Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1384/2022 ~ М-1497/2022 от 11.10.2022

дело № 2-1384/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Алдан                              08 ноября 2022 года

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Михайловой Т.Е.,

при секретаре Негрич Л.С.

с участием представителя истцов Плотниковой О.Ж.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Игнатьевой Надежды Васильевны действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО1 к Администрации муниципального образования «Поселок Нижний Куранах» Алданского района Республики Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия) о предоставлении жилого помещения взамен аварийного,

установил:

истец обратилась в суд с иском ответчикам, которого просят обязать предоставить равноценное жилое помещение взамен аварийного. В обоснование заявленных требований, истец указала, что на основании договора купли-продажи от 06 апреля 2016 года, являются собственниками квартиры, на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждого, находящегося по адресу: ........ Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2019-2025 гг». 16 декабря 2021 года истцу было вручено уведомление об отказе в предоставлении жилого помещения, с указанием, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности, у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Истец полагает, что отказ является незаконным, просят обязать ответчиков представить равноценное другое жилое помещение на праве общей долевой собственности в рамках реализации Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 гг» взамен изымаемого аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: .......

В судебное заседание истец не явилась, извещалась надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Плотникова О.Ж. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные иску, просила удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика администрация МО «Поселок Нижний Куранах» не явился, извещался надлежащим образом.

В судебное заседание представитель ответчика ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)» не явился, извещался надлежащим образом. Поступил письменный отзыв на иск, согласно которому просят отказать в удовлетворении иска.

В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Суд, выслушав представителя истца, изучив и огласив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец и её несовершеннолетние дети являются собственниками на праве общей долевой собственности жилого помещения - квартирой, расположенной по адресу: ......., что подтверждается договором купли – продажи от 06 апреля 2016 года, свидетельством о государственной регистрации права от 13 апреля 2016 года и другого жилого помещения не имеют.

Многоквартирный дом, в котором находится квартира истцов заключением об оценке соответствия помещения межведомственной комиссией назначенной главой администрации МО «Поселок Нижний Куранах» № 32 от 07 августа 2015 года и распоряжением № 473 от 28 августа 2015 года признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно распоряжению главы МО «Поселок Нижний Куранах» № 844 от 06 декабря 2021 года земельный участок и жилые помещения в вышеуказанном многоквартирном доме изъяты для муниципальных нужд, истцам было направлено требование о сносе жилого помещения.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Позиция ответчика на решение об отказе в предоставлении жилья, изложенная в ответе от 25.05.2020 года № 668, со ссылкой на применение ч.ч. 8.1, 8.2 ст. 32 ЖК РФ, и что истец имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, которая не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения является не верной.

В силу ч. 1 и 3 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы, и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Права собственников жилых помещений, расположенных в признанном аварийном и подлежащем сносу доме, обеспечиваются в соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетом требований Федерального закона от 21 июля 2007 г № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

При этом обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в адресную целевую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в подп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 16).

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 г № 50 утверждена республиканская региональная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, согласно которой установлены этапы и сроки реализации программы, определены участники программы в лице органов местного самоуправления и органов государственной власти, в том числе Республиканское казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия). Источниками финансирования программы являются как средства Фонда содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства, так и средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Дом, расположенный по адресу: ......., включен в Программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) на 2019-2025 года».

Земельный участок, на котором расположен вышеуказанный дом, изъят для муниципальных нужд, в адрес собственника направлено требование о сносе. При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, требования истца о предоставлении жилого помещения взамен подлежащего сносу в рамках реализации адресной программы «переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 гг», обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Игнатьевой Надежды Васильевны действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО1 к Администрации муниципального образования «Поселок Нижний Куранах» Алданского района Республики Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия) о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Поселок Нижний Куранах» Алданского района Республики Саха (Якутия), Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекцию жилищного строительства Республики Саха (Якутия) предоставить ФИО2, несовершеннолетним детям ФИО3, ФИО1 на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждого, равноценное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 36 кв.м. в рамках реализации Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 гг» взамен изымаемого аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: .......

Идентификаторы сторон:

Игнатьева Надежда Васильевна (СНИЛС [Номер]), администрация муниципального образования «Поселок Нижний Куранах» Алданского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1402046166, КПП 140201001), государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия) (ИНН1435339168).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца с момента изготовления в мотивированной форме – 08 ноября 2022 года.

Судья                                      Михайлова Т.Е.

2-1384/2022 ~ М-1497/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Игнатьева Надежда Васильевна
Информация скрыта
Ответчики
Государственному казенному учреждению «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)»
администрация МО "Поселок Нижний Куранах"
Другие
Плотникова О.Ж.
Суд
Алданский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Михайлова Татьяна Евгеньевна
Дело на сайте суда
aldan--jak.sudrf.ru
11.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2022Передача материалов судье
14.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2022Подготовка дела (собеседование)
01.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2022Судебное заседание
08.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2022Дело оформлено
09.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее