Дело № 12-393/2023г. КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
с. Долгодеревенское «14» декабря 2023 года
Судья Сосновского районного суда Челябинской области Самусенко Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Проскуряковой О.М.,
с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - Зайнетдиновой Н.Г., действующей на основании доверенности № от 13.10.2023 года,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Алексеева В.С. на постановление № от 13 сентября 2023 года административной комиссии Сосновского муниципального района Челябинской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», в отношении
Алексеева Валерия Сергеевича, родившегося 30.11.1947 года в г.Кыштыме Челябинской области, зарегистрированного по адресу: Челябинская область, г.Кыштым, пос.Канифольный, ул.Тихие пруды, д.12, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений,
установил:
постановлением административной комиссии Сосновского муниципального района Челябинской области от 13 сентября 2023 года № АК2312 физическое лицо – Алексеев В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
03 октября 2023 года в Сосновский районный суд Челябинской области от Алексеева В.С. поступила жалоба на указанное постановление № АК2312 от 13 сентября 2023 года.
В своей жалобе Алексеев В.С. выражает несогласие с вынесенным постановлением, просит его отменить, а производство по делу прекратить из – за отсутствия в его действия состава правонарушения, нарушения процессуального порядка привлечения его к ответственности. В обоснование доводов указывает о том, что о рассмотрении дела он надлежащим образом извещен не был, доказательств вменяемого ему правонарушения не представлено. Земельный участок, на котором он разместил строительный бой с целью поднятия уровня до высоты дорожного полотна, отнесен к землям промышленности для строительства ангара – склада.
В рамках судебного разбирательства по данной жалобе в административную комиссию Сосновского муниципального района направлен судебный запрос для истребования материалов дела.
01 ноября 2023 года истребованные по вышеуказанной жалобе материалы поступили в Сосновский районный суд Челябинской области.
В судебном заседании лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Алексеев В.С. не участвовал, представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Зайнетдинова Н.Г. в судебном заседании участвовала, доводы жалобы поддержала.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Алексеева В.С. позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» (далее по тексту - Закона N 584-ЗО) в редакции Закона Челябинской области от 01.11.2017 N 610-ЗО непроведение предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение или засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных федеральным законодательством, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 19 июня 2023 года в период с 17 часов 00 минут по 17 часов 10 минут должностным лицом администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в составе комиссии установлено непроведение правообладателем земельного участка с кадастровым номером 74:19:08003001:384, расположенного на территории сельского поселения Красное поле в Сосновском районе Челябинской области (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта…, вид разрешенного использования – для производства сельскохозяйственной продукции) Алексеевым В.С. работ по содержанию и уборке территории, а именно допущен сброс и сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест, что привело к захламлению указанного земельного участка.
На этом основании административной комиссией Сосновского муниципального района Челябинской области вынесено обжалуемое постановление № АК2312 от 13 сентября 2023 года.
Доводы жалобы Алексеева В.С. о том, что категория земель, установленная на основании распоряжения от 22.11.2022 года № 2936-Р в отношении указанного земельного участка, позволяла ему осуществить поднятие грунта при помощи строительного мусора в целях постройки ангара - склада, судья находит несостоятельными, расценивает их как неправильное толкование положений ч. 11 ст. 3 Закона N 584-ЗО и п. 3.8, 3.9 Правил благоустройства Красноснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района, утвержденных решением от 23.09.2022 года № 22, которые являются действующими на момент правонарушения, поскольку такая категория земель не предоставляет пользователю участка право осуществлять земельные работы путем сброса и сжигания на земельном участке мусора, а также иных отходов производства и потребления.
В то же время судья находит заслуживающим внимание довод жалобы о нарушении процессуального порядка привлечения Алексеева В.С. к административной ответственности, так как сведений о надлежащем его извещении материалы дела не содержат.
Приходя к данному выводу, судья исходит из того, что в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу п. 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Указанные требования закона Сосновского муниципального района Челябинской области выполнены не были.
Из материалов дела следует, что на 27.07.2023 года Алексеев В.С. был извещен уведомлением от 06.07.2023 года № 648 для участия в составлении протокола об административном правонарушении, однако на выполнение указанного процессуального действия он не явился. При этом доказательств, подтверждающих его надлежащее извещение о времени и месте составления протокола, не имеется, суду таковые не представлены.
Имеются лишь сведения о вручении 21.08.2023 года копии данного протокола Алексееву В.С. (отчет об отслеживании почтового отправления №).
Рассмотрение настоящего дела назначено на 13 сентября 2023 года. Однако сведений и доказательств о надлежащем извещении Алексеева В.С. на 13 сентября 2023 года также не имеется. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления №, извещение Алексеева В.С. на 13.09.2023 года прибыло для вручения в г.Кыштым, то есть по месту его регистрации, 09 сентября 2023 года и 19 сентября 2023 года было вручено адресату.
Таким образом, доводы Алексеева В.С. о его ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом нашли свое подтверждение.
Соответственно, вышеуказанные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях коллегиальным органом выполнены не были, поскольку на момент рассмотрения дела административная комиссия не располагала достоверными сведениями о надлежащем извещении Алексеева В.С. Следовательно, административным органом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение права Алексеева В.С. на защиту.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятых по делу постановления и решения. По этой причине состоявшиеся по делу решения подлежат безусловной отмене.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть вынесено по истечении 60 календарных дней со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
Как видно из материалов дела, обстоятельства, явившиеся основанием для привлечения Алексеева В.С. к административной ответственности по ч. 11 ст. 3 Закона N 584-ЗО, имели место 19 июня 2023 года.
Таким образом, срок давности привлечения Алексеева В.С. к административной ответственности истек 19 августа 2023 года, что исключает возможность возвращения дела на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное, в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу и устранения допущенной на предыдущей стадии производства по делу ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение и правовой оценки деяния Алексеева В.С., поэтому постановление коллегиального органа подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
При рассмотрении настоящей жалобы судья районного суда, проверив дело в полном объеме, руководствуясь нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приходит к выводу о том, что иных оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление № от 13 сентября 2023 года административной комиссии Сосновского муниципального района Челябинской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», в отношении Алексеева Валерия Сергеевича - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», в отношении Алексеева В.С. - прекратить на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.В. Самусенко
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья: Е.В. Самусенко