Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-259/2023 ~ М-175/2023 от 26.01.2023

УИД № 89RS0013-01-2023-000191-22                                                                                копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2023 года                                                        г.Губкинский ЯНАО

Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Лапицкой И.В.,

            при секретаре судебного заседания Григорьевой Е.В.,

            с участием: помощника прокурора г.Губкинский Буторова А.Н.,

            представителя ответчика МБУ «Автодорсервис» Александрова Ю.В., действующего на основании доверенности № 1 от 13 декабря 2022 года,

            представителя третьего лица Администрации г.Губкинский Оленичевой И.И., действующей на основании доверенности № 05-13ж/14 от 3 февраля 2023 года,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-259/2023 по исковому заявлению прокурора г.Губкинский в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному бюджетному учреждению «Автодорсервис» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Губкинский обратился в суд в интересах РФ и неопределенного круга лиц к МБУ «Автодорсервис» о возложении обязанности убрать из границ водоохранной зоны реки Етуяха отходы производства и потребления, размещенные на полигоне ТБО и ТПО г.Губкинского в срок до 1 июля 2023 года и взыскании государственной пошлины. В обоснование исковых требований указано, что в результате проведенной прокурором проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности МБУ «Автодорсервис» при эксплуатации полигона ТБО и ТПО г.Губкинский было выявлено, что в нарушения ч. 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пп. 2 п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ ответчиком допущено размещение и захоронении отходов в водоохраной зоне р.Етуяха. Постановлением Администрации г.Губкинского от 25 марта 2022 № 567 земельный участок, на котором расположен полигон ТБО и ТПО г.Губкинского, был передан МБУ «Автодорсервис» в постоянное бессрочное пользование. Эксплуатация полигона ТБО и ТПО г.Губкинский осуществляется МБУ «Автодорсервис», в том числе на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Инновационные технологии», в соответствии с которым ответчик взял на себя обязательство оказывать услуги по транспортировке ТКО с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года, между сторонами 9 декабря 2019 года также был заключен договор № ЗТКО/02-2019 на захоронение отходов. Приказом ДПРР лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 20 ноября 2020 года № 4145 установлены границы водоохранных зон, границ прибрежных защитных полос и береговых линий водных объектов в границах МО г. Губкинский, для реки Етуяха данным приказом установлена ширина водоохранной зоны -100 метров, прибрежная защитная полоса - 50 метров., в ходе проверки были произведены замеры географических координат фактического размещения отходов. Согласно экспертному заключению № 03/04-13682 от 28 июля 2022 года ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» границы действующей рабочей карты находятся в границах водоохранной зоны р. Етуяха (59,68 метров до реки Етуяха). Границы закрытой карты также находятся в границах водоохранной зоны (47,75 метров до р.Етуяха). 10 августа 2022 года в адрес МБУ «Автодорсервис» прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, но требования прокурора об исключении отходов из водоохранной зоны ответчиком в полном объеме не исполнены. Размещение отходов в границах водоохранной зоны нарушает права неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду и интересы Российской Федерации, как лица, являющегося гарантом чистой и безопасной окружающей среды.

В судебном заседании помощник прокурора г.Губкинский Буторов А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, не возражал против установления более длительного срока исполнения решения суда, чем указано в иске.

Представитель ответчика МБУ «Автодорсервис» Александров Ю.В., действующий на основании доверенности (л.д. 86), согласился с заявленными прокурором требованиями, указал, что ответчиком ведутся работы по очистке водоохранной зоны, но с учетом объема работ и материальных затрат указанного в иске срока для этого недостаточно, просил установить данный срок до 28 октября 2023 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Администрации г.Губкинский Оленичева И.И., действующая на основании доверенности (л.д. 87), не возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований и установления ответчику срока устранения выявленных нарушений до 28 октября 2023 года.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27 Закона РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно экологической доктрине Российской Федерации, сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ).

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды).

Статьей 34 Закона об охране окружающей среды установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при которой проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно ч. 1. ст. 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В силу ч. 1. ст. 65 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В силу пп.2 п. 15 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены

Как установлено судом, приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 2 августа 2016 года № 101-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016 - 2025 годов» полигон ТБО и ТКО г.Губкинского включен в реестр объектов для размещения ТКО, функционирующих на территории ЯНАО.

Постановлением Администрации г.Губкинского от 25 марта 202 года № 567 МБУ «Автодорсервис» в постоянное бессрочное пользование был передан земельный участок, на котором расположен вышеуказанный полигон (л.д.28-30).

Постановлением Правительства ЯНАО от 18 апреля 2018 года № 416-П «О присвоении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» статус регионального оператора присвоен ООО «Инновационные технологии».

На основании п. 2.1 договора от 11 декабря 2020 года, заключенного между МБУ «Автодорсервис» и ООО «Инновационные технологии» МБУ «Автодорсервис» обязался оказывать услуги по транспортировке ТКО в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года (л.д. 31-52). Между МБУ «Автодорсервис» и ООО «Инновационные технологии» 9 декабря 2019 года был заключен договор № ЗТКО/02-2019 на захоронение отходов.

В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности МБУ «Автодорсервис» при эксплуатации полигона ТБО и ТПО г.Губкинский прокурором были выявлено, что ответчиком допущено размещение и захоронении отходов в водоохраной зоне реки Етуяха. Ответчику МБУ «Автодорсервис» прокурором было внесено представление № 165-22/-20711409 от 10 августа 2022 года об устранении нарушения закона (л.д. 9-11)

Согласно акту осмотра полигона ТБО и ТПО от 2 декабря 2022 года, составленном в рамках проверки фактического исполнения представления прокуратуры города от 10 августа 2022 года с участием государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Роспотребнадзора ФИО5, ведущего инженера производственного отдела Таркосалинского филиала ОАУ «Леса Ямала» ФИО6 и в присутствии представителя ответчика ФИО7, при осмотре территории полигона ТБО и ТПО, были зафиксированы географические координаты на местности по всей длине обваловки, осмотр и фиксация проводилась фотосъемка участка на сотовый телефон oneplu, координаты участка определялись навигатором garmin и отражены в приложенных к акту фототаблицах и условных изображений рабочих карт (л.д. 17-23).

Из карты-схемы р.Етуяха с указанием водоохраной зоны представленной Департаментом природных ресурсов и экологии ЯНАО (л.д. 27), следует, что координаты точек полигона №№ 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 14 попадают в границы водоохраной зоны р. Етуяха.

Представителями ответчика и третьего лица не оспаривался факт размещения ответчиком и захоронения отходов в водоохраной зоне реки Етуяха, что является нарушением действующего природоохранного законодательства.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности убрать данные отходы подлежат удовлетворению, при этом суд устанавливает срок для выполнения данной обязанности до 1 ноября 2023 года, считая с учетом объема работ срок, указанный в исковом заявлении прокурора, не достаточным.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина за рассмотрение дел судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ) подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов.

Учитывая, что прокурор на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, с ответчика в доход бюджета городского округа г.Губкинский подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей (за неимущественное требование).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Губкинский удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Автодорсервис» в срок до 1 ноября 2023 года убрать из границ водоохраной зоны реки Етуяха отходы производства и потребления, размещенные на полигоне ТБО и ТПО г. Губкинский.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Автодорсервис» ИНН 8911031777 в доход бюджета городского округа город Губкинский государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Губкинский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем его изготовления в полном объеме.

Председательствующий (подпись)                                               И.В. Лапицкая

Копия верна

Судья                                                                                                   И.В. Лапицкая

Секретарь судебного заседания                                                        Е.В. Григорьева

Решение в полном объеме изготовлено 23 марта 2023 года.

2-259/2023 ~ М-175/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Губкинский
Ответчики
МБУ "Автодорсервис"
Другие
Администрация г. Губкинского
Суд
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Лапицкая Ирина Викторовна
Дело на странице суда
gubkinskiy--ynao.sudrf.ru
26.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2023Передача материалов судье
28.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее