Дело: 2-46/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тарногский Городок 19 марта 2019 года
Тарногский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Игошкиной О.В.,
при секретаре Гусевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах к Администрации Спасского сельского поселения о признании действий незаконными и устранении нарушений требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах обратилось в суд с исковым заявлением к Администрации Спасского сельского поселения о признании действий незаконными и устранении нарушений требований санитарного законодательства.
В обоснование иска указали, что в ходе проведения плановой проверки в ноябре-декабре 2017 г. в отношении Администрации Тарногского сельского поселения было установлено, что деятельность администрации осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы», СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», СанПиН 40-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», а именно:
- измерения факторов трудового процесса, физических факторов на рабочих местах работников администрации посредством проведения лабораторных исследований и замеров (электромагнитное излучение от ПЭВМ, освещенность), на рабочем месте водителя (шум, вибрация) с периодичностью, установленной программой производственного контроля, санитарными правилами и государственными стандартами, не проводятся (ст.ст. 11, 25 № 52- ФЗ, п.п. 2.5, 2.4 СП 1.1.1058-01, п. 1.8 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);
- площадки для сбора мусора на всех кладбищах Спасского сельского поселения не имеют твердого покрытия (асфальтирование, бетонирование) (п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11);
- на кладбищах, расположенных у деревень: д. ……………………………., отсутствуют общественные туалеты выгребного типа (п. 6.4 СанПиН 40-128-4690-88);
- не разработана Генеральная схема очистки населенных пунктов территории Спасского сельского поселения (п. 1.2 СанПиН 40-128-4690-88).
За выявленные нарушения юридическое лицо привлечено к административной ответственности, 13 декабря 2017 г. вынесено предписание № 352/02-24 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 1 октября 2018 года, однако до настоящего времени данные нарушения не устранены.
Отмечают, что Генеральная схема очистки населенного пункта является основным документом, определяющим систему санитарного состояния территории населенных пунктов сельского поселения, работники администрации при своей деятельности работают с ПВЭМ, что является вредным производственным фактором, общественные кладбища находятся в ведении органа местного самоуправления - администрации сельского поселения, поэтому требования СанПиН являются обязательными для исполнения.
Просят суд признать бездействие Администрации Спасского сельского поселения, выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства незаконным, обязать Администрацию Спасского сельского поселения в срок до 1 ноября 2019 г.:
- обеспечить проведение измерений факторов трудового процесса, физических факторов на рабочих местах работников администрации посредством проведения лабораторных исследований и замеров (электромагнитное излучение от ПЭВМ, освещенность), на рабочем месте водителя (шум, вибрация) с периодичностью, установленной программой производственного контроля, санитарными правилами и государственными стандартами, в соответствии со ст.ст. 11, 25 № 52- ФЗ, п.п. 2.5, 2.4 СП 1.1.1058-01, п. 1.8 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03;
- оборудовать площадки для сбора мусора на всех кладбищах Спасского сельского поселения твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) в соответствии с. п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11;
- оборудовать на кладбищах, расположенных у деревень: ………………………, общественные туалеты выгребного типа в соответствии с п. 6.4 СанПиН 40-128-4690-88);
- разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов территории Спасского сельского поселения в соответствии с п. 1.2 СанПиН 40-128-4690-88.
Представитель истца территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, исковые требования поддерживают, срок устранения нарушений оставляют на усмотрение суда..
Представитель ответчика администрации Спасского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, исковые требования признают, просят увеличить срок для устранения нарушений до 1 июля 2020 г.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения в том числе юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (п. 1 ст. 2, ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии с п. 1.8 СанПиН 2.2.2 2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" СанПиН 2.2.2/2.4.2620-10 "Изменения N 2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" Юридическими лицами в процессе эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
В силу ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.3 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения области относится к вопросам местного значения городских поселений - п.22 ч.1 вышеуказанного закона.
В соответствии со ст.1 Законом Вологодской области «О внесении изменений в закон области «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» закреплено за сельскими поселениями области вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 15,18,22,37,39 ч.1 с.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в российской Федерации».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г. № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Гигиенические требования к водоснабжению, канализации, санитарной очистке территории кладбищ, зданиям и сооружениям похоронного назначения установлены разделом 6 данного СанПиН.
Пункт 6.6 СанПиН предусматривает, что на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (п.6.7).
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (п. 6.4).
В силу п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта.
Согласно Уставу Спасского сельского поселения ст.4 к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, участие в деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что на территории поселения захоронения умерших осуществляется на следующих кладбищах: кладбище у ……………………... Кладбища являются объектом 5 класса опасности.
Согласно справке администрации Спасского сельского поселения в администрации поселения работают ВрИП главы Спасского сельского поселения – К.О.П., главный специалист по земельным и имущественным вопросам – Ф.Н.В., водитель – Р.Н.Я. Более 50% за компьютером работают специалисты администрации.
Постановлением администрации Спасского сельского поселения от 26 января 2017 г. № 7-а утверждена программа производственного контроля со соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий на 2017 – 2018 годы, которой утвержден перечень физических факторов в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, в перечне, в том числе, указаны факторы – шум, вибрация, объект исследования – автомашина, периодичность проб – 1 раз в год.
Как видно из материалов дела по результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с 30 ноября 2017 г. по 13 декабря 2017 г. в отношении администрации Спасского сельского поселения, были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтверждается актом проверки № 249/02-24 от 13.12.2017 г. В перечне акта проверки также отражены нарушения, указанные в иске.
Постановлением главного государственного санитарного врача в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах от 14 декабря 2017 года администрация Спасского сельского поселения привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде предупреждения. Постановление обжаловано не было и вступило в законную силу.
13 декабря 2017 года в адрес администрации поселения вынесено предписание № 352/02-24 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в указанный в предписании срок – 1 октября 2018 года.
2 октября 2018 года администрацией Спасского сельского поселения представлена в адрес территориального отдела Роспотребнадзора информация, из которой следует, что проведение плановой оценки условий труда планируется в 2019 году; приобретены бетонные плиты для оборудования площадок для сбора мусора на кладбищах. В связи с недостатком денежных средств работы по оборудованию площадок планируется закончить в 2019 г.; ведется строительство общественных туалетов выгребного типа, работы будут закончены в ноябре 2018 г., разработка генеральной схемы очистки населенных пунктов требует финансовых затрат, в бюджете поселения денежные средства в 2018 г. не запланированы.
На момент рассмотрения дела сведений об исполнении ответчиком предписания Роспотребнадзора не представлено.
Невыполнение ответчиком требований предписаний нарушает права граждан, т.к. санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из условий реализации, предусмотренных ст.41, ст.42 Конституции РФ права на охрану здоровья и медицинскую помощь и права на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, признав незаконным бездействие ответчика в неисполнении требований санитарного законодательства и обязав устранить их, вместе с тем учитывая, финансовое положение ответчика, и принимая во внимание мнения истца, и то обстоятельство, что для устранения недостатков необходимо время и значительные финансовые затраты, полагает возможным определить время их устранения до 1 июля 2020 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах к Администрации Спасского сельского поселения о признании действий незаконными и устранении нарушений требований санитарного законодательства удовлетворить:
Признать бездействие Администрации Спасского сельского поселения (ОГРН ……., ИНН …….., юридический адрес: Вологодская область, Тарногский район, д. ……..), выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства незаконным.
Обязать Администрацию Спасского сельского поселения в срок до 1 июля 2020 г.:
- обеспечить проведение измерений факторов трудового процесса, физических факторов на рабочих местах работников администрации посредством проведения лабораторных исследований и замеров (электромагнитное излучение от ПЭВМ, освещенность), на рабочем месте водителя (шум, вибрация) с периодичностью, установленной программой производственного контроля, санитарными правилами и государственными стандартами, в соответствии со ст.ст. 11, 25 № 52- ФЗ, п.п. 2.5, 2.4 СП 1.1.1058-01, п. 1.8 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03;
- оборудовать площадки для сбора мусора на кладбищах Спасского сельского поселения (…………………………………..) твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) в соответствии с. п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11;
- оборудовать на кладбищах, расположенных у деревень: ………………………., общественные туалеты выгребного типа в соответствии с п. 6.4 СанПиН 40-128-4690-88);
- разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов территории Спасского сельского поселения в соответствии с п. 1.2 СанПиН 40-128-4690-88.
Решение может быть обжалованов апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение месяца.
Судья Игошкина О.В.