Дело №
24RS0№-06
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
21 февраля 2024 года <адрес>
Енисейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Постарнак Ю.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора ФИО6,
представителей ответчиков ФИО7, ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Енисейского межрайонного прокурора ФИО5, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края, администрации <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
заместитель Енисейского межрайонного прокурора ФИО5, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском с учетом уточнений о возложении обязанности на МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией помещения здания и территории МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края по адресу: <адрес>, о возложении на администрацию <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>» выделить финансирование на обеспечение оборудования системами оповещения и управления эвакуацией помещений указанного здания и территории.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что в МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края отсутствует система оповещения и управления эвакуацией. В связи с выявленными нарушениями об обеспечении безопасных условий обучения, директору образовательного учреждения вынесено представление об устранении указанных нарушений, однако на дату проверки меры по устранению законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объекта не приняты, система оповещения и управления эвакуацией в учреждении отсутствует.
Определением Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО6, поддержала заявленные исковые требования с учетом уточнений, дополнительно пояснила, что в образовательном учреждении установлено недостаточное количество систем оповещения и управления эвакуацией.
В судебном заседании представители ответчиков администрации <адрес> – ФИО7 и МКУ «Управление образования <адрес>» - ФИО8 не возражали против удовлетворения заявленных требований, полагали, что срок для реализации мер антитеррористической защищенности объекта является достаточным.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края, третьего лица Министерства образования <адрес>, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Статья 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает создание необходимых условий для охраны воспитанников в образовательной организации. Нормы этой статьи возлагают ответственность за создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся образовательных учреждений на должностных лиц этих учреждений. Именно образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), действующие с ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования).
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с пп» «д» п. п.24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, в том числе: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники (п. 31 Требований).
Как установлено в судебном заседании, в рамках проведенной проверки, ДД.ММ.ГГГГ Енисейским межрайонным прокурором в адрес директора МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму в сфере образования, выразившиеся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией.
В ответ на вышеуказанное представление ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края ФИО9 сообщила, что образовательным учреждением направлено ходатайство в адрес МКУ «Управление образования <адрес>» о выделении дополнительного финансирования для выполнения работ по монтажу системы оповещения и управления эвакуацией в здании в <данные изъяты>.
В адрес МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края от ИП ФИО10 направлено коммерческое предложение о возможности заключения контракта на выполнение работ по монтажу системы оповещения и управления эвакуацией в здании МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес>. Стоимость работ <данные изъяты> руб.
12.12.2022г. МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» г.<данные изъяты>.
В ходе проверки, проведенной Енисейской межрайонной прокуратурой в порядке контроля в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что меры по устранению нарушений законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействий экстремизму и терроризму в образовательном учреждении МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края не приняты, система оповещения и управления эвакуацией в учреждении отсутствует.
По результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной помощником Енисейского межрайонного прокурора, установлено, в МБОУ СШ № установили систему оповещения и эвакуации, однако количество громкоговорителей не обеспечивает оповещения на всей территории здания образовательного учреждения, дополнительно требуется установить 5 громкоговорителей, микрофон в кабинет директора, а также оборудовать отдельно стоящее здание «лыжная база», в котором также осуществляется образовательный процесс.
Согласно акта комиссионной проверки система оповещения и управления эвакуацией в здании школы требует усиления, поскольку не охватывает всю территорию здания.
В соответствии с п. 31 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы « оповещения » и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение » людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Кроме того, согласно п.п. 41, 42 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» система оповещения должна обеспечивать: подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; возможности выдачи речевых сообщений в автоматическом режиме и в ручном режиме через микрофон; автоматический переход на электропитание от резервного источника. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений. Управление системой оповещения » должно осуществляться из специального помещения.
Принимая во внимание установленные требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, суд приходит к выводу, что в настоящее время установленные в ходе проверки нарушения требований антитеррористического законодательства не устранены, учитывая, что системы оповещения и управления эвакуацией МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края не обеспечивают необходимую слышимость и разборчивость передаваемой речевой информации во всех помещениях здания и территории образовательного учреждения.
МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края является юридическим лицом, несет ответственность в установленном законом порядке, в том числе за жизнь и здоровье своих воспитанников и работников.
В соответствии с п. 1.3 Устава МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края учредителем образовательного учреждения является МО <адрес>, в лице администрации <адрес>. Часть функции учредителя (за исключением ликвидации и реорганизации) выполняет МКУ «Управление образования <адрес>».
Финансирование обеспечение деятельности МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края, осуществляется путем предоставления субсидии (п.3.1).
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления Отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Одновременно с этим п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из взаимосвязанного содержания этих норм следует, что на администрацию <адрес> как орган местного самоуправления возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма, в том числе, меры по оснащению переданных подведомственным образовательным учреждениям зданий необходимым в этих целях оборудованием.
Таким образом, возложение обязанности на администрацию <адрес> и МКУ «Управление образования <адрес>» по обеспечению финансирования мероприятий, повышающих уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции названного органа. При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению требований и обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
При таких обстоятельствах, суд находит, что исковые требования прокурора являются обоснованными, поскольку преследуют цель устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства о противодействии терроризму, направленные на обеспечение общественной безопасности, предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, и подлежат удовлетворению.
Срок, в который истец просит суд обязать произвести определенные действия до ДД.ММ.ГГГГ, суду представляется суду разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края к администрации <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>» о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта – удовлетворить.
Возложить обязанность на МБОУ «Средняя школа № им. ФИО4» <адрес> края, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать помещения здания и территорию образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечив необходимую слышимость и разборчивость передаваемой речевой информации во всех помещениях здания и территории образовательного учреждения.
Возложить обязанность по финансированию вышеуказанных мероприятий на администрацию <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Енисейский районный суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В.Постарнак
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.