11RS0001-01-2023-011481-69 Дело № 2-9725/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующей судьи Сухоруковой С.М.,
при секретаре Малоземовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 22 ноября 2023 года гражданское дело по иску Зобнина Алексея Александровича к УМВД России по г. Сыктывкару о признании незаконным заключения по результатам служебной проверки, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Зобнин А.А. обратился в суд с исковым заявлением к УМВД России по г. Сыктывкару о признании незаконным заключения по результатам служебной проверки, утвержденного начальником УМВД России по г. Сыктывкару ** ** ** по факту выявленных недостатков при несении службы на посту по охране здания ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, а именно нарушение пропускного режима и приказа УМВД России по г. Сыктывкару от 31.07.2023 № №... л/с «О привлечении к дисциплинарной ответственности».
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МВД по Республике Коми.
В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Зобнин А.А. состоит на службе в органах внутренних дел.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются, в том числе, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 1 - 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного Федерального закона в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
В силу статьи 21 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуется выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.
Согласно статье 47 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Нарушением служебной дисциплины в силу статьи 49 указанного Федерального закона признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.
В силу статьи 51 указанного Федерального закона дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона N 342-ФЗ от 30.11.2011 при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка: обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; имеет право: представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки; ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержден Приказом МВД России от 26.03.2013 N 161.
В соответствии с 2 указанного Порядка, служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ** ** ** N 1377.
Приказом от 31.07.2023 № №... л/с УМВД по г. Сыктывкару «О наложении дисциплинарного взыскания» за нарушение требований пункта №... должностной инструкции инспектора (ДПС) <данные изъяты>, пунктом №... инструкции по охранении здания ГИБДДД УМВД России по г. Сыктывкару, разработанной в соответствии с приказом УМВД России по г. Сыктывкару от №... выразившееся в нарушении пропускного режима в здание ГИБДДД УМВД России по г. Сыктывкару ** ** **, на Зобнина А.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Основанием издания приведенного приказа послужили результаты служебной проверки №... от ** ** **.
Судом установлено, что ** ** ** врио начальника УМВД пол г. Сыктывкару на основании рапорта начальника ФИО8 от ** ** ** назначена служебная проверка.
В ходе служебной проверки установлено, что ** ** ** в период с 07-30 до 20-30 инспектор ДПС <данные изъяты> ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару старший лейтенант полиции Зобнин А.А. заступил на службу по обеспечению пропускного режима и охране здания ГИБДД УМВД по г. Сыктывкару. В период времени с 11-52 до 11-58 пропускной режим в здание ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару не осуществлялся в установленном порядке, что позволило в 11-55 гражданину, имеющему при себе сумку, пройти в здание без досмотра и записи в книге регистрации посетителей. Также в период несения службы был потерян металлодетектор.
Из материалов дела следует, что ** ** ** перед заступлением па пост Зобнин А.А. ознакомился с Инструкцией но охране здания ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, разработанной в соответствии с приказом УМВД России по г. Сыктывкару №..., о чем имеется запись в листе ознакомления с Инструкцией; получил металлодетектор, о чем также имеется подпись истца в журнале учета выдачи и приема вооружения, боеприпасов, специальных средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны.
Согласно объяснениям Зобнина А.А. от ** ** **, ** ** ** согласно постовой ведомости ОГИБДДД УМВД России по г. Сыктывкару, заступил на службу по обеспечению пропускного режима и охранении здания ГИБДДД с 07-30 лдо 20-30, нес службу совместно со стажером по должности ИДПС ФИО5 Во время несения службы по охране здания всегда осуществляется досмотр всех приходящих граждан в здание при помощи металлодетектора. Досмотр граждан всегда проводиться у первого стола, находящегося при входе в здание, в связи с этим металлодетектор всегда находится на столе у входа. В ходе несения службы до обеда в здание приходило несколько человек, которые также были досмотрены при помощи металлодетектора и были пропущены в здание и спустя некоторое время практически все граждане покинули здание. В этот день, в связи с тем, что регистрационный отдел не работал, на первом этаже осуществлялись ремонтные работы (велись покрасочные работы, резка по металлу при помощи болгарки на запасном выходе и в помещении электрощитовой) возле поста. В результате этих работ воздух на первом этаже здания был загрязнен металлической пылью из-за постоянной резки, а также стоял стойкий запах краски. Из-за этого появились головная боль и небольшое недомогание. И в целях избежание отравления токсичными парами от краски и пыли от резки металла и в связи с отсутствием приходящих граждан в ОГИБДД, периодически, со стажером выходили на крыльцо здания ГИБДД, не спускаясь с лестницы, при этом двери были открыты полностью и тем самым не теряя видимость поста. Находясь на крыльце, если приходили граждане, с ними заходил в здание, где досматривал их и записывал в книгу посетителей. Около 11 часов стажер ФИО5 собирался покинуть пост с разрешения командира, истец периодически выходил на крыльцо здания и заходил обратно. Истец знал, что посторонних лиц в здании ОГИБДД нет, и металлодетектор находится на первом столе, та как после досмотра всегда клал его на стол. При нахождении у открытых дверей, у входа, постоянно выходили и заходили сотрудники, работающие в здании. Когда ФИО9 ушел, через некоторое время, выйдя на крыльцо, находился у входа в здание и разговаривал с гражданином, вышедшим из здания ГИБДДД и во время разговора, заметил, что к направлению входа идет знакомый. Когда последний подошел к зданию, поздоровались друг с другом, он спросил возможно ли пройти в №... кабинет, истец разрешил, спросил нет ли у него ничего запрещенного в поясной сумке, последний пояснил, что ничего нет. После чего Зобнин А.А. пропустил гражданина, указав, что запишет его позже. Через некоторое время, зайдя в здание, заметил, что металлодетектор отсутствует на столе и подумал, что ФИО10 либо забрал его с собой по ошибке, либо положил куда-то. По приходу ФИО11 пояснил, что металлодетектор был на столе. Зобнин А.А. сразу понял, что металлодетектор был взят кем-то из сотрудников, которые посчитали, что он брошен на столе. Примерно в 15 часов стажером ФИО12 было доложено руководству батальона о том, что со стола пропал металлодетектор и необходимо посмотреть камеры наблюдении, которые установлены на первом этаже здания. После просмотра руководством батальона записей с камер видеонаблюдения, о том кто взял металлодетектор сообщено не было. По факту почему не был досмотрен гражданин, так как в тот день не было организовано нормальных условий несения службы на посту, за то время пока находился на посту почувствовал себя плохо из-за ремонтных работ, проводимых на первом этаже, также был уверен его (знакомого посетителя) словам, что ничего запрещенного при себе не имеет, так как при нем была маленькая поясная сумка через плечо и пришел только по своей необходимости в ОГИБДД, а также когда он пришел досмотреть бы его не получилось из-за отсутствия металлодетектора, который взят был руководством.
Из видеозаписей с камер видеонаблюдения, расположенных на первом этаже здания ГИБДД установлено, что в период времени с 11-52 до 11-58 пропускной режим в здание ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару не осуществлялся в установленном порядке, что позволило в 11-55 гражданину, имеющему при себе сумку, пройти в здание без досмотра и записи в книге регистрации посетителей.
По результатам проверки сделан вывод о том, что служебной проверкой достоверно установлено, что факты нарушения Зобниным А.А. пункта №... должностной инструкции инспектора <данные изъяты> ГИБДДД УМВД России по г. Сыктывкару, пунктом №... инструкции по охранении здания ГИБДДД УМВД России по г. Сыктывкару, разработанной в соответствии с приказом УМВД России по г. Сыктывкару №... установлен.
В ходе судебного заседания истец также подтверждает, что пропустил гражданина в здание ОГИБДД без осуществления досмотра и проверки документов. Также данные обстоятельства подтверждаются предоставленной видеозаписью.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 года № 7-П, Определения от 21 декабря 2004 года № 460-П, от 16 апреля 2009 года № 566-О-О, от 25 ноября 2010 года № 1547-О-О и от 21 ноября 2013 года № 1865-О).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан: знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере (п. 1); знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации (п. 2); соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций (п. 4).
Неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав, в силу статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ является нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком).
Согласно п. №... должностной инструкции инспектора (ДПС) <данные изъяты> ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару инспектор ДПС обязан знать и строго соблюдать действующее законодательство РФ, приказы, инструкции и другие ведомственные нормативные правовые акты регламентирующие деятельность органов и подразделений внутренних дел.
С указанной инструкцией Зобнин А.А. ознакомлен ** ** **.
Согласно п. 19 Инструкции но охране здания ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару Постовой назначается из числа инспекторского состава ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару.
Согласно п. 24 Инструкции при посещении посетителями здания ГИБДД постовой обязан:
уточнить Ф.И.О., цель визита, а также должностное лицо, к которому подошел гражданин. В случае прибытия посетителей к руководству ОГИБДД, ОБ ДПС доложить об этом в дежурную группу (24.2.);
изучить документы посетителя, удостоверившись в наличии реквизитов документа, идентичности фотографии личности посетителя, сроке действия документа, принадлежности документа его предъявителю, наличии надлежащей печати и подписи лица, выдавшего документ, отсутствии подчисток, исправлений и нечитаемых записей в документе (24.3.);
записать сведения о посетителе в Книге регистрации посетителей (24.4);
с целью предотвращения террористических актов осуществлять пропускной режим граждан, проходящих в здание ГИБДД в соответствии с алгоритмом действий сотрудника, осуществляющего пропускной режим (п. 24.5).
Согласно п. 35 Инструкции постовому запрещается: покидать пост, за исключением обстоятельств (взрыв, пожар стихийное бедствие), при которых несение службы на посту становится невозможным, а риск жизнью необоснованным (п.35.1), отвлекаться от несения службы, принимать от граждан для передачи посторонние вещи и предметы (п. 35.2).
С указанной инструкцией Зобнин А.А. ознакомлен ** ** **.
Таким образом, в действиях Зобнина А.А. имелись нарушения пропускного режима и охраны здания, а также должностной инструкции.
Доводы истца о том, что при проведении служебной проверки не учтены обстоятельства, указанные им в объяснении о том, что во время несения службы осуществлялись ремонтные работы, в связи, с чем он периодически выходил на крыльцо здания являются необоснованными, не могут быть приняты судом во внимание, так как истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих имеющиеся у него признаки недомогания (справка, заключение с медицинской организации, сотрудника медицинской службы). Также не предоставлено доказательств обращения к руководству с жалобами на состояние здоровья, необходимости выдачи средств защиты от пыли.
Суд также не может принять во внимание довод истца относительно того, что он не должен был осуществлять дежурство со стажером, а должен нести дежурство вдвоем с аттестованным сотрудником, так как Инструкция по охране административного здания не содержит требований о несении постовой службы двумя аттестованными сотрудниками. Кроме того из постовых ведомостей за ** ** ** и ** ** ** следует, что дежурство осуществлялось либо одним сотрудником, либо сотрудником со стажером.
При наложении дисциплинарного взыскания на Зобнина А.А. были соблюдены сроки и порядок привлечения, дисциплинарное взыскание наложено в сроки, установленные трудовым законодательством и положениями ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом ответчиком обоснованно и законно было наложено на истца дисциплинарное взыскание в виде выговора, поскольку обстоятельства, указанные в приказе, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Тяжесть дисциплинарного проступка соответствует тяжести наложенного дисциплинарного взыскания.
Вследствие чего, оснований для признания незаконным заключения по результатам служебной проверки от ** ** **, а также приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 31.07.2023 года № №... л/с не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Зобнина Алексея Александровича к УМВД России по г. Сыктывкару о признании незаконным заключения по результатам служебной проверки, приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.М. Сухорукова