Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2092/2022 ~ М-1837/2022 от 20.09.2022

Дело № 2-2092/2022

УИД 33RS0014-01-2022-002826-44

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2022 года

    Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Петрухина М.В.

при секретаре Денисовой О.А.,

с участием представителя истца ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по г. Мурому и Муромскому району» Бабуриной Е.В.,

рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» к Солдатовой М.В., Солдатову А.В. о взыскании выплаченных сумм государственной социальной помощи на основании социального контракта,

установил:

Государственное казенное учреждение Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» (далее - ГКУ ВО «ОСЗН по г. Мурому и Муромскому району») обратилось в суд с иском к Солдатовой М.В., Солдатову А.В. и просит взыскать с них выплаченную государственную социальную помощь на основании социального контракта в размере 100 000 рублей.

В обоснование иска указано, что 31.08.2021 Солдатова М.В. обратилась в ГКУ ОСЗН по городу Мурому и Муромскому району с заявлением о назначении и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта (регистрационный номер 292) для ведения личного подсобного хозяйства. Специалист ГКУ ОСЗН по г. Мурому и Муромскому району с участием Солдатовой М.В. и Солдатова А.В. разработали проект Программы социальной адаптации семьи по заявленному мероприятию на срок действия социального контракта. 08.09.2021 Межведомственная комиссия, изучив материалы представленные Солдатовой М.В., проект социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации, акт материально-бытового обследования условий проживания, приняла решение о предоставлении Солдатовой М.В. государственной социальной помощи на основании социального контракта на выбранное направление по выходу из трудной жизненной ситуации: ведение личного подсобного хозяйства в размере 100 000 руб. единовременно и заключение социального контракта сроком двенадцать месяцев с даты его подписания. 09.09.2021 на основании решения Межведомственной комиссии между ГКУ СЗН по городу Мурому и Муромскому району и Солдатовой М.В. был заключен социальный контракт на оказание гражданину государственной социальной помощи № 292. 10.09.2021 на основании заключенного социального контракта Солдатовой М.В. была оказана государственная социальная помощь в размере 100 000 рублей единовременно, денежные средства были зачислены на расчетный счет ответчика. Денежные средства ответчик должна была использовать исключительно на цели, предусмотренные контрактом. Однако ответчик обязательства, предусмотренные контрактом, не выполнила. Ответчику было направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих наличие причин для неисполнения контракта, либо в добровольном порядке вернуть денежные средства. Ответчик документы не предоставила и денежные средства в размере 100 000 руб. не вернула.

Представитель истца ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» Бабурина Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.

Ответчики Солдатова М.В. и Солдатов А.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Возражений на исковое заявление не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Поскольку ответчики извещены о дне судебного разбирательства по адресу своей регистрации, то он является надлежаще извещенным, и в соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 31.08.2021 Солдатова М.В. обратилась в ГКУ ОСЗН по городу Мурому и Муромскому району с заявлением о назначении и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта (регистрационный номер 292) для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с утвержденным Порядком и в установленные сроки заявление Солдатовой М.В. было рассмотрено. Специалист ГКУ ОСЗН по г. Мурому и Муромскому району с участием Солдатовой М.В. и Солдатова А.В. разработали проект Программы социальной адаптации семьи по заявленному мероприятию на срок действия социального контракта.

08.09.2021 Межведомственная комиссия, изучив материалы представленные Солдатовой М.В., проект социального контракта и мероприятий программы социальной адаптации, акт материально-бытового обследования условий проживания, приняла решение о предоставлении Солдатовой М.В. государственной социальной помощи на основании социального контракта на выбранное направление по выходу из трудной жизненной ситуации: ведение личного подсобного хозяйства в размере 100 000 руб. единовременно и заключение социального контракта сроком двенадцать месяцев с даты его подписания (протокол от 08.09.2021 № 292).

09.09.2021 на основании решения Межведомственной комиссии между ГКУ СЗН по городу Мурому и Муромскому району и Солдатовой М.В. был заключен социальный контракт на оказание гражданину государственной социальной помощи № 292.

Солдатов А.В. с условиями заключенного Социального контракта № 292 от 09.09.2021 был ознакомлен и согласен в день его подписания, что подтверждается его подписью в Социальном контракте № 292 от 09.09.2021.

Предметом социального контракта № 292 от 09.09.2021 являлось соглашение между ГКУ ОСЗН по г. Мурому и Муромскому району и заявителем, в соответствии с которым ГКУ ОСЗН по г. Мурому и Муромскому району обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь, а заявитель (семья Заявителя) – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), являющейся неотъемлемой частью указанного социального контракта.

10.09.2021 на основании заключенного социального контракта Солдатовой М.В. была оказана государственная социальная помощь в размере 100 000 рублей единовременно.

Государственная социальная помощь была зачислена на расчетный счет Солдатовой М.В. (номер), открытый во Владимирском отделении № 8611 ПАО Сбербанка, что подтверждается платежным поручением (номер) от 10.09.2021.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (ст.7).

Порядок оказания гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта утвержден Постановлением администрации Владимирской области от 30.12.2020 № 910 «Об утверждении Порядка оказания гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта».

В соответствии с п.5 Порядка государственная социальная помощь используется гражданином на следующие мероприятия:

- поиск работы;

- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

- ведение личного подсобного хозяйства;

- осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации:

а) удовлетворение текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости;

б) приобретение лекарственных препаратов, одежды, обуви, товаров для ведения личного подсобного хозяйства;

в) прохождение лечения;

г) прохождение профилактического медицинского осмотра;

д) стимулирование ведения здорового образа жизни;

е) обеспечение потребности семьи в товарах и услугах дошкольного и школьного образования;

ж) приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности семьи, в том числе предметов для хранения и приготовления пищи (холодильник, газовая плита, электроплита);

з) приобретение предметов средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения, отопления) (насос для подачи воды, водонагреватель, котел отопительный, переносная печь);

и) ремонт жилого помещения.

Государственная социальная помощь, предоставляемая гражданину на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, прилагаемой к социальному контракту, не может быть использована на иные цели.

Согласно п.20 Порядка ежемесячная (единовременная) денежная выплата, полученная заявителями, заключившими социальный контракт, должна быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту.

Согласно п.1 социального контракта предметом контракта является соглашение между ГКУ ОСЗН по г. Мурому и Муромскому району и Солдатовой М.В., в соответствии с которым ГКУ ОСЗН по г. Мурому и Муромскому району обязуется оказать Солдатовой М.В. государственную социальную помощь, а заявитель реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), являющегося неотъемлемой частью настоящего социального контракта.

Согласно программы социальной адаптации малоимущей семьи Солдатовой М.В., мероприятием программы заявлено ведение личного подсобного хозяйства

    Согласно п.3.2 социального контракта Солдатова М.В. была обязана:

- ежемесячно представлять в ГКУ ОСЗН по городу Мурому и Муромскому району документы, подтверждающие факт выполнения заявителем мероприятий программы социальной адаптации,

- уведомить ГКУ ОСЗН по городу Мурому и Муромскому району в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации в период действия социального контракта;

- представлять в ГКУ ОСЗН по городу Мурому и Муромскому району информацию об условиях жизни заявителя (семьи заявителя) по мероприятиям программы социальной адаптации в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.

Под мероприятиями, на реализацию которых программой социальной адаптации предусмотрена выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства. В этих целях ответчик была обязана:

- встать на учет в налоговом органе Владимирской области в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход,

- приобрести в период действия социального контракта необходимые для ведения личного подсобного хозяйства товары, а также продукцию, относимую к сельскохозяйственной продукции, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

-осуществить реализацию сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства;

Согласно п.7.1 контракта он вступает в силу со дня его подписания и действует по 08 сентября 2022 года.

Согласно п.22 Порядка в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с настоящим Порядком, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, ГКУСЗН прекращает предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов, а также досрочно расторгает с таким гражданином социальный контракт.

Согласно п.28 Порядка ГКУСЗН и учреждения социального обслуживания Владимирской области (за исключением домов-интернатов, психоневрологических интернатов) проводят ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение срока со дня окончания срока действия социального контракта, в том числе: в течение 12 месяцев проверяется факт осуществления гражданином предпринимательской деятельности - по мероприятию "осуществление индивидуально предпринимательской деятельности".

Осуществление контроля за исполнением условий социального контракта, заключенного с Солдатовой М.В., возложена на ГКУСО ВО «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

По информации от ГКУСО ВО «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (исх. От 28.02.2022 № 145-02-07) по состоянию на февраль 2022 ответчиком обязательства, предусмотренные условиями Социального контракта № 292 от 09.09.2021 и программой социальной адаптации не выполнены.

Таким образом, по настоящее время ответчик обязательства, предусмотренные условиями социального контракта № 292 от 09.09.2021 и программой социальной адаптации не выполнила, а именно:

- на учет в налоговом органе Владимирской области в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход не встал;

-товары, а также продукцию, относимую к сельскохозяйственной продукции, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства в период действия социального контракта не приобретены;

- реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства не осуществляются;

Стороной ответчика не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин для не исполнения условий контракта.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

В порядке досудебного урегулирования в адрес ответчика было направлено уведомление с требованием предоставить документы, подтверждающие наличие уважительных причин для неисполнения контракта, либо в добровольном порядке вернуть полученные денежные средства (исх. ГКУ ОСЗН от 18.03.2022 № 1394/01-14).

Однако в установленный срок ответчик в добровольном порядке требуемые документы не представил и денежные средства в размере 100 000 руб. не вернул.

17.05.2022 в рамках социального сопровождения ГКУСО ВО «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» было проведено контрольное мероприятие по обследованию семьи Солдатовой М.В. и Солдатова А.В.

По информации полученной от ГКУСО ВО «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (исх. От 18.05.2022 № 344/02-15) по состоянию на май 2022 ответчиками обязательства, предусмотренные условиями Социального контракта № 292 от 09.09.2021 и программой социальной адаптации не выполнены в полном объеме, без объяснения причин.19.05.2022 Межведомственная комиссия, изучив материалы, представленные ГКУСО ВО «Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» руководствуясь п. 22 Порядка приняла решение о досрочном расторжении с Солдатовой М.В. социального контракта от 09.09.2021 № 292 с 01.06.2022 (уведомление от 19.05.2022 № 295/01-14). Однако по настоящее время ответчики в добровольном порядке денежные средства не вернули.

На письменные уведомления и устные сообщения ГКУ ОСЗН по городу Мурому и Муромскому району и учреждения социального обслуживания ответчик не отвечает.

ГКУ ОСЗН по городу Мурому и Муромскому району является государственным учреждением, деятельность которого направлена на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.

С учетом собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что ответчик Солдатова М.В. с момента заключения социального контракта ведение личного подсобного хозяйства не осуществляла и мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и программой социальной адаптации, не выполняла, денежные средства, полученные Солдатовой М.В. по социальному контракту израсходованы не на реализацию мероприятий программы социальной адаптации, а на иные цели. В связи с этим, со стороны ответчиков по отношению к истцу усматривается недобросовестность.

Оценив представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 200 руб. в бюджет округа Муром Владимирской области.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Государственного казенного учреждения Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» к Солдатовой М.В., Солдатову А.В. удовлетворить.

Взыскать в солидарном порядке с Солдатовой М.В. ((номер)) и Солдатова А.В. (СНИЛС (номер)) в пользу Государственного казенного учреждения Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району» (ОГРН 1113334000163, ИНН 3334016527) выплаченную государственную социальную помощь на основании социального контракта в размере 100 000 рублей

Взыскать в солидарном порядке с Солдатовой М.В. (ИНН (номер)) и Солдатова А.В. (СНИЛС (номер) государственную пошлину в размере 3 200 руб. в бюджет округа Муром Владимирской области.

Ответчик вправе подать в Муромский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

На заочное решение могут быть поданы апелляционные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца по истечении 7-дневного срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья М.В. Петрухин

    

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 ноября 2022 года.

2-2092/2022 ~ М-1837/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по городу Муром и Муромскому району"
Ответчики
Солдатов Александрв Владимирович
Солдатова Марина Владимировна
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Петрухин Марек Викторович
Дело на странице суда
muromsky--wld.sudrf.ru
20.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2022Передача материалов судье
27.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2022Подготовка дела (собеседование)
01.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
08.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2022Копия заочного решения возвратилась невручённой
24.01.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее