Судья Игушева И.В. Дело № 12-183/2024 (№ 5-939/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Куприенковой Л.А., рассмотрев в г. Сыктывкаре Республики Коми 03 июля 2024 года в открытом судебном заседании жалобу защитника ИП Мингазовой О.С. - Теплякова М.В. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Мингазовой О.С.,
установил:
26 апреля 2024 года государственным инспектором Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Коми МТУ Ространснадзора по СЗФО Кармановой Е.Н. в отношении ИП Мингазовой О.С. составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 мая 2024 года ИП Мингазова О.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Выражая несогласие с вынесенным судом постановлением, защитником ИП Мингазовой О.С. - Тепляковым М.В. в Верховный Суд Республики Коми подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене оспариваемого постановления, со ссылкой на неверную квалификацию правонарушения, так как суда отсутствуют последствия, в соответствии с которыми данное правонарушение квалифицируется как грубое.
ИП Мингазова О.С., надлежаще извещённая о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, её защитник Тепляков В.М. доводы жалобы поддержал.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, заслушав защитника, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 поименованного Кодекса.
В силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1616 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, в силу пункта 39 которого к грубым нарушениям лицензионных требований по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами при осуществлении лицензируемой деятельности отнесено нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании.
Согласно подпункту "а" пункта 8 названного Положения, лицензиат обязан использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании ( за исключением аренды автобусов с экипажем), информация о которых внесена в реестр лицензий.
Подпунктом "д" пункта 8 указанного Положения предусмотрено, что лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года № 2216 утверждены "Правила оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации".
Пунктом 2 Правил установлено, что оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается их собственниками (владельцами) в соответствии с технической документацией производителей аппаратуры спутниковой навигации.
Согласно пункту 3 Правил, транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям:
а) соответствует требованиям технического регламента;
б) обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - система):
в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта;
в региональные, муниципальные и иные информационные системы (по решению собственника (владельца) транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи);
в) предусматривает наличие персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы.
Исходя из пункта 4 Правил, при оснащении транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается установка аппаратуры спутниковой навигации на транспортном средстве и ее идентификация в системе.
В отношении аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортные средства до даты вступления в силу настоящих Правил и соответствующей требованиям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящих Правил, обеспечивается ее идентификация в системе.
Согласно пункту 7 правил при идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что по итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе оператором системы оформляется свидетельство в электронном виде и направляется на адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства, размещенный в системе в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, в течение 24 часов после такой идентификации.
Частью 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Частью 8 статьи 3.2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.
Основанием для привлечения ИП Мингазовой О.С. к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом судебном акте выводы о допущенных названным юридическим лицом грубых нарушениях лицензионных требований по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Так, из материалов дела следует, что 09 апреля 2024 года в 15 часов 30 минут по адресу: <Адрес обезличен>, на основании решения о проведении постоянного рейда от 09 января 2024 года № 1 произведён осмотр транспортного средства в процессе его эксплуатации, ..., свидетельство о регистрации ... от 05 апреля 2024 года, собственник (владелец) Мингазова О.С., путевой лист <Номер обезличен> от 09 апреля 2024 года, выданный перевозчиком ИП Мингазова О.С., под управлением П. , используемое при осуществлении лицензируемого вида деятельности, связанного с коммерческой перевозкой пассажиров автобусами лицензиата, по регулярному городскому маршруту ....
По результатам проверки в отношении лицензиата ИП Мингазова О.С. были выявлены факты нарушений, отразившиеся в необеспечении соблюдения и выполнения установленных обязательных требований и условий, предусмотренных утверждёнными законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта предъявляемых при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автобуса при совершении вышеуказанной перевозки, подтверждаемые их указанием в акте постоянного рейда от 09 апреля 2024 год, а именно сведения о транспортном средстве не включены в реестр лицензии ИП Мингазова О.С., автотранспортное средство не оснащено в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАС или ГЛОНАСС/GPS.
Фактические обстоятельства вменённого ИП Мингазовой О.С. административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в числе которых протокол об административном правонарушении <Номер обезличен> от 26 апреля 2024 года; лицензия <Номер обезличен> от 03 июня 2019 года, акт постоянного рейда от 09 апреля 2024 года, протокол инструментального обследования от 09 апреля 2024 года, и иными доказательствами, оцененными в совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда, установив, что при осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта ИП Мингазовой О.С. грубо нарушены лицензионные требования при осуществлении лицензируемой деятельности, пришёл к верному выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что выявленные в ходе проверки нарушения лицензионных требований не являются грубыми, признаются необоснованными, а равно оснований для переквалификации действий индивидуального предпринимателя с части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматриваю, поскольку в данном случае невыполнение требований законодательства создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 39 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, к грубым нарушениям лицензионных требований по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами при осуществлении лицензируемой деятельности отнесено нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании.
К таким последствиям названная норма Федерального закона относит: - возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; - человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Таким образом, грубое нарушение лицензионных требований, предъявляемых к деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, всегда сопряжено с угрозой причинения или причинением вреда выше названным объектам защиты.
Указанные обстоятельства, в том числе следуют и из постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, которым предусмотрено, что оснащением аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат также автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, при этом эти действия производятся в целях обеспечения повышения уровня безопасности перевозок пассажиров.
При этом полагаю, что применительно к установленным требованиям Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, считаю, что выявленные нарушения ИП Мингазовой О.С. требований закона по обстоятельствам использования для перевозок пассажиров автобуса, не включённого в лицензию, не являются грубыми, поскольку не влекут за собой предусмотренных частью части 10 статьи 19.2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" последствий.
С учётом изложенного, довод заявителя о переквалификации содеянного отклоняется, поскольку в действиях ИП Мингазовой О.С. установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ИП Мингазова О.С. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из постановления, наказание ИП Мингазовой О.С. назначено с учётом положений статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, применяя указанную норму, судья не учёл положения части 4 данной статьи, согласно которой правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Примечанием 1 к статье 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Однако принимая во внимание, что судьёй городского суда при назначении наказания были учтены характер совершённого правонарушения и соразмерность назначенного наказания, полагаю возможным указать на назначение наказания с применением требований частей 3.2. и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и оставить назначенное судьёй городского суда наказание без изменения.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 мая 2024 года изменить, исключив из него указание на назначение наказания с применением положений статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 мая 2024 года оставить без изменения, жалобу защитника ИП Мингазовой О.С. - Теплякова М.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья - В.М. Соболев
Копия верна, судья Соболев В.М