05RS0№-24
дело 2а-786/23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 12 июля 2023 г.
Хасавюртовский городской суд РД в составе председательствующего судьи Гаджиева А.Б., при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием представителя административного истца Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО3 и представителя административного ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за №-начальника Правового Управления Администрации ГО МО «<адрес>» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры к Администрации ГО МО «<адрес>» об обязании обустроить места накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2 обратился в Хасавюртовский городской суд с административным иском к Администрации ГО МО «<адрес>» об обязании обустроить места накопления твердых коммунальных отходов, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой установлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» (далее-Администрация), при реализации полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа <адрес> Республики Дагестан (далее - Муниципальное образование).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу п.4 ст.8 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:-создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; -определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; -организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, реализация предусмотренных п. 24 ч.1 ст.16 Закона №131-ФЗ и п.4 ст.8 Закона №89-ФЗ полномочий на территории муниципальных образований отнесена к компетенции Администрации.
Требования к площадкам накопления отходов определены в ст. 13.4 данного Федерального закона, согласно которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу 3 данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключениями установленных законодательством Российской Федерации случаев, такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21 (далее по тексту- Санитарные правила).
В соответствии с п.3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее-населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров ) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Также должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов (п.7 Санитарных правил).
В целях реализации указанных полномочий постановлением администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - Реестр), согласно которым на территории <адрес> определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, как установлено прокуратурой Администрацией требования Санитарных правил при создании и содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не соблюдаются.
Так, в нарушение п.3, 7 Санитарных правил не имеется твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждения, с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, не предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов, <адрес>, 8 г, 81, 91 г, 97 г, 44 г, 50, 129 ж, <адрес>, 52, <адрес>, 46, <адрес>, 80, 82, 90, <адрес> м, 191 е. 191 д, 104, 76 е, 63 в, 56 д, 46 г, 40, 30, <адрес>, 49, 54, 63, 42 а, 71, 96,108 в, 116 б, 128 а.
Нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности администрации, в связи, с чем в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно поступившему ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора не исполнены, нарушения не устранены, контейнерные площадки в соответствии с реестром и санитарных правил не обустроены и не созданы.
Выявленные в деятельности Администрации нарушения закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Согласно ст.ст.17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со ст.2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.
На основании изложенного просит суд возложить на Администрацию муниципального образования городского округа «<адрес>» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда обустроить места(плошадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие Санитарно-эпидемиологическим требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по следующим адресам на территории городского округа «<адрес>» по адресу РД, <адрес> по адресу РД, <адрес>.
Будучи надлежащее извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела представители третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РД, Министерства природных ресурсов и экологии РД по неизвестной суду причине в судебное заседание не явились.
В ходе судебного заседания представитель административного истца ФИО3 требования административного истца поддержала и суду пояснила следующие. Ими было проведено дополнительное обследование контейнерных площадок установлено, что в настоящее время в соответствии с п.3, 7 Санитарных правил имеются твердое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки,, по <адрес>, 8 г, 81, 91 г, 97 г, 44 г, 50, 129 ж, <адрес>, 46, <адрес>, 80, 82,90, <адрес> м, 191 е, 191 д, 104, 76 е, 63 в, 56 д, 46 г, 40, 30, <адрес>, 49, 54, 63, 42 а, 71, 96, 108 в, 116 б, 128 а. Между тем, по <адрес> настоящее время не имеются ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра. В связи с устранением нарушений на дату рассмотрения административного искового заявления Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора просит суд возложить на администрацию муниципального образования городского округа «<адрес>» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по следующим адресам на территории городского округа «<адрес>»: <адрес> 52.
В ходе судебного заседания представитель административного ответчика начальник Правового Управления Администрации ГО МО «<адрес>» ФИО4 требования административного истца признал и с учетом указанных обстоятельств, просит суд удовлетворить требования административного истца.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу п. 4 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: - создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; - определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; - организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, реализация предусмотренных п. 24 ч.1 ст. 16 Закона №131-ФЗ и п.4 ст.8 Закона №89-ФЗ полномочий на территории муниципальных образований отнесена к компетенции Администрации.
Требования к площадкам накопления отходов определены в ст. 13.4 данного Федерального закона, согласно которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее-Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу 3 данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключениями установленных законодательством Российской Федерации случаев, такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21 (далее по тексту – Санитарные правила).
В соответствии с п.3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее-населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров ) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Также должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов (п.7 Санитарных правил).
В целях реализации указанных полномочий постановлением администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее- Реестр), согласно которым на территории <адрес> определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, как установлено прокуратурой Администрацией требования Санитарных правил при создании и содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не соблюдаются.
Так, в нарушение п. 3, 7 Санитарных правил не имеется твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждения, с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, не предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов, <адрес>, 52.
Нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности администрации. Выявленные в деятельности Администрации нарушения закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Согласно ст.ст.17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со ст.2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.
Таким образом, Администрацией ГО МО «<адрес>» в нарушение требования Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ не рассмотрено заявление в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом указанных обстоятельств, суд требования административного истца к административному ответчику считает подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры к Администрации ГО МО «<адрес>» об обязании обустроить места накопления твердых коммунальных отходов - удовлетворить.
Решение суда является основанием для Администрации ГО МО «<адрес>» основанием в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда обустроить места(площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие Санитарно-эпидемиологическим требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по следующим адресам на территории городского округа «<адрес>» по адресу РД, <адрес> по адресу РД, <адрес>.
Резолютивная часть решения суда составлена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течении месяца со дня составления мотивированного решения суда, через Хасавюртовский городской суд.
Председательствующий
судья А.Б. Гаджиев