Дело № 2-177/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2023 года пос. Вожега
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Хватовой Ю.Б.,
при секретаре Шульгиновой М.В.,
с участием: заместителя прокурора Вожегодского района Коненковой С.В., истца Волковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вожегодского района Вологодской области, действующего в интересах Волковой ЕВ, к обществу с ограниченной ответственностью «Вайд Вуд» об установлении факта трудовых отношений,
установил:
прокурор Вожегодского района, действующий интересах Волковой Е.В., обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Вайд Вуд» (далее – ООО «Вайд Вуд») об установлении факта трудовых отношений.
В обоснование иска указано, что по обращению Волковой Е.В. прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и установлено, что с <дата обезличена> по <дата обезличена> в ООО «Вайд Вуд» осуществлял трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего супруг Волковой Е.В. – В. с которым общество <дата обезличена> заключило трудовой договор <номер обезличен>
<дата обезличена> на территории ООО «Вайд Вуд» произошло обрушение крыши рабочего цеха, в результате которого В. погиб.
В акте о расследовании группового несчастного случая поставлен под сомнение вопрос о том, что трудовой договор между ООО «Вайд Вуд» и В. был подписан <дата обезличена>.
В своем обращении в прокуратуру Волкова Е.В. указала о том, что её муж В. осуществлял свою трудовую деятельность в ООО «Вайд Вуд» с <дата обезличена>, а трудовой договор от <дата обезличена> был подписан ею после гибели супруга.
Указанная неопределенность приводит к тому, что супруга и сын погибшего В. не могут получить установленную законодательством единовременную страховую выплату, оформить социальную пенсию по потере кормильца.
Просит установить факт трудовых отношений между В. и ООО «Вайд Вуд» в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>.
Определением судьи от 22 июня 2023 года к участию в деле для дачи заключения привлечена Государственная инспекция труда в Вологодской области.
В судебном заседании заместитель прокурора района Коненкова С.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Истец Волкова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что пенсию по случаю потери кормильца в настоящее время назначили, а единовременную страховую выплату не предоставили, поскольку необходимо установить факт трудовых отношений. Её супруг В. Н. работал в ООО «Вайд Вуд» подсобным рабочим, примерно, с <дата обезличена>, однако трудовой договор с ним не заключили. Трудовой договор от имени мужа она подписала после его гибели. Режим работы мужа был с 08 часов до 17 часов, с перерывом на обед.
Представитель ответчика ООО «Вайд Вуд» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Государственной инспекции труда в Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия. В представленном на иск отзыве указал, что поскольку несчастный случай произошел на территории ООО «Вайд Вуд» при выполнении работ в интересах и по поручению директора общества, следует, что между ООО «Вайд Вуд» и Волковым М.Н. имелись трудовые отношения, которые не были оформлены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации), либо на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» к характерным признакам трудовых отношений в соответствии со статьями 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем.
При разрешении споров работников, с которыми не оформлен трудовой договор в письменной форме, судам исходя из положений статей 2, 67 Трудового кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что, если такой работник приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным. В связи с этим доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель - физическое лицо (являющийся индивидуальным предпринимателем и не являющийся индивидуальным предпринимателем) и работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»).
ООО «Вайд Вуд», основным видом деятельности которого является производство пиломатериалов, древесного полотна, древесной муки, технологической щепы или стружки, с 10 октября 2018 года до 10 июля 2023 года было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Из материалов дела следует, что <дата обезличена> между ООО «Вайд Вуд» и В. заключен трудовой договор <номер обезличен> согласно которому В. принят на работу с <дата обезличена> подсобным рабочим цеха.
<дата обезличена> В. погиб в результате обрушение крыши рабочего цеха на территории ООО «Вайд Вуд».
В акте о расследовании группового несчастного случая поставлен под сомнение вопрос о том, что трудовой договор между ООО «Вайд Вуд» и В. был подписан <дата обезличена>.
Из объяснений супруги В. Волковой Е.В. следует, что трудовой договор от имени В. она подписала после смерти супруга.
Между тем, из акта о расследовании группового несчастного случая от <дата обезличена>, объяснений истца, табеля учета рабочего времени, объяснений генерального директора ООО «Вайд Вуд», приказа о приеме работника на работу от <дата обезличена>, трудовой книжки В. следует, что В. . фактически работал подсобным рабочим в ООО «Вайд Вуд» с <дата обезличена>.
При этом В. был допущен к этой работе по определенной специальности, выполнял её лично по поручению работодателя в течение всего указанного периода, в течение полного рабочего дня, соблюдая установленные в данном обществе правила внутреннего трудового распорядка, график работы, что свидетельствует о возникновении между ООО «Вайд Вуд» и В. отношений, отвечающих всем признакам трудовых.
При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным в случае, если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, принимая во внимание, что доказательства отсутствия трудовых отношений между ООО «Вайд Вуд» и В. не представлены, суд полагает факт трудовых отношений между ООО «Вайд Вуд» и В. в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> доказанным. Доказательств работы В. в иной период не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Вожегодского района Вологодской области, действующего в интересах Волковой ЕВ , удовлетворить.
Установить факт трудовых отношений между обществом с ограниченной ответственностью «Вайд Вуд» (ОГРН 1183525030479) и В. , родившимся <дата обезличена> в д.<адрес> (СНИЛС <номер обезличен>), умершим <дата обезличена>, в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности подсобного рабочего.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Вожегодский районный суд Вологодской области.
Решение в окончательной форме принято 09 августа 2023 года.
Судья: - Хватова Ю.Б.