Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-1157/2023 от 12.10.2023

    Судья Залялов И.К.                                                УИД 16RS0044-01-2023-001713-03

                                              Дело № 5-161/2023

                                                Дело № 7-1157/2023

решение

    1 ноября 2023 года                                                                          город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан А.Ф. Давлетшина

при помощнике судьи О.А. Разваловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Чистопольском, Спасском, Алексеевском, Новошешминском районах на постановление Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 22 сентября 2023 года, вынесенное в отношении юридического лица – Государственное автономное учреждение здравоохранения «Чистопольская центральная районная больница» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении,

    проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан Микушеву В.Ю., поддержавшую доводы жалобы,

УСТАНОВИЛ:

15 сентября 2023 года в 15 часов 45 минут в ходе проверки, проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Чистопольском, Спасском, Алексеевском, Новошешминском районах, в инфекционной больнице ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ», расположенной по адресу: <адрес>, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, вопреки требованиям статей 11, 24, 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 2.7, 4.1.9, 4.2.1, 4.2.3, 4.2.8, 4.3.1, 4.3.2, 4.4.2, 4.4.5, 4.4.6, 4.4.10, 4.5.3, 4.5.8, 4.5.10, 4.5.12, 4.5.13, 4.5.15, 4.5.20, 4.5.23, 4.5.24, 4.5.28, 4.7, 4.8.3, 4.9.2, 4.3.3 СП 2.1.3678-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», пункта 3548 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно – эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», административная ответственность за которые предусмотрена статьёй 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 22 сентября 2023 года, ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьёй 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.73-74).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Чистопольском, Спасском, Алексеевском, Новошешминском районах – ФИО2 просит решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 22 сентября 2023 года отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в связи с мягкостью назначенного наказания, полагает, что было необходимо назначить наказание в виде административного приостановления деятельности. Указывается, что несоблюдение ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» санитарно – эпидемиологических требований в инфекционном отделении, представляет существенную угрозу наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, помещенных в инфекционное отделение.

В судебном заседании специалист – эксперт отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан Микушева В.Ю. поддержала жалобу, по изложенным в ней доводам в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, ходатайство об отложении судебного заседания не представили. При таком положении, с учетом правовой позиции, выраженной в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, дело рассмотрено без их участия.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон     № 52-ФЗ).

На основании статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

В силу положений статьи 24 Федерального закона № 52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии с требованиями статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 года № 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее – СП 2.1.3678-20).

В соответствии с пунктом 3548 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфицирующих средств, используемых для обработки различных объектов: отдельно для каждого этапа обработки медицинских изделий (предварительная очистка, дезинфекция, предстерилизационная/окончательная очистка (для отдельных дезинфицирующих средств в соответствии с инструкцией по их применению этапы дезинфекции и предстерилизационной/окончательной очистки могут быть совмещены), ДВУ/стерилизация); для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования, санитарно-технического оборудования, предметов ухода за больными; для обеззараживания уборочного материала, отходов классов Б и В.

Из материалов дела усматривается, что 15 сентября 2023 года в 15 часов 45 минут в ходе проверки, проведенной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Чистопольском, Спасском, Алексеевском, Новошешминском районах, в инфекционной больнице ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ», расположенной по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта: - покрытия пола, стен, потолка, подоконников, деревянные оконные рамы в помещениях инфекционного отделения имеют множественные дефекты и повреждения в виде трещин, отслоившейся краски, отпавшего штукатурного покрытия, побелки, следов протеканий, не устойчивые к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств; - у инфекционного отделения отсутствует крытая площадка для дезинфекции транспорта (имеется площадка с асфальтовым покрытием, оборудованная сливом в канализационные отстойники); - не соблюдаются требования к последовательности (поточности) помещений инфекционного отделения: отсутствует приемно – смотровой бокс для приема пациентов (прием пациентов осуществляется в помещении на первом этаже, совмещенном с входом в отделение) для подъема больных и персонала с первого этажа на второй этаж используется общий лестничный пролет; палата № 5 на втором этаже инфекционного отделения разделена на три койки перегородками, объединенные одним коридором; процедурный кабинет на втором этаже не имеет умывальной раковины (находится в коридоре), в палатах на втором этаже для инфекционных больных отсутствуют санитарные комнаты и умывальники (для всех больных один санитарный узел на втором этаже); - не соблюдаются минимальные площади помещений для обеспечения противоэпидемического режима: буфетная с умывальной раковиной (площадь менее 5 кв. м) не оборудована моечными ваннами для столовой посуды от больных (посуда моется в пластиковых емкостях); отсутствует санитарная комната для обработки суден, временного хранения медицинских отходов, грязного белья, помещение для персонала, гардеробная для работников со шкафами для раздельного хранения домашней и рабочей одежды; - отсутствуют отдельные туалеты в палатах для больных и для работников; - полы во всех помещениях, коридорах, пролетах, на лестницах инфекционного отделения имеют множественные дефекты отделки в виде изношенного линолеумного покрытия с расхождением швов, трещин и сколов керамической плитки, отслоившейся краски и выбоин в лестничных блоках, плинтусы между полами и стенами не плотно прилегают, имеются зазоры и трещины, что не позволяет проводить качественные влажные уборки и дезинфекцию и может способствовать распространению инфекционных заболеваний; - в санитарных узлах боксированных палат, в коридоре на первом этаже, на стенах – отпавшая керамическая плитка на площади около 2/3 стены, что не обеспечивает влагостойкости и не позволяет проводить качественные влажные уборки и дезинфекцию, что является нарушением статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 4.3.2 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»; - во всех помещениях инфекционного отделения отсутствует централизованное горячее водоснабжение, один водонагреватель, установленный на втором этаже с разводкой к умывальной раковине в буфетной и в ванную комнату не функционирует, санитарно-техническое оборудование в других помещениях инфекционного отделения (туалетные, санитарные комнаты, умывальники для процедурных кабинетов на первом и втором этаже к водонагревателям не подключены;     - в процедурном кабинете на втором этаже, в двух боксированных палатах на первом этаже отсутствует умывальник с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом; - в палатах, процедурных трубы системы водоснабжения проложены по стенам, без закрывающих коробов; - во всех помещениях инфекционного отделения отсутствует приточно-вытяжная вентиляция с механическим и (или) естественным побуждением; - боксированные палаты не оборудованы автономными системами вентиляции с преобладанием вытяжки воздуха над притоком с устройством обеззараживания воздуха или фильтров тонкой очистки на вытяжке; - процедурном кабинете (класс чистоты А) допускается проветривание через фрамуги оконного полотна, выходит на проезжую магистраль, не обеспечена скрытая прокладка трубопроводов и арматуры, что не позволяет соблюдать асептический режим и не исключает возникновения инфекционных заболеваний, связанных с оказанием медицинской помощи; - в палате № 7 (на три койки, разделенные перегородкой, объединенные одним коридором) на втором этаже для больных с заболеваниями различных нозологических форм (в том числе с воздушно- капельным механизмом передачи) не исключено перетекание воздуха из одного отсека палаты в другой; - в процедурном кабинете используется немедицинская мебель (стол, стулья) из древесно – стружечных материалов с нарушением целостности покрытия, не устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств; - санитарно - техническое оборудование (унитазы, ванны) в боксированных палатах на первом этаже, во всех ванных комнатах имеют множественные дефекты в виде ржавчины, отслоившегося эмалированного покрытия, что не позволяет провести качественную обработку и дезинфекцию, о чём составлен протокол об административном правонарушении от 19 сентября 2023 года (л.д. 6-7).

Привлекая ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» к административной ответственности, оценив в совокупности доказательства, судом первой инстанции сделан вывод о виновности ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» в совершении административного правонарушения, доказанности факта совершения им административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким выводом суда первой инстанции следует согласиться.

В соответствии со статьями 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении помимо прочего выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Обстоятельства совершения ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 19 сентября 2023 года (л.д.6-7); решением о проведении плановой проверки от 17 августа 2023 года (л.д.9-12); актом выездной проверки от 15 сентября 2023 года (л.д.13-30), протоколом осмотра от 13 сентября 2023 года (л.д.31-32); объяснением (л.д.33) и другими доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, действия ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о совершении ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о необходимости приостановления деятельности ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» не свидетельствуют о том, что при производстве по делу были допущены существенные нарушения закона, влекущие отмену или изменение обжалуемого судебного акта.

Несогласие заявителя с оценкой суда первой инстанции доказательств по делу само по себе не может служить основанием для отмены постановления Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 22 сентября 2023 года.

Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ГАУЗ «Чистопольская ЦРБ» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Вместе с тем, согласно пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

Исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела.

Сведений о существенных нарушениях, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, которые были допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции и повлияли на исход дела, материалы дела не содержат и с жалобой не представлены.

Таким образом, судья апелляционной инстанции приходит к выводу, что постановление Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 22 сентября 2023 года подлежит оставлению без изменения, жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 22 сентября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения «Чистопольская центральная районная больница» оставить без изменения, жалобу территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Чистопольском, Спасском, Алексеевском, Новошешминском районах – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 КоАП РФ.

Судья                                                                                         А.Ф. Давлетшина

7-1157/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ГАУЗ "Чистопольская центральная районная больница"
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Давлетшина Аида Фаридовна
Статьи

ст.6.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--tat.sudrf.ru
12.10.2023Материалы переданы в производство судье
01.11.2023Судебное заседание
03.11.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее