Решение
Именем Российской Федерации
28 февраля 2024 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Ахриевой Р.И.,
с участием представителей: истца Даурбекова Б.М., ответчика Плиева Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Картоева Х. Х. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее - ОСФР по РИ) о признании незаконными действий, выразившихся в прекращении выплаты пенсии, и возложении обязанности восстановить выплату пенсий в прежнем размере с даты прекращения выплаты пенсии,
установил:
Истец в связи с достижением пенсионного возраста обратилась в ГУ-ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с приложением всех необходимых документов. Решением ГУ-ОПФР по <адрес> истцу назначена пенсия с момента ее обращения. После назначения пенсии и производившейся выплаты в течение длительного времени, выплата пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена (прекращена) в связи с утратой (отсутствия) права. Просит признать незаконными действия ответчика и обязать восстановить ему выплату пенсий в прежнем размере с даты прекращения выплаты пенсии.
Истец надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился.
Представитель истца поддержал требования своего доверителя с учетом уточнений и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований истца по основаниям указанным в письменных возражениях.
Представитель Отделения пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, привлеченный к дулу в качестве соответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, изучив выплатное дело истца, ознакомившись с письменными возражениями ответчика, установлено следующее.
Согласно п.п.1,2 ч.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижению возраста 50 лет, и женщинам по достижению возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждый полный год такой работы-мужчинам и женщинам.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на один год за каждые 2года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Как указано в трудовой книжке истца, его трудовая деятельность истца началась в 1985, когда он устроился на работу в производственное объединение художественных промыслов ЧИАССР, в качестве разнорабочего, где проработал до 1987г и уволился в связи с призывом в армию. После службы в армии, в конце 1989г, истец устроился на работу в Грозненский машиностроительный завод «Красный молот» в качестве прессовщика горячей штамповки по второму разряду в кузнечно-прессовый цех №, где проработал до конца 1999г. Впоследствии до назначения пенсии работал в кадетском корпусе, что отражено в индивидуальном лицевом счете.
Записи в трудовой книжке внесены последовательно, с соблюдением нумерации, и заверены подписями и печатями.
Доказательств недостоверности указанных записей в трудовой книжке ответчиком не представлено.
Таким образом, на момент назначения пенсии, у Картоева Х.Х. общий стаж трудовой деятельности составлял более 20 лет, а стаж работы во вредных условиях составлял более 10 лет, в связи с чем, у него возникло право на досрочное назначение пенсии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер,-учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов-полностью исключить нельзя.
Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения-право и обязанность государства(абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова», далее –постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.
Вместе с тем соответствующий правовой механизм-исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства-должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности(пропорциональности), что, в сою очередь предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения(абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые полагаясь на правильность принятого уполномоченным государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.
В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину-при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии-бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительность периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств(абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину уволенному со службы в органах внутренних дел вследствие неправильного подсчета кадровым подразделение уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с федеральным законом «О страховых пенсиях».
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение(в частности пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6(часть 2), 15(часть 4) 17(часть 1) 18,19 и 55(часть1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты)абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П «по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросам групп депутатов Государственной думы, а также государственного собрания(Ил Тумэн) Республики Саха(Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан»).
Из приведенных норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчете размера пенсии.
При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших в неправомерному назначению или перерасчету пенсии должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства, как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ22-11-К7.
Тем самым, как указано высшей судебной инстанцией, при разрешении подобных споров, недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, таким образом ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках данного спора.
Истец, как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами выплатного дела, при назначении пенсии подал в пенсионный фонд все необходимые документы для назначения пенсии, которые были проверены в пенсионном фонде и согласно этого было принято решение о назначении пенсий. То есть, после поступления необходимых документов, специалистами пенсионного фонда были проведены проверочные мероприятия, которые подтвердили правомерность оснований для назначения пенсий.
Как указано в июньском обзоре 2021года судебной практики Верховного Суда РФ №, наличие у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений поданных документах, не может являться основанием для прекращения выплаты пенсии.
Кроме этого, позиция ВС РФ. отраженная в пункте 13 обзора судебной практики № от ДД.ММ.ГГГГ такова, что при выявлении пенсионным органом ошибки, допущенной в расчете выслуги лет(стажа службы) при назначении гражданину пенсионного обеспечения-в отсутствие с его стороны каких-либо виновных действий-не может являться самостоятельным основание для перерасчета пенсионным органом гражданину размера пенсии в сторону уменьшения без учета иных значимых обстоятельств(срок, прошедший с момента признания со стороны пенсионного фонда права на пенсию в соответствующем размере, возможность возвращения гражданина на службу для приобретения права на пенсионное обеспечение в установленном до выявления ошибки размере и другие).
Выплата пенсии может быть прекращена в том случае, если документы и сведения в них будут установлены в установленном порядке (в административном или судебном порядке) недействительными. Таких, установленных в административном или судебном порядке и признанных недействительными документов или сведений в них, в отношении истца не имеется.
В трудовой книжке истца, исследованного в судебном заседании, указаны стажи работ, записи которые внесены последовательно, с соблюдением нумерации, и которые надлежащим образом заверены соответствующими печатями и подписями.
Согласно статьи 66 ТК РФ, основным документом подтверждающим трудовой стаж является трудовая книжка.
Согласно пункта 11, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж является трудовая книжка.
Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ответственность за ведение хранение трудовых книжек возложена на работодателя. Работник не может нести ответственность, если работодатель допустил какие-то неточности или ошибки при заполнении трудовых книжек.
Суд принимает во внимание значительный срок, прошедший после назначения пенсии истцу, возраст истца, длительность получения им пенсии, его материальное положение и право на пенсионное обеспечение в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
При таких обстоятельствах, учитывая правовые позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконным решения о прекращении выплаты ему страховой пенсии, и об обязании ответчиков возобновить выплату ему страховой пенсии с даты прекращения-с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела следует, что представление интересов истца в ходе судебного разбирательства осуществлял Даурбеков Б.М по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>1 на основании договора об оказании юридических услуг.
Согласно расписки от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 30000 рублей Картоевым Х.Х. переданы Даурбекову Б.М. в качестве оплаты за юридические услуги по осуществлению судебной защиты интересов Картоева Х.Х. в по настоящему делу.
С учетом сложности дела, принципа разумности и справедливости, считаю необходимым взыскать с ответчика расходы истца на оплату услуг представителя в размере 30000 руб.
Согласно ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по ходатайству истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Рассматривая ходатайство об обращении решения по настоящему делу к немедленному исполнению, суд находит его подлежащим удовлетворению, поскольку необоснованное прекращение выплаты пенсии фактически лишило Картоева Х.Х. средств к существованию.
Таким образом, оценивая приведенные выше доказательства в совокупности, с учетом положений приведенных нормативно-правовых актов, суд считает решение ответчика несоответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем, требования Картоева Х.Х. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Картоева Х. Х. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по <адрес> о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным, возложении обязанности восстановить выплату пенсии удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по <адрес> о прекращении выплаты пенсии Картоеву Х. Х..
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по <адрес> возобновить выплату пенсии Картоеву Х. Х. с ДД.ММ.ГГГГ в прежнем размере с учетом индексации.
Взыскать в пользу Картоева Х. Х. с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по <адрес> понесенные им затраты в размере 30000 руб.
Решение суда в части возобновления выплаты досрочной пенсии в прежнем размере подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья