Дело № 2-2315/2023
УИД 44RS0001-01-2024-001987-97
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Шершневой М.А., при секретаре Киселёвой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Росгвардии по Костромской области к Павловой Надежде Александровне, Павлову Роману Евгеньевичу о прекращении права собственности на оружие,
УСТАНОВИЛ:
Управление Росгвардии по Костромской области обратилось в Свердловский районный суд г. Костромы с вышеуказанным иском, просило охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «ТОЗ-87М» калибр 12 № обратить в государственную собственность с последующим его уничтожением. Требования мотивированы тем, что на ответственном хранении в ОП № УМВД России по г. Костроме с <дата> находится охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «ТОЗ-87М» калибр 12 №, которое принадлежало Павлову Е.Ю., <дата> года рождения, умершему <дата>. Разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия «ТОЗ-87М» калибр 12 № серии РОХа № было выдано ФИО6 <дата> ОП № УМВД России по <адрес> сроком до <дата>. Вышеуказанное огнестрельное оружие сдано <дата> после смерти Павлова Е.Ю. его супругой – Павловой Н.А., <дата> года рождения, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, на ответственное хранение в ОП № УМВД России по г. Костроме. Из информации, полученной от нотариуса Ивакиной А.П. от <дата> №, следует, что наследниками по закону, принявшими наследство после смерти Павлова Е.Ю., являются в ? доля жена Павлова Н.А., в ? доле сын Павлов Р.Е. Полагают, что у наследников имущества умершего имелась возможность принять меры к получению разрешительных документов на вышеуказанное оружие, либо решить вопрос о его уничтожении или реализации. Ответчики неоднократно уведомлялись отделением лицензионно-разрешительной работы о необходимости вступления в права наследования на оружие и последующего принятия мер к оформлению разрешительного документа на право хранения оружия либо решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке. Однако ответчики судьбой изъятого огнестрельного оружия не заинтересовались, никаких действий до настоящего времени ими совершено не было. Оружие фактически является брошенным. Хранение оружия требует определенных затрат, в частности по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода, содержание помещений, обеспечение охраны. Территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, такое бездействие расценивается как отказ от права собственности в отношении названного оружия.
В судебное заседание представитель истца Сироткин Е.А. поддержал исковые требования по изложенным в нем основаниям.
Ответчики Павлова Н.А., Павлов Р.Е. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Поскольку ответчики об уважительности причин неявки суд не уведомили об отложении слушания дела или о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Павлов Е.Ю., <дата> года рождения, являлся владельцем охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия «ТОЗ-87М» калибр 12 №.
<дата> ему было выдано разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия «ТОЗ-87М» калибр 12 № со сроком действия до <дата>.
<дата> ФИО6 умер.
В настоящее время с <дата> охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «ТОЗ-87М» калибр 12 № находится на ответственном хранении в ОП № 2 УМВД России по г. Костроме.
В соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 27 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» изъятые или сданные оружие и (или) патроны к нему должны быть отчуждены их собственником в соответствии с гражданским законодательством либо получены собственником в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в течение одного года со дня их изъятия или сдачи, за исключением оружия и (или) патронов к нему, изъятых или сданных в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных п. п. 3.6 и 11 ч. 20 ст. 13 настоящего Федерального закона, а также ч. 9 ст. 22 настоящего Федерального закона. В случае смерти собственника оружия и (или) патронов к нему указанный срок исчисляется со дня принятия (приобретения) наследства в соответствии с гражданским законодательством. Выморочные оружие и (или) патроны к нему переходят в собственность Российской Федерации.
Судом установлено, что нотариусом нотариального округа г. Костромы и Костромского района Ивакиной А.П. открыто наследственное дело к имуществу умершего Павлова Е.Ю. Согласно материалами вышеуказанного наследственного дела наследниками по закону, принявшими наследство, являются в ? долях его жена - Павлова Н.А., <дата> года рождения, в ? доле - сын Павлов Р.Е., <дата> года рождения.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. п. 1, 2, 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.) (п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9).
Пунктом 1 ст. 1180 ГК РФ предусмотрено, что принадлежавшие наследодателю оружие, которое в силу абз. 2 ч. 2 ст. 129 ГК РФ является ограниченно оборотоспособной вещью, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.
Таким образом, наследники Павлова Е.Ю. приняли наследство, состоящее в том числе из оружия.
Согласно п. 2 ст. 1180 ГК РФ меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со ст. 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
В силу ст. 20 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел.
Статьей 9 Федерального закона «Об оружии» предусмотрено, что приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи. Лицензии на приобретение и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.
В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» функция федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия возложена на войска национальной гвардии.
Согласно п. п. 15, 16 ст. 9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями по выдаче гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия, разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия; полномочиями по контролю оборота гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
В соответствии с п. 54 постановления Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему») хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии РФ или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
Реализуя возложенные на него законом полномочия, Управление Росгвардии по <адрес> направляло ФИО2, ФИО1 уведомления от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №, от <дата> №/, от <дата> № о вызове для разрешения вопроса о дальнейшей судьбе указанного имущества.
Ответ на уведомление от Павловой Н.А., Павлова Р.Е. не последовал до настоящего времени, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Федеральный закон «Об оружии» направлен, в том числе на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в уполномоченных органах разрешение (лицензии) на хранение или хранение и ношение оружия.
Исходя из системного толкования положений п. 2 ст. 129 ГК РФ, ст. ст. 6, 13, 28 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии», огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, то есть может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел.
Спорное имущество не может принадлежать ответчикам Павловой Н.А., Павлову Р.Е., поскольку они хотя в силу закона и приняли указанное имущество в составе наследства, но не получил разрешение на хранение и ношение оружия.
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпункт 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ допускает принудительное изъятие у собственника имущества в случае отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ).
Как установлено при рассмотрении дела, ответчик принял спорное имущество по наследству.
В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Временем открытия наследства в силу п. 1 ст. 1114 ГК РФ является момент смерти гражданина, то есть в рассматриваемом случае – <дата> (день смерти ФИО6).
В силу п. п. 1, 2 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в указанные сроки такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (п. 3).
С учетом установленных судом обстоятельств, на основании п. п. 1, 2 ст. 238 ГК РФ право собственности ответчиков Павловой Н.А., Павлова Е.Ю. на охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие «ТОЗ-87М» калибр 12 № подлежит прекращению, а оружие – обращению в государственную собственность с последующим его уничтожением.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░-87░» ░░░░░░ 12 №, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.