Дело № 2-1519/2023
УИД 39RS0002-01-2023-000073-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2023 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ивонинской И.Л.,
при секретаре Цабулеве А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ОСФР по Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением, уточенным в ходе рассмотрения дела к ОСФР по Калининградской области, указав в его обоснование, что решением от 04.02.2022 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия требуемого специального и страхового стажа. С таким решением пенсионного органа истец не согласен, поскольку в страховой стаж не были засчитаны, соответственно, не учтены следующие периоды: 28.04.1994 по 01.12.2000 B должности газосварщика ЖЭУ-7 Первомайского района Кыргызской Республики. Полагает отказ необоснованным, так как работа была непосредственно связана с вредными и тяжелыми условиями труда.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просил признать незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения с заявлением - 30.12.2021.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Ремига Ю.Ю. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска по указанным в нем основаниям.
Представитель ОСФР по Калининградской области Садкова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просила в иске отказать.
Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО3, < Дата > года рождения, < Дата > обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа № 20388-3607 от 04.10.2021 в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию отказано в связи с отсутствием специального стажа и недостаточностью страхового стажа на дату обращения за пенсией. По мнению пенсионного органа, специальный стаж составил 0 лет 0 мес. 0 дней (требуемый - 10 лет), а страховой стаж – 9 лет 7 мес. 23 дня (требуемый – 20 лет), ИПК – менее 21,0 (требуемый – 21,0).
При учете стажа истца в целях назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ пенсионным органом не включены периоды работы с 22.02.1993 по 31.01.1997 в должности машиниста электровоза на подземных работах, горнорабочего очистного забоя на подземных работах в Лениногорском полиметаллическом комбинате, Казахстан; а также с 01.02.1997 по 20.07.2010 в должности горнорабочего очистного забоя на подземных работах в Лениногорском горно-металлургическом комплексе, Казахстан.
Позиция пенсионного органа основана на том, что трудовая деятельность истца в указанные периоды проходила на территории Республики Казахстан, а компетентным органом специальный и страховой стаж в вышеуказанных организациях не подтвержден.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 названного закона право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица, проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона № 400-ФЗ на один год за каждый полный год такой работы, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента с 01.01.2021 не менее 21,0.
Согласно части 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 2 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список № 1 «Производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиям и в льготных размерах», утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, Список № 1 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда», утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее – Список № 10).
Названным Списком № 1 (раздел 1 «Горные работы» подраздел 1, код 1010100а) предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах.
Разрешая заявленные требования истца о несогласии с позицией ответчика, относительно того, что трудовая деятельность истца в указанные периоды проходила на территории Республики Казахстан, а компетентным органом специальный и страховой стаж в вышеуказанных организациях не подтвержден.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п.1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п.2).
В целях реализации Соглашения решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.
В соответствии с названным Порядком для определения права на пенсию с применением п.2 ст. 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (ч.9). Компетентный орган государства-члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос (ч.10).
Компетентным органом в Республике Казахстан, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения, определено АО «Единый накопительный пенсионный фонд».
По сведениям пенсионного органа компетентным органом Республики Казахстан формуляр «О стаже работы» на запрос ПФР не представлен, таким образом, стаж работы истца не подтвержден.
Вместе с тем в силу ст. 12 Соглашения от 20.12.2019 назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы,
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.
Под пенсионным стажем в Российской Федерации понимается период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров.
Так, в статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 07 октября 1977 года провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Казахская Советская Социалистическая Республика (статья 71).
Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 07 октября 1977 года).
Пенсионное обеспечение граждан СССР в период до 15 мая 1990 года регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, в соответствие с которыми работа на территории, в том числе, Казахской ССР, засчитывалась в стаж работы.
Таким образом, суд полагает, что к спорным отношениям нормы Соглашения от 20 декабря 2019 года должны применяться в системном единстве и взаимосвязи с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и положениями законодательства, действовавшего в период работы истца в СССР, периоды работы в котором учитываются на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч.2).
Аналогичные положения были предусмотрены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период с 01.01.2002 до 01.01.2015.
Таким образом, периоды работы, имевшие место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденных приказом Министерства труда и социального обеспечения от 04.10.1991 № 190, трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы. Основным документом, подтверждающим стаж работы является трудовая книжка.
Таким образом, периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства.
Распоряжением Правления ПФР от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В любом случае документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, является, прежде всего, трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992.
Как следует из трудовой книжки ФИО3, < Дата > он был принят на рудник имени 40-летия ВЛКСМ машинистом электровоза на подземных работах по 2 раз.; 16.08.1993 года переведен машинистом электровоза на подземных работах по 3 разр.; 03.01.1996 переведен учеником горнорабочего очистного забоя на подземных работах по 3 разряду с полным рабочим днем в подземных условиях; 07.08.1996 переведен горно-рабочим очистного забоя занятый полный рабочий день на подземных работах по 3 р.; 31.01.1997 уволен по ст. 31 п. 5 КЗоТ Каз СССР; 01.02.1997 принят на рудник имени 40-летия ВЛКСМ горнорабочим очистного забоя, занятый полный рабочий день на подземных работах по 3 р., переводом с АО «ЛПК»; 10.05.2001 переведен на Алтайский рудник, принят переводом на Алтайский рудник горнорабочим очистного забоя, занятым полный рабочий день на подземных работах по 4 р.; 20.07.2010 трудовой договор расторгнут по п. 1 ст. 57 Трудового кодекса Республики Казахстан, по инициативе работника.
Учитывая, что спорные периоды работы истца с 22.02.1993 по 31.01.1997, с 01.02.1997 по 20.07.2010 отражены в трудовой книжке, подтверждаются представленными в суд Архивными справками от 03.12.2010 № 04-27/К-413, от 03.12.2010 № 04-27/К-414, с 20.12.2010; от 29.10.2021 № 02-01-35-К-38; от 29.10.2021 № 02-01-29-К-40, страховые взносы в указанный период уплачены, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о включении указанных спорных периодов в страховой стаж.
При включении периодов работы с 22.02.1993 по 31.01.1997, с 01.02.1997 по 20.07.2010 страховой стаж составит 27 лет 0 мес. 23 дня.
Что касается требований истца о включении спорных периодов в специальный стажа истца, суд приходит к следующему.
В стаж работа, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (п. 4 Правил № 516).
В силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса РФ. Обязанность начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам с 01.01.2013 была установлена ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ. В Республике Казахстан с 01.01.2014 была предусмотрена аналогичная норма, обязывающая работодателем уплачивать за работников, занятых на работах с вредными условиями труда, обязательных пенсионных взносов по дополнительному тарифу.
Таким образом, в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» включаются периоды работы в условиях, предусмотренных Списком № 1, выполнявшиеся постоянно полный рабочий день (не менее 80 % рабочего времени), подтвержденные в установленном законом порядке (льготной справкой работодателя или иными первичными документами), а по периодам работы после 01.01.2013 – также при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам.
Учитывая приведенные положения, оценив представленные справки, данные трудовой книжки и отметив, что за ФИО3 работодателем производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в спорные периоды трудовой деятельности, суд пришел к выводу о том, что часть спорных периодов работы подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В качестве доказательств, подтверждающих специальный стаж истца на территории Республики Казахстан и, соответственно, наличие у него права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», судом приняты представленные в суд документы: копия трудовой книжки; заверенные судом копии архивных справок от 03.12.2010 (л.д. 14), справку уточняющую характер и условия труда от 20.12.2010 (л.д. 15), архивную справку от 15.11.2021 (л.д. 16), справку от 02.11.2021 (л.д. 19), а также представленные справки о заработной плате и о переименованиях предприятия и сведения об уплате страховых взносов за период с 04.03.1998 по 06.08.2010.
Требования истца о включении периодов работы в специальный стаж подлежат частичному удовлетворению, поскольку суд приходит к выводу о том, что занятость полный рабочий день подтверждена представленными документами лишь в следующие периоды: с 07.08.1996 по 31.01.1997 и с 01.02.1997 по 20.07.2010.
В остальной части требования истца удовлетворению не подлежат.
Поскольку с учетом включенных в страховой стаж и специальный стаж периодов, страховой стаж составит 27 лет 0 мес. 23 дня, специальный стаж 13 лет 11 мес. 15 дней, размер ИПК более 21,0, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня достижения им возраста 50 лет, с 09.10.2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 (СНИЛС №) удовлетворить частично.
Обязать ОСФР по Калининградской области включить в страховой стаж ФИО3, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 22.02.1993 по 31.01.1997, с 01.02.1997 по 20.07.2010.
Обязать ОСФР по Калининградской области включить в специальный стаж работы ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы: с 07.08.1996 по 31.01.1997 и с 01.02.1997 по 20.07.2010.
Обязать ОСФР по Калининградской области назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с 30.12.2021 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья И.Л. Ивонинская
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2023 года.