дело №2-1657/2023
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
05 сентября 2023 года г. Салехард
Салехардский городской суд ЯНАО в составе
председательствующего судьи Подгайной Н.Н.
при секретаре судебного заседания Вакульчук Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании через систему видеоконференцсвязи гражданское дело №2-1657/2023 по иску прокурора города Муравленко в интересах Вылла Д.Д. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Муравленко обратился с иском в интересах Вылла Д.Д. просил включить Вылла Д.Д. в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы с <дата> по <дата> год в должности охотника-рыбака в Сугмутско-Пякутинской общине. В обоснование указал, что Вылла Д.Д. 11.05.2021 года и 29.12.2022 года обращался в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по ЯНАО с заявлениями об установлении пенсии, по результатам рассмотрения которых 24.10.2022 года и 08.04.2023 года органом пенсионного обеспечения было отказано в назначении пенсии Вылла Д.Д. ввиду отсутствия у него требуемого льготного стажа. По состоянию на <дата> продолжительность льготного стажа, предусмотренного п.7 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях», составляет 20 лет 11 месяцев 27 дней. При этом, период работы Вылла Д.Д. с <дата> по <дата> в «Сугмутско-Пякутинской общине» по профессии «охотник-рыбак» не включен в льготный период ввиду того, что в п.7 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» не указана профессия «охотника-рыбака», а также не имеется точных сведений о должностных обязанностях по указанной профессии. Из трудовой книжки Вылла Д.Д. следует, что он работал с 01.04.1996 года по 31.12.2001 год в должности охотника-рыбака в Сугмутско-Пякутинской общине. Трудовая книжка истца не содержит необходимых сведений о его занятости в спорные периоды работы в течение полного рабочего дня в должностях охотника-промысловика и рыбака. При этом, из пояснений Вылла Д.Д. следует, что в спорный период он фактически осуществлял должностные обязанности рыбака прибрежного лова. После того как 03.10.2005 года он был принят на работу в ОАО «Сельскохозяйственная община Сугмутско-Пякутинская» по профессии рыбака прибрежного лова, фактически его должностные обязанности не изменились в сравнении с обязанностями, которые он выполнял в вышеуказанный период по профессии охотника-рыбака. Неправильное наименование по вине работодателя должностей в трудовой книжке Вылла Д.Д. - «охотник-рыбак» вместо «рыбак» не может служить основанием для невключения в специальный трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.7 ч.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода работы с 01.04.1996 года по 31.12.2001 год в должности охотника-рыбака в Сугмутско-Пякутинской общине. В штатных расписаниях общины в спорный период значилась должность «охотник-рыбак», отдельно должности рыбака не было. Согласно сведениям, представленным АО «Сельскохозяйственная община Сугмутско-Пякутинская» 03.07.2023 года Вылла Д.Д. осуществлял трудовую деятельность в Сугмутско-Пякутинской общине в течение полного рабочего дня. Поскольку были нарушены права Вылла Д.Д. на пенсионное обеспечение, прокурор просил включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указанный выше период работы в должности охотника-рыбака в Сугмутско-Пякутинской общине.
В судебном заседании участвующий через системы видеоконференцсвязи помощник прокурора г.Муравленко Петрова Р.Б. иск поддержала по основаниям, изложенным в нем, просила удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании участвующий через системы видеоконференцсвязи Вылла Д.Д. иск поддержал, пояснил, что в спорный период фактически осуществлял должностные обязанности рыбака прибрежного лова. После того как он был принят на работу общину по профессии «рыбак прибрежного лова», фактически его должностные обязанности не изменились в сравнении с обязанностями, которые он выполнял в спорный период по профессии охотника-рыбака, он постоянно работал рыбаком и выполнял работу рыбака.
В судебном заседании представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, полагая, что с учетом трудовой книжки и персонифицированного учета, в которых не содержится данных о работе истца рыбаком, у ОСФР не имелось оснований для включения в специальный страховой стаж периода работы в должности охотника-рыбака.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурору г.Муравленко от Вылла Д.Д. поступило обращение о нарушении его пенсионных прав.
Прокурор в интересах Вылла Д.Д. обратился с иском о восстановлении нарушенных пенсионных прав.
Вылла Д.Д. обратился в Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ОПФР по ЯНАО) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости
Решением ОПФР по ЯНАО от 24 октября 2022 года № Вылла Д.Д. отказано в назначении страховой пенсии по старости при отсутствии необходимой продолжительности страхового стажа, установленного п. 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Указано, что стаж работы в должности охотника-рыбака в период с 01 апреля 1996 года по 31 декабря 2001 года не включается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку невозможно установить должностные обязанности, а представленные документы не содержат сведений о характеристике работ Вылла Д.Д. в качестве-рыбака-охотника.
Решением ОПФР по ЯНАО от 08 апреля 2023 года Вылла Д.Д. отказано в назначении страховой пенсии по старости при отсутствии необходимой продолжительности страхового стажа, установленного п. 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по аналогичным основаниям.
В силу ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон).
Согласно ч.1 ст.2 законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", других федеральных законов.
В соответствие с ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (часть 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховым стажем признается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
На основании п. 7 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
Такие положения закреплены в подп. 13 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, для лиц, поименованных в подп. 7 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на досрочную пенсию по старости и условия ее назначения исчерпывающе предусмотрены названным законом.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 2, 6, и 7 ч. 1 указанной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001 (ч. 2 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В данном Перечне, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12, в перечне районов Крайнего Севера указан Ямало-Ненецкий автономный округ, в перечне местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, указан Ханты-Мансийский автономный округ.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсионный орган не включил период работы истца с 01 апреля 1996 года по 31 декабря 2001 года в качестве охотника-рыбака указав, что указанную должность нельзя отнести к должностям, таким как «рыбак прибрежного лова» «охотник промысловый» и такая работа должна быть документально подтверждена записями в трудовой книжке, приказом о включении в состав рыболовной артели или артели охотников-промысловиков, другими документами. В соответствии с нормами подп. 7 п. 1 ст. 33 Закона N 400-ФЗ работа в качестве оленевода, рыбака, охотника-промысловика имеет код "28-СЕВ". В индивидуальных сведениях застрахованного лица за спорный период работы отсутствует код "28-СЕВ".
Общая продолжительность трудовой деятельности истца, засчитанная пенсионным органом в страховой стаж, по состоянию на 31.12.2022 составила: общий страховой стаж – 26 лет 08 месяцев 29 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом приравнивания МКС к РКС – 25 лет 11 месяцев 29 дней, стаж в качестве рыбака, охотника-промысловика – 20 лет 11 месяцев 29 дней.
Вылла Д.Д., родившийся 04 июня 1971 года на момент обращения с заявлением о назначении пенсии 29 декабря 2022 года достиг возраста 51 года.
Из представленных документов следует, что учтены периоды в льготный стаж: с 01 января 2002 года по 30 сентября 2005 года в качестве охотника-рыбака в АО Селькохозяйственная община» Сугмуто-Пякутинская»; с 03 октября 2005 года по 29 декабря 2022 года в качестве «рыбака прибрежного лова» в АО Селькохозяйственная община» Сугмуто-Пякутинская». Указанные периоды работы были зачтены с указанием кода особых условий труда 28-СЕВ.
При этом, согласно решению об отказе в установлении пенсии период с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года не был включен в специальный стаж, поскольку не соблюдено основное условие для предоставления оленеводам, рыбакам и охотникам-промысловикам досрочного пенсионного обеспечения, которым является постоянное проживание и выполнение ими определенных работ в районах Крайнего Севера. Период с 01 апреля 1996 года по 31 декабря 2001 ода по профессии охотник-рыбак» не включен, поскольку выданная АО Селькохозяйственная община» Сугмуто-Пякутинская» справка содержит информацию о трудовых функциях «охотника-рыбака», которые не соответствуют должностным обязанностям рыбака прибрежного лова и охотника промысловика, предусмотренные ЕТКС.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно п. 4 указанных Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 43 названных Правил определено, что Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 2 Порядка подтверждению подлежит, в том числе, работа лиц, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
Согласно п. 3 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о соответствующих видах обязательного социального страхования, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Фонд пенсионного и социального страхования России осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Фонда пенсионного и социального страхования России документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Фонд пенсионного и социального страхования России сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Фонда пенсионного и социального страхования России вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вылла Д.Д. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" с 14 мая 2002 года.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 2-п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Согласно данным формам в соответствии с нормами подп. 7 п. 1 ст. 33 Закона N 400-ФЗ работа в качестве оленевода, рыбака, охотника-промысловика имеет код "28-СЕВ".
Исходя из представленных документов стаж работы в период с 01.04.1996 года по 31.12.2001 год в должности охотника-рыбака в Сугмутско-Пякутинской общине не включен в льготный стаж в связи с отсутствием сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем в судебном заседании установлено следующее.
В соответствии с Уставами Сугмутско-Пякутинской общины община создается в целях сохранения, возрождения и дальнейшего развития традиционного социально-экономического уклада жизни семей, ведущих своё хозяйство на обозначенной территории, повышения уровня жизни, реализации и защиты гражданских, экономических, политических и культурных прав и свобод (п.1.2). Община создается на основе добровольного волеизъявления коренных жителей данной местности, включая нетрудоспособных членов и детей семей данного рода.
В списках членов общины имеются сведения о главе семейства Сугмутско-Пякутинской общины Вылла Д.Д., что подтверждается архивными выписками.
В штатных расписаниях общины в спорный период значилась должность «охотник-рыбак», отдельно должность «рыбак» не значиться.
Из трудовой книжки Вылла Д.Д. следует, что он работал с 01.04.1996 года по 31.12.2001 года в должности охотника-рыбака в Сугмутско-Пякутинской общине.
Из справок АО «Селькохозяйственная община Сугмутско-Пякутинская» следует, что Вылла Д.Д., работал в Сугмутско-Пякутинской общине (район Крайнего Севера) полный рабочий день при пятидневной рабочей неделе с 01 апреля 1996 года по 30 сентября 2005 года в качестве охотника-рыбака. Община оформляла прием работников согласно штатному расписанию, действующему на тот период времени для работников, занимающихся традиционными видами деятельности, должность именовалась охотник-рыбак. Трудовая функция охотника-рыбака Вылла Д.Д. состояла в комплексе выполняемых работ, связанной с добычей (выловом) рыбы, установке сетей, неводов, выпутывание рыбы из сетей, сортировке, перевеске рыбы по видам наименования рыб, ремонту орудий лова и плавсредств, а также в сборе-заготовке дикоросов (ягод), пушнины, сдаче заготовленной и добытой продукции.
Согласно справкам АО «Селькохозяйственная община Сугмутско-Пякутинская» от 12 октября 2021 года Вылла Д.Д. с 01 апреля 1996 года по 30 сентября 2005 года работал охотником – рыбаком, с 03 октября 2005 года работает в общине рыбаком прибрежного лова, оплата труда сдельно-премиальная. Размер заработной платы работка определяется на основании количества продукции, сданной работником работодателю исходя из установленных расценок за единицу продукции.
Вылла Д.Д. в судебном заседании пояснил, что в спорный период фактически осуществлял должностные обязанности рыбака прибрежного лова. После того как 03.10.2005 года он был принят на работу в ОАО «Сельскохозяйственная община Сугмутско-Пякутинская» по профессии «рыбак прибрежного лова», фактически его должностные обязанности не изменились в сравнении с обязанностями, которые он выполнял в вышеуказанный период по профессии охотника-рыбака.
Как следует из решения Муравленковского городского суда ЯНАО от 31 августа 2016 года, вступившего в законную силу 07 октября 2016 года, исковые требования Мултанова С.Е. к ГУ-УПФР были удовлетворены, в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включены периоды работы в должности охотника-рыбака за период работы с 16.01.1997 года по 30.09.2005 года в Сугмутско-Пякутинской общине.
В судебном заседании через систему видеоконференцсвязи были допрошены свидетели Свидетель №1, ФИО6, ФИО7, которые подтвердили факт работы вместе с Вылла Д.Д. в Сугмутско-Пякутинской общине, а также факт того, что Вылла Д.Д. в спорны период времени работал рыбаком полный рабочий день, заработная плата была сдельная.
Формулировка профессии «охотник-рыбак» не значатся в ЕТКС, а также указанная формулировка не соответствует точной формулировке, изложенной в п. п. 7 п. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и в подп. 13 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Сложившиеся ранее трудовые отношения между истцом и Сугмутско-Пякутинской общиной возникли и имели место до вступления в законную силу Федерального закона "О страховых пенсиях", а также до вступления в законную силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а ранее действующий Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1 не предусматривал право на досрочную пенсию для граждан, работавших в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков. В связи с этим неточные записи в трудовой книжке, касающиеся наименования профессии, по которой истцом фактически выполнялась работа в спорные периоды, обусловленные небрежностью работодателя, не могут препятствовать реализации истцом его конституционного права на пенсионное обеспечение.
Принимая во внимание изложенное, в том числе, пояснения истца о характере выполняемой им работы, сведения о видах деятельности, осуществляемых организацией, в которой истец работал в спорный период времени, показания свидетелей, суд приходит к выводу, что в указанный период истцом выполнялась работа, соответствующая профессии, указанной в подп. 7 п. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", подп. 13 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Право истца на включение указанного периода работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от выполнения (невыполнения) работодателем обязанности как по надлежащему ведению трудовой книжки истца, так и по предоставлению установленных законом сведений в пенсионный орган.
Из положений ст. ст. 8, 11, 15 Федерального закона "О страховых пенсиях", ст. ст. 7, 10, 14, 29.1, 30 Федерального "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. 7, 10 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" следует, что размер произведенных до 01.01.2002 года работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не затрагивает пенсионных прав застрахованного лица, в том числе не влияет на назначение и размер его пенсии. Размер страховых выплат, производимых работодателем, имеет значение для назначения и исчисления страховой пенсии, начиная с 01.01.2002 года.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд России в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями ст. 19 (ч.ч. 1 и 2) и ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
Как указано в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (ст. ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о нарушении пенсионных прав истца и считает необходимым включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы с 01 апреля 1996 года по 31 декабря 2001 года в должности охотника-рыбака в Сугмутско-Пякутинской общине.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 1996 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2001 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.09.2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░