УИД № 57RS0022-01-2023-003843-59 Производство № 2-526/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2024 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Настепанина В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Молчановой Елены Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Молчанова Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указала, что в ноябре 2023 года она обратилась в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области с заявлением об установлении пенсии по старости в соответствии с Законом РФ (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с постоянным проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако решением пенсионного органа от (дата обезличена) ей было отказано в назначении указанной пенсии по тем основаниям, что факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области и в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области не подтвержден регистрацией по месту жительства.
С указанным решением пенсионного органа истец не согласилась, считая его необоснованным, поскольку в спорные периоды она постоянно проживала в (адрес обезличен) Орловской области в связи с прохождением обучения в Мценском медицинском училище и в (адрес обезличен) Орловской области по месту жительства родителей.
По указанным основаниям истец Молчанова Е.В., с учетом уточненных требований, просила суд установить факт ее постоянного проживания в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) на территории (адрес обезличен) Орловской области и в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области относящиеся к территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости, в соответствии со ст. 34 Закона РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на три года в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом и возложить на ответчика обязанность назначить и производить ей выплату пенсии по старости с (дата обезличена).
В судебном заседании истец Молчанова Е.В. и ее представитель Г.О.Ю. заявленные требования поддержали в полном объеме, указав, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) она училась в Мценском медицинском училище, в период учебы постоянно проживала и была зарегистрирована по месту пребывания в общежитии, принадлежащем Мценскому металлотехническому заводу по адресу: (адрес обезличен). Однако документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в общежитии в спорный период, не сохранилось, в связи с чем данный факт документально она подтвердить не может.
Представитель ответчика – Чеботарева О.В. исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих проживание истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в спорный период.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от (дата обезличена) № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до (дата обезличена) применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)-р; с (дата обезличена) – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен); с (дата обезличена) – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен).
(адрес обезличен) Орловской области, в соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)-р, был отнесен к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с (дата обезличена) по (дата обезличена).
Вышеуказанными Перечнями населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт – (адрес обезличен) Орловской области относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по (дата обезличена).
В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Молчанова Е.В. (дата обезличена) обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ОПФР по Орловской области от (дата обезличена) Молчанова Е.В. в установлении пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отказано в связи с отсутствием права.
При этом период проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом определен в размере 04 года 11 месяцев 14 дней (с (дата обезличена) по (дата обезличена), с (дата обезличена) по (дата обезличена)), что дает истцу право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 2 года.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями и поддерживания их в судебном заседании, Молчанова Е.В. ссылалась на то, что с учетом периодов проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а именно с (дата обезличена) по (дата обезличена) в связи с прохождением обучения в Мценском медицинском училище в (адрес обезличен) Орловской области и с (дата обезличена) по (дата обезличена) ее постоянного места жительства (адрес обезличен) Орловской области, где она проживала у родителей, приобрела право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста выхода на пенсию на 3 года.
Проверяя обоснованность заявленных истцом требований, судом установлено следующее.
Согласно данным паспорта гражданина Российской Федерации, Молчанова Е.В., (дата обезличена) года рождения, с (дата обезличена) по настоящее время зарегистрирована по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Жилина, (адрес обезличен). Сведений о регистрации истца в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в паспорте не содержится.
Несмотря на отсутствие сведений о регистрации истца в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области, суд считает, что представленными доказательствами, оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, бесспорно, подтверждается, что Молчанова Е.В. в указанный период фактически проживала в данном населенном пункте, относящемся к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Представленный диплом РТ (номер обезличен), выданный (дата обезличена), подтверждает, что Молчанова (до брака – Кошкина) Е.В. в 1989 году поступила в Мценское медицинское училище и в 1992 году окончила полный курс по специальности «фельдшер».
Согласно справке (номер обезличен) от (дата обезличена), выданной Бюджетным профессиональным образовательным учреждением Орловской области «Орловский базовый медицинский колледж» Молчанова (Кошкина) Е.В. с 1989 по 1992 гг. обучалась в Мценском медицинском училище, расположенном по адресу: Орловская область, (адрес обезличен), по специальности «лечебное дело», с последующим присвоением квалификации «фельдшер». Общежитие Мценскому медицинскому училищу не принадлежало, в связи с чем предоставить списки зарегистрированных в общежитии лиц не имеется возможности. Приказов о зачислении в общежитие не издавалось.
Вместе с тем, судом установлено, что при поступлении в Мценское медицинское училище Молчанова (Кошкина) Е.В. в заявлении от (дата обезличена) указала о своей нуждаемости в предоставлении общежития по месту обучения, как проживающей по адресу: Орловская область, (адрес обезличен).
Из книжки успеваемости учащейся Молчановой (Кошкиной) Е.В. усматривается, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) она проходила учебно-производственную практику в качестве медсестры в Мценской ЦРБ. По результатам прохождений учебно-производственной практики (дата обезличена) ей выставлена оценка «четыре».
Кроме письменных доказательств факт проживания истца в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен) Орловской области, то есть на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, что дает Молчановой Е.В. право в силу положений ст. 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на досрочное назначение пенсии, подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей П.Е.В., З.О.В., которые пояснили, что вместе с истцом в спорный период обучались в Мценском медицинском училище и проживали на 5 этаже общежития, которое принадлежало Мценскому металлотехническому заводу и располагалось по адресу: (адрес обезличен). В общежитии имели регистрацию, однако сведения о регистрации не сохранились.
Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется, они были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний, свидетели представили суду дипломы об окончании Мценского медицинского училища, подтверждающих факт совместного обучения с истцом в спорный период времени.
Кроме этого, факт проживания Молчановой Е.В. во время обучения в Мценском медицинском училище в общежитии подтверждается представленными в материалы дела фотографиями, выполненных согласно показаниям свидетелей именно в указанном общежитии и на прилегающей территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 1 ст. 67 ГПК РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом России, в том числе и показания свидетелей.
Несмотря на отсутствие сведений о регистрации истца в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен), суд считает, что представленными доказательствами в их совокупности, бесспорно, подтверждается, что М.Т.В. в данный период фактически проживала в указанном населенном пункте, отнесенном Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)-р, к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с заверенной надлежащим образом выпиской из похозяйственной книги (номер обезличен) по населенному пункту (адрес обезличен) за 1986-1990 гг. Молчанова (до брака Кошкина) Е.В. значилась в хозяйстве своей матери К.Е.П.
В соответствии с заверенной надлежащим образом выпиской из похозяйственной книги (номер обезличен) по населенному пункту (адрес обезличен) за 1991-1995 гг. Молчанова (до брака Кошкина) Е.В. значилась в хозяйстве своей матери К.Е.П.
В медицинской карте Молчановой (Кошкиной) Е.В. имеются записи об обращении к врачу в марте и августе 1992 года.
Кроме этого, факт проживания Молчановой Е.В. в спорный период в (адрес обезличен) подтвердила свидетель М.Л.А.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании за Молчановой Е.В. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в общей сложности на 3 года.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Молчанова Е.В. в указанные периоды проживала на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Вместе с тем, ч. 11 указанной статьи определено, что перевод с одного вида страховой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, либо с другой пенсии на страховую пенсию со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (если их нет в его выплатном деле), но не ранее дня приобретения права на страховую пенсию.
С учетом признания за Молчановой Е.В. права на назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №-1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также учитывая, что в орган Пенсионного фонда истец обратилась 26.10.2023, обязанность по выплате пенсии на основании указанного закона у ответчика возникает с 01.11.2023.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Молчановой Елены Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.
Признать за Молчановой Еленой Викторовной право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста на 3 (три) года.
Обязать Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Молчановой Елене Викторовне с 01.11.2023.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 февраля 2024 г.
Судья В.Н. Настепанин