суд считает необходимым освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Тверской области к муниципальному унитарному предприятию «БелТепло» о признании действий ответчика, выразившихся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения города Белый в период с 31 января 2017 года до момента вынесения решения, возложении обязанности прекратить вышеназванные действия путем поставки населению города Белый питьевой воды соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», возложении на ответчика обязанности в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда удовлетворить.
Признать действия муниципального унитарного предприятия «БелТепло», выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды, противоправными в отношении населения города Белый в период с 31 января 2017 года по 21 мая 2018 года.
Обязать МУП «БелТепло» обеспечить соответствие качества питьевой воды в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воду централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» путем поставки населению питьевой воды надлежащего качества, соответствующей требованиям санитарным правил и норм в срок до 01 октября 2018 года.
Обязать МУП «БелТепло» в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации до потребителей решение суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бельский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом.
Председательствующий Теплякова В.К.