Дело № 2-220/2024
УИД №...
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июня 2024 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Масловой Н.С.,
при секретаре Мещеряковой С.В.,
с участием
истца Собаниной С.В., представителя истца Григорьева С.А., представителя ответчика Парфенова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Собаниной С.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» об обязании выполнить работы по ремонту и замене общедомового имущества в квартире,
установил:
Собанина С.В. является нанимателем муниципальной квартиры по адресу: ......
Управление данным многоквартирным домом, ... года постройки, осуществляет ООО «Жилищно-эксплуатационное управление».
Собанина С.В. обратилась в суд с иском к ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» об обязании выполнить работы по ремонту и замене общедомового имущества в ее квартире.
В обоснование требований указано, что по обращению Собаниной С.В. Управлением ЖКХ администрации г. Владимира проведена проверка состояния общедомового имущества в занимаемой ею квартире. В ходе проверки выявлены нарушения требований жилищного законодательства при содержании и эксплуатации многоквартирного жилого дома. ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» ... выдано предписание о необходимости устранить выявленные нарушения, указано на необходимость обеспечения исправного состояния вентиляционного канала санузла в квартире истца. Кроме того, актом от ... указано на необходимость замены стояков холодного и горячего водоснабжения, а также приборов учета. Однако до настоящего времени предписания не исполнены, работы по ремонту и замене общедомового имущества в квартире, управляющей компанией не произведены.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит суд обязать ответчика обеспечить в жилом помещении по адресу: ......: замену системы радиаторов, прочистку вентиляционных каналов санузла и кухни, замену труб водоснабжения и канализации, замену трубопровода полотенцесушителя. В случае не исполнения решения суда в дневный срок, взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере руб. за каждый день просрочки исполнения решения с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения (л.д.131).
Истец Собанина С.В. и ее представитель Григорьев С.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» Парфенов А.С. исковые требования не признал. Указал на то, что инженерные коммуникации в квартире истца находятся в надлежащем работоспособном состоянии, оснований для их замены в рамках текущего ремонта, не имеется. Работы, на которые указанно в предписании УЖКХ администрации г. Владимира от ..., выполнены, вентиляционный канал санузла кварты истца находится в исправном состоянии, тяга имеется.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление ЖКХ администрации г. Владимира, Инспекция государственного жилищного надзора по Владимирской области, МКП г. Владимира «ЖКХ», администрация г. Владимира, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Согласно ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных о его времени и месте надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1, 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и др.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
Пунктом 42 Правил установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень (вместе с Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с п. "б" ч. 2 указанных Правил перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Согласно п. 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила от 15.05.2013 N 416), под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением стандартов: подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (в частности: разработка с учетом Минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей; подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома); организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания (подп. "в, д" п. 4 Правил от 15.05.2013 N 416).
Проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения в зависимости от способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников (п. 5 Правил от 15.05.2013 N 416).
Судом установлено, что на основании договора социального найма №... заключенного ... между Муниципальным казенным предприятием г. Владимира «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее по тексту - МКП г. Владимира «ЖКХ»), действующего от имени собственника жилого помещения – , и Собаниной С.В., последняя является нанимателем жилого помещения – квартиры площадью кв.м. по адресу: ...... (л.д. 18-21).
Управляющей организацией в данном многоквартирном доме является ответчик ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» на основании договора управления многоквартирным домом №... от ... (л.д. 149-156).
В квартире истца имеется общедомовое имущество - вентиляционный канал, система радиаторов, трубы водоснабжения и канализации, трубопровод полотенцесушителя.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Собанина С.В. указывает на ненадлежащее состояние инженерных коммуникаций в ее квартире.
Рассматривая исковые требования в части обязания ответчика обеспечить прочистку вентиляционных каналов санузла и кухни в квартире истца, суд исходит из следующего.
... Управлением ЖКХ администрации г. Владимира организована внеплановая документальная проверка в отношении ООО «Жилищно-эксплуатационное управление». Поводом для проверки послужило обращение Собаниной С.В. о нарушении жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что содержание и эксплуатация многократного жилого дома по адресу: ...... осуществляется с нарушением требования жилищного законодательства, а именно вентиляционный канал санузла квартиры истца, имеет засор, вследствие чего отсутствует вентиляционная тяга. При этом установлено, что вентиляционный канал в помещении кухни находится в удовлетворительном состоянии, тяга имеется (л.д. 7-8).
... Управлением ЖКХ администрации г. Владимира вынесено предписание №..., которым ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» предписано в срок до ... обеспечить исправное состояние вентиляционного канала санузла в квартире истца (л.д. 78).
По итогам проведения ... Управлением ЖКХ администрации г. Владимира проверки, вынесено предписание №..., которым ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» установлен новый срок для обеспечения исправного состояние вентиляционного канала санузла в квартире истца - до ... (л.д. 8 оборот – 9, 65-66).
... проведено обследование технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов в санузле квартиры истца. Обследование производилось с помощью анемометра и видеоскопа, путем опускания шарового груза и задымлением. Как следует из соответствующего акта №... от ..., в ходе технического обследования дефектов не обнаружено, вентиляционный канал пригоден для эксплуатации (л.д. 50-52).
... предписание Управления ЖКХ администрации г. Владимира №... от ... снято контроля в связи с исполнением (л.д. 49).
... проведено обследование технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов от газовых приборов в санузле квартиры истца. Обследование производилось с помощью анемометра и видеоскопа, путем опускания шарового груза и задымлением. Как следует из соответствующего акта №... от ..., в ходе технического обследования дефектов не обнаружено, вентиляционный канал пригоден для эксплуатации (л.д. 91-93).
Истцом в материалы дела представлен акт проверки вентиляционного канала от ..., выполненный их которого следует, что в вентиляционном канале кухни квартиры истца происходит обрушение оголовка, требуется восстановление (л.д. 140). Вместе с тем, документы, подтверждающие квалификацию данного специалиста, не представлены.
... подрядной организацией проведено техническое обследование системы вентиляции жилого помещения по адресу: ....... Вентиляционные шахты осмотрены с помощью видеоэндоскопа. Нарушений в шахте не установлено, необходимость в прочистке вентиляционного канала отсутствует (л.д. 169).
Таким образом, с учетом последнего проведенного осмотра ..., вентиляционные каналы в квартире истца находятся в надлежащем состоянии, необходимость их прочистки отсутствует. При таких обстоятельствах исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Кроме того истцом заявлено требование об обязании ответчика обеспечить замену системы радиаторов, труб водоснабжения и канализации, трубопровода полотенцесушителя. Рассматривая данные требования, суд исходит из следующего.
При проведении ... Управлением ЖКХ администрации г. Владимира внеплановой проверки установлено, что стояк канализации в помещении туалета в квартире истца находится в удовлетворительном состоянии (л.д. 7 оборот).
Как следует из акта обследования от ..., проведенного сотрудниками ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» в присутствии Собаниной С.В., стояки канализации, водоснабжения и отопления, расположенные в квартире истца, находятся в удовлетворительном состоянии и в замене не нуждаются (л.д. 56).
... МКП г. Владимира «ЖКХ» проведено обследование инженерных коммуникаций в квартире истца, в результате которого установлено, что требуется замена стояков холодного и горячего водоснабжения, замена стояков канализации, стояков полотенцесушителя, замена приборов отопления (л.д. 101).
... сотрудниками МКП г. Владимира «ЖКХ» также обследована квартира истца. В ходе осмотра установлено, что стояки холодного и горячего водоснабжения в туалете находятся в удовлетворительном состоянии, их замена не требуется.
... по инициативе МКП г. Владимира «ЖКХ» проведено комиссионное обследование инженерных коммуникаций в квартире истца, в ходе которого установлена необходимость замены стояков холодного и горячего водоснабжения, стояка водоотведения, стояка полотенцесушителя, закрепления приборов отопления и промывка (л.д.113).
В связи с представлением сторонами в материалы дела актов осмотра, выводы которых противоречат друг другу, судом было поручено провести осмотр квартиры истца Управлению ЖКХ администрации г. Владимира, которое является функциональным структурным подразделением администрации г. Владимира, и осуществляет ее полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
... специалистами Управления ЖКХ администрации г. Владимира и ООО «Жилищно-эксплуатационное управление», в присутствии Собаниной С.В. был произведен осмотр инженерных коммуникаций в квартире истца. В ходе осмотра установлено, что полотенцесушитель, стояки отопления, стояки холодного и горячего водоснабжения, радиаторы на кухни и в комнатах находятся в рабочем, технически исправном состоянии, течь, коррозия отсутствуют, прогреты равномерно. Имеются незначительные отслоения окрасочного слоя (л.д. 168).
В соответствии с Договора социального найма жилого помещения от ... (л.д.18 оборот), наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. К текущему ремонту, в частности, относится окраска радиаторов. Таким образом, выявленные в ходе осмотра незначительные отслоения окрасочного слоя радиаторов должны быть устранены самостоятельно нанимателем квартиры Собаниной С.В.
Кроме того, управляющей организацией ООО «Жилищно-эксплуатационное управление» в рамках обязанностей, установленных п. 13 и 14 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, за последний год трижды проводились сезонные осмотры общего имущества дома, в котором проживает истец. Результаты осмотров оформлены актами от ..., ... и ... (л.д. 170-177). Из акта от ... следует, что многоквартирный дом готов к прохождению отопительного периода , система отопления, горячего холодного водоснабжения, водоотведения (канализация) находится в технически исправном состоянии.
В судебном заседании истец ссылалась на истечение нормативного срока эксплуатации инженерных коммуникаций в ее квартире. Между тем, истечение нормативных или рекомендуемых сроков эксплуатации не характеризует состояние инженерных систем с точки зрения их реального износа и возможности дальнейшей безопасной эксплуатации. Таким образом, один лишь факт истечения нормативных сроков эксплуатации, в отрыве от других доказательств, не свидетельствует о необходимости замены данных инженерных систем.
Кроме того, при окончании срока эксплуатации вышеназванного инженерного оборудования, находящегося в квартире истца, производится их замена по капитальному ремонту в установленный региональной программой срок (ч.1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, п. 3 Приложения N 8 к Правилам и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170).
Согласно ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
По смыслу указанной нормы следует, что в силу закона есть два лица, которые обязаны произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме: собственники помещений многоквартирного дома, либо региональный оператор (фонд капитального ремонта).
Лицо, обязанное осуществить капитальный ремонт общего имущества определяется согласно способу формирования взносов на капитальный ремонт.
Согласно данным официального сайта регионального оператора, многоквартирный дом по адресу: ......, в котором проживает истец, формирует взносы на капитальный ремонт на специальном счете регионального оператора. Таким образом, при окончании срока эксплуатации инженерных коммуникаций собственники помещений в доме обязаны принять решение о проведении капитального ремонта. Принятие решения о проведении замены инженерных коммуникаций относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений (п. 3 ч. 1 ст. 36, п. 4.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ, п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Таким образом, управляющая организация не осуществляет проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, а осуществляет текущий ремонт и содержание общего имущества дома. Кроме того, взносы на капитальный ремонт аккумулируются на специальном счете регионального оператора. Ответчик не начисляет взносы на капитальный ремонт и не распоряжается ими.
Как установлено в судебном заседании, решение о проведении капитального ремонта инженерных коммуникаций в доме, собственниками помещений, не принималось.
Капитальный ремонт инженерных коммуникаций может быть проведен управляющей организацией только в случае возникновения аварийной ситуации.
В силу свободы процессуального усмотрения предмет и основания иска формируются истцом. В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, доказательств, подтверждающих наличие физического износа и неработоспособности инженерных коммуникаций в квартире истца (системы радиаторов, труб водоснабжения, канализации и трубопровода полотенцесушителя), требующих их замены управляющей организацией, истцом, в нарушение требований ст. 56 ГПК Российской Федерации, не представлено, а доводы истца о необходимости такой замены опровергаются имеющимися в материалах дела актами осмотров, в том числе от .... Ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы истец не заявляла, напротив, настаивала на рассмотрении дела и вынесении решения по имеющимся доказательствам.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований у суда отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования, производное (о взыскании судебной неустойки) также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Собаниной С.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» об обязании выполнить работы по ремонту и замене общедомового имущества в квартире – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.06.2024.
Председательствующий судья Н.С. Маслова