11RS0004-01-2023-001376-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе
судьи Баталова Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Кораблевой Е.В.,
с участием представителя ответчика Хозяиновой Л.А., действующей на основании доверенности от **.**.**,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 18 июля 2023 года гражданское дело №2-1153/2023 по исковому заявлению ООО СК «Сбербанк страхование жизни» к Шерстюк АА о признании договора страхования жизни недействительным и применении последствий недействительности договора,
установил:
ООО СК «Сбербанк страхование жизни» обратилось в Печорский городской суд с иском к Шерстюк АА о признании договора страхования жизни №... недействительным, применении последствий недействительности договора страхования в виде возврата денежных средств в счет уплаты страховой премии. В обоснование требований указав, что **.**.** между Шерстюк А.А. и ООО СК «Сбербанк страхование жизни» был заключен договор страхования жизни №.... Между сторонам были согласованы все существенные условия договора, о чем свидетельствует подписанный договор страхования, в котором четко указан размер страховой премии, страховой суммы, а также согласованы иные обязательные условия, предусмотренные действующим законодательством. Однако в дальнейшем истцу стало известно, что при заключении договора страхования страхователь Шерстюк А.А. не сообщил все необходимые данные о состоянии своего здоровья, что является обязанностью страхователя в соответствии со ст.944 ГК РФ. При заключении договора страхования Шерстюк А.А. был ознакомлен с заявлением на заключение договора страхования и согласился со всеми существенными условиями договора, в том числе с декларацией застрахованного лица, что подтверждается его подписью. В соответствии с декларацией застрахованного лица, страхователь подтвердил, что у него не имеется ограничений из установленного в декларации перечня. Из поступившей в адрес истца медицинских документов (выписки из ****) следует, что до заключения договора страхования Шерстюк А.А. обращался за медицинской помощью **.**.** с диагнозом «инфаркт мозга», установлена 3 группа инвалидности бессрочно с **.**.** года. Таким образом, на момент заключения договора страхования жизни у застрахованного имелись ограничения, о которых не было известно истцу. Согласно Условиям договора страхования и Правилам страхования, если будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные или недостоверные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и оценки страхового риска, страховщик вправе потребовать признания договора страхования недействительным.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в иске ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик в судебном заседании не участвовал, извещался надлежащим образом путем размещения информации на сайте суда и по известному суду адресу регистрации и проживания, конверт с судебным извещением на имя ответчика возвращен в суд с отметкой о невручении в связи с истечением срока хранения. В силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п.п. 63, 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам регистрации его по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев медицинские карты ****, суд приходит к следующему.
В силу ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с часть 2 статьи 179 Гражданского кодекса российской Федерации сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота. Сделка, совершенная под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане. Считается, в частности, что сторона знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось ее представителем или работником либо содействовало ей в совершении сделки. В силу части 3 указанной статьи сделка совершенная на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Как разъяснено в пункте 99 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделка под влиянием обмана, совершенного как стороной такой сделки, так и третьим лицом, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего (пункт 2 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обманом считается не только сообщение информации, не соответствующей действительности, но также и намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота (пункт 2 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1, 2 ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
В пункте 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от дата N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" дано понятие страхового риска, определяемое как предполагаемое событие на случай наступления которого производится страхование, а страховой случай - как совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю или иным лицам.
Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления (п. 1 ст. 9 Закона).
Таким образом, по смыслу указанной нормы на случай которого осуществляется страхование, обуславливается вероятностью и случайностью наступления, а также независимостью его наступления от воли участников страхового правоотношения.
Статья 942 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к числу существенных условий договора страхования условия о характере события на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая). Среди обязанностей страхователя по договору страхования закон выделяет обязанность сообщить страховщику известные страхователю на момент заключения договора страхования обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства неизвестны и не должны быть известны страховщику (пункт 1 статьи 944 ГК РФ).
В силу п. 3 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 данной статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под обманом подразумевается умышленное введение стороны в заблуждение с целью склонить другую сторону к совершению сделки. При совершении сделки под влиянием обмана формирование воли потерпевшего происходит не свободно, а вынужденно под влиянием недобросовестных действий контрагента, заключающихся в умышленном создании у потерпевшего ложного представления об обстоятельствах, имеющих значение для заключения сделки. Таким образом, обязательным условием применения нормы о недействительности сделки является наличие умысла страхователя, направленного на сокрытие обстоятельств или предоставление ложных сведений, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления. При этом, обязанность доказывания наличия умысла страхователя при сообщении страховщику заведомо ложных сведений лежит на страховщике, обратившемся в суд с иском о признании сделки недействительной.
Из материалов дела следует, что **.**.** между ООО СК «Сбербанк страхование жизни» и Шерстюк АА заключен договор страхования жизни, путем оформления страхового полиса серии №....
Срок действия договора страхования с **.**.**. Размер страхового взноса за первый период страхования составил **** руб., который оплачен ответчиком **.**.**.
Согласно разделу 2 Договора страхования (заявления на заключение договора страхования жизни) страховыми рисками по договору являются: смерть, смерть в следствие НС, смерть вследствие заболевания, инвалидность 1 или 2 группы, инвалидность 1 или 2 группы вследствие НС, инвалидность 1 или 2 группы вследствие заболевания. Страховая сумма составляет **** руб.
В соответствии с разделом 3 Договора страхования, до момента выдачи кредита по кредитному договору, выгодоприобретателем является страхователь (а в случае его смерти – наследники страхователя). С момента выдачи кредита по кредитному договору выгодоприобретателем является ПАО Сбербанк в размере задолженности застрахованного лица по кредиту на дату страхового случая, в остальной части (а также после полного досрочного погашения задолженности застрахованного лица по кредиту) выгодоприобретателем является страхователь (а в случае его смерти – наследники страхователя).
В разделе 5 Договора страхования отражено, что сведения, указанные в данном разделе, являются существенными для заключения Договора страхования. Сообщение заведомо ложных сведений может повлечь непризнание события, произошедшего с застрахованным, страховым случаем, а также может стать основанием для признания Договора страхования недействительным.
Проставляя свою подпись в Договоре страхования Шерстюк А.А. подтвердил, что не является инвалидом 1, 2 или 3 группы и не имеет действующего направления на медико-социальную экспертизу, а также не имеет и не имел в прошлом следующих заболеваний: онкологических заболеваний, ишемической болезни сердца (инфаркт миокарда, стенокардия), цирроза печени, у него отсутствовал инсульт.
Вместе с тем, согласно акту медико-социальной экспертизы **** Шерстюк А.А. установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию. Инвалидность установлена бессрочно.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что страхователь Шерстюк А.А. намеренно умолчал об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска). Заболевание, в связи с которым наступила инвалидность ответчика, было получено до заключения договора добровольного личного страхования.
При таких обстоятельствах, требования ООО СК «Сбербанк страхование жизни» к Шерстюк А.А. о признании договора страхования жизни недействительным подлежат удовлетворению.
Исходя из требований закона, суд считает необходимым применить в качестве последствия недействительности вышеназванной сделки двухсторонней реституции (восстановление прежнего состояния), которая предполагает, что каждая из сторон передает другой все приобретенное по сделке в натуре, т.е. возврата полученных истцом в пользу ответчика денежных средств в сумме ****.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать возврат государственной пошлины в сумме **** рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействительным договор страхования жизни серии №..., заключенный между ООО СК «Сбербанк страхование жизни» и Шерстюк АА, и применить последствия недействительности сделки.
Взыскать с ООО СК «Сбербанк страхование жизни» (ИНН ****) в пользу Шерстюк АА (паспорт ****) расходы по оплате страховой премии в размере ****.
Взыскать с Шерстюка АА в пользу ООО СК «Сбербанк страхование жизни» расходы по оплате государственной пошлины в размере **** рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - Р.Г. Баталов
Мотивированное решение составлено 19.07.2023.