Дело №2-2946/2021
УИД 21RS0025-01-2021-002822-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Вассиярова А.В.,
при секретаре судебного заседания Печковой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Левацкая С.А., Левацкий Р.С. к администрации города Чебоксары, Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом администрации города Чебоксары об определении местоположения границы земельного участка,
установил:
Левацкая С.А. и Левацкий Р.С. обратились в суд с вышеназванным исковым заявлением к администрации города Чебоксары (далее Администрация), Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом администрации города Чебоксары (далее Чебоксарское горкомимущество) обосновав его следующим.
Истцам на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> с видом разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки.
По заказу истцов кадастровым инженером Общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Вершина»» (далее ООО «НПП «Вершина»») уточнены площадь земельного участка (она составила <данные изъяты>.), а также его границы согласование которых подписано всеми смежными землепользователями без замечаний за исключением ответчика – администрации города Чебоксары.
Как указали истцы, отказ Администрации в лице Чебоксарского горкомимущества в согласовании границ земельного участка по межевому плану ООО «НПП «Вершина»» не учитывает обстоятельств того, при проведении кадастровых работ учитывались его границы, которые остаются неизменными более 15 лет, площадь земельного участка, полученная в ходе выполнения кадастровых работ, соответствует документам о праве собственности на земельный участок. Возникший спор из-за отказа ответчиков в согласовании смежной границы ограничивает правомочия истцов как собственника имущества.
После уточнения исковых требований в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, истцы просили признать границу земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. согласованной и установить его смежную границу с землями общего пользования согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ по координатам характерных точек границ: т. н19 координата Х 407 655, 21, координата Y 1 228 923, 56; т. н 20 координата Х 407 659, 31, координата Y 1 228 929, 61.
Истцы Левацкий Р.С. и Левацкая С.А. в суд не явились, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73) представитель последней просил рассмотреть дело без его участия и удовлетворить иск.
Представитель ответчика просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве (л.д. 147) указав на необоснованность исковых требований ввиду отсутствия у истцов документов, подтверждающих увеличение площади спорного земельного участка.
Третьим лицами Леонтьевой Р.П., Степановым С.М. представлены письменные объяснения о возможности удовлетворения иска в связи с отсутствием нарушения прав указанных лиц определением границ земельного участка согласно исковых требований.
Третье лицо Управление Росреестра по Чувашской Республике своего представителя в суд не направило.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), судебной защите подлежит нарушенное право.
В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По смыслу названных норм, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес, действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению. Управомоченное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
В силу части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс), земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и он вправе по своему усмотрению совершать любые действия, не противоречащие закону.
Как следует из пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 1 данной статьи).
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», администрация города Чебоксары распоряжается земельными участками муниципального образования «город Чебоксары-столица Чувашской Республики» независимо от государственной регистрации такого права в установленном законом порядке.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцы Левацкий Р.С., Левацкая С.А. приобрели на праве общей долевой собственности (по <данные изъяты>) жилой дом площадью <данные изъяты>. с надворными постройками по адресу: <адрес>, и земельный участок площадью <данные изъяты>., занятый вышеуказанным жилым домом и необходимый для его использования (л.д. 13-14).
В Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) имеются следующие сведения о приведенном земельном участке: адрес: <адрес>, площадь <данные изъяты>., кадастровый №, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что следует из соответствующей выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-18).
ДД.ММ.ГГГГ по заказу истца Левацкий С.А. кадастровым инженером Общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Вершина» составлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 20-36).
Согласно заключению кадастрового инженера, при проведении кадастровых работ площадь и границы земельного участка с кадастровым номером № были определены на местности по границам фактического землепользования (по расположению забора, столбов и меже), границы проходят по объектам искусственного происхождения (забор), существующим на местности более 15 лет. Фактические границы земельного участка на местности ограничены земельным участком общего пользования и естественными границами смежных земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, сведения о границах которых внесены в ЕГРН, поэтому согласование границы земельного участка истцов с собственниками этих земельных участков не производилось.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация в лице Чебоксарского горкомимущества отказала истцам в согласовании части границ земельного участка по т. н19-н20, имеющей смежество с землями, собственность на которые не разграничена, с разъяснением порядка перераспределения земельных участков ссылаясь на то, что согласно межевому плану ООО «НПП» Вершина», предусматривается уточнение (установление) границ земельного участка истцов, в результате чего площадь земельного участка увеличивается на <данные изъяты>м. и составляет <данные изъяты>., однако, основания и документы, подтверждающие увеличение площади земельного участка, отсутствуют (л.д. 36).
Согласно части 5 статьи 40 Федерального Закона N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом порядке.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019), требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, который направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости).
При разрешении такого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков (
Исходя из части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно пункту 23 которого при описании местоположения земельного участка указывается среди прочего список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 м и с указанием метода и погрешности определения координат, система координат).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
В соответствии с межевым планом ООО «НПП «Вершина»» уточнение местоположения границ и площади земельного участка истцов происходит по координатам характерных точек границ: н20-1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-н15-н16-н17-н18-н19-н20.
Образование точек N 1-14 обусловлено постановкой на учет смежных земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, сведения о границах которых уже внесены в ЕГРН.
В составе межевого плана также имеется акт согласования местоположения границ земельного участка, подписанный правообладателем земельного участка с кадастровым номером № Леонтьевой Р.П. по координатам характерных точек границ: н15-н19.
Как указывалось выше, в данном случае согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка с кадастровым номером № не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что и послужило основанием для обращения истцов в Администрацию с заявлением о согласовании границы земельного участка в части смежества с неразраниченными землями, находящимися в распоряжении Администрации по т. н 19 – н 20.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне.
Документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки Правила землепользования и застройки (далее - Правила) Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 03.03.2016 N 187 (ред. от 22.10.2019) утверждена минимальная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства в зоне Ж-1 не менее 300 кв.м.
В рассматриваемом случае, площадь земельного участка увеличивается на <данные изъяты>., то есть в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и его площади, величина, на которую, площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством.
Довод представителя Администрации о том, что увеличение площади земельного участка истцов может быть осуществлено только в порядке перераспределения земель и (или) земельных участков, являются ошибочными.
Согласно подпункту 10 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Законом N 218-ФЗ.
Таким образом, поскольку граница земельного участка с кадастровым номером 21:01:010607:51 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, то перераспределение этого земельного участка и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть осуществлено до уточнения границ.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае изменение площади земельного участка и изменение описания местоположения его границ обусловлены уточнением его границ в рамках положений Закона N 218-ФЗ, а не образованием земельного участка, к одному из способов которого в соответствии со статьей 11.2 ЗК РФ относится перераспределение земельных участков.
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7). То есть решение суда и межевой план являются равнозначными отдельными самостоятельными основаниями для осуществления государственного кадастрового учета.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ). Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 г., или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Представленный истцами в целях уточнения границ земельного участка межевой план подготовлен с соблюдением норм статьи 22 Закона N 218-ФЗ и пункта 70 Требований.
При таком положении, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь изложенным, на основании ст.ст. 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
признать часть границы земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> согласованной и установить её с землями, собственность на которые не разграничена, согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ по координатам характерных точек границ: т. н19 координата Х 407 655, 21, координата Y 1 228 923, 56; т. н 20 координата Х 407 659, 31, координата Y 1 228 929, 61.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья А.В. Вассияров
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.