Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2435/2023 от 27.06.2023

Дело № 2-2435/2023

УИД 77RS0002-02-2022-022159-22

Поступило в суд 27.06.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2023 года г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Меньших О.Е.,

при секретаре Залевской Е.И.,

с участием:

представителя истца Васильевой Е.А.,

представителя ответчика Бран С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Омский транспортный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» по соблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в не обеспечении защиты ОТИ - железнодорожной станции Иртышское подразделением транспортной безопасности; обязать ОАО «РЖД» образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Иртышское подразделение (подразделения) транспортной безопасности; обязать утвердить приложения к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договора.

В обоснование исковых требований указано, что Омской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожной станции Иртышское Западно-Сибирской дирекцией управления движением – структурным подразделением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».

Установлено, что в соответствии с данными, опубликованными на сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта http://rlw.gov.ru, железнодорожная станция Иртышское включена в «Раздел 1 объектов транспортной инфраструктуры, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», с присвоением 1 категории, в связи с чем указанный объект является категорированным и на него распространяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства от **** **.

Западно-Сибирской дирекцией управления движением **** утверждены изменения в план транспортной безопасности железнодорожной станции Иртышское. При этом, в нарушение Требований, субъектом транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности для защиты ОТИ - железнодорожной станции Иртышское не сформированы и не привлечены.

В силу пп. «и» п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта. К таким документам относятся положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности; в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности - копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности.

Дополнительная оценка уязвимости железнодорожной станции Иртышское проведена и утверждена ****. Однако в нарушение вышеуказанных требований закона положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности, либо копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора применительно к железнодорожной станции Иртышское не утверждены.

Омским транспортным прокурором в связи с выявленными нарушениями закона **** начальнику Западно-Сибирской дирекции управления движением внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого, надлежащие меры по их устранению не приняты. Неисполнение требований федерального законодательства в части обеспечения транспортной безопасности может привести к актам незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры, создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью имуществу не только граждан, пользующихся услугами субъектов транспортной инфраструктуры, но и обществу, государству в целом.

Представитель истца Васильева Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в нем, доводы ответчика считала несостоятельными. Относительно срока исполнения требований полагала возможным установить срок 8 месяцев.

Представитель ответчика Бран С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, по основаниям, изложенным в письменной отзыве (л.д. 66-69), 110-113, согласно которому исковые требования заявлены преждевременно. Железнодорожная станция Иртышское включена в раздел ** Реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подлежащих категорированию, присвоена 2 категория. Во исполнение пункта 1 ч. 2 ст. 13 Закона № 16-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от **** **-р утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения и инженерными системами транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании. Указанным распоряжением утверждено, что оснащение техническим средствами обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Иртышское производится в течение в том числе 2024 года. В настоящее время между ОАО «РЖД» и Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации действует договор ** от **** по охране объектов ОАО «РЖД». ОАО «РЖД» принимает меры по охране объекта от противоправных посягательств. В случае удовлетворения требований, просит предоставить срок для исполнения судебного акта не менее одного года.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона **** №16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с п. 4 ст. 1 данного закона понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от **** №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности (ч. 1 ст. 2 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от **** №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 названного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 0902.2007 №16-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 0902.2007 №16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности ОТИ для различных категорий устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Постановлением Правительства РФ от **** ** утверждены Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Согласно пп. «в» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

Подпунктом «и» п. 5 Требований на субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность в отношении объектов транспортной инфраструктуры утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем подпункте, следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта:

положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности;

копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в срок до 4 месяцев) с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.

Подпунктом «ж» п. 5 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки:

для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

для объектов транспортной инфраструктуры III и IV категорий - в течение одного года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Установлено, что по результатам анализа исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» Омской транспортной прокуратурой выявлено, что объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Иртышское, собственником которой является ОАО «РЖД», включена в «Раздел 1 объектов транспортной инфраструктуры, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», с присвоением 2 категории.

Изменения в план транспортной безопасности железнодорожной станции Иртышское утверждены **** (л.д. 81-83).

Дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры проведена субъектом транспортной инфраструктуры, утверждена **** (л.д. 78-80).

Однако подразделение (подразделения) транспортной безопасности не образовано (сформировано) и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры; положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности или копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта, - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности не утверждены.

**** Омским транспортным прокурором в адрес ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности (л.д. 10-12), в ответе на который сообщено, что железнодорожные станции, в том числе Иртышское техническими средствами не оснащены, в связи с чем привлечение подразделений транспортной безопасности не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований транспортной безопасности; кроме того, подразделения подлежат привлечению только после утверждения плана обеспечения транспортной безопасности (л.д. 13-17).

Не обеспечение ОАО «РЖД» защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Иртышское подразделением транспортной безопасности в соответствии с требованиями закона является незаконным, в связи с чем требования истца о признании бездействия ОАО «РЖД» незаконным, возложении обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности являются обоснованиями.

Доводы ответчика о том, что привлечение подразделения транспортной безопасности является этапом реализации плана обеспечения транспортной безопасности, и должно производится с учетом плана, в связи с чем понуждение ответчика к совершению действий, указанных в иске, является преждевременным, судом отклоняются, поскольку само по себе поэтапное осуществление действий, указанных в плане обеспечения транспортной безопасности, не исключают возложения на ОАО «РЖД» как субъекта транспортной инфраструктуры обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, с учетом того, что указанные действия направлены на реализацию мер безопасности, и зависят исключительно от ответчика.

Истец просит возложить на ответчика обязанность утвердить приложения к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договора.

Как указано выше, пп. «и» п. 5 Требований на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность в отношении объектов транспортной инфраструктуры утвердить организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе заявленных истцом - копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности.

С учетом изложенного, ответчик обязан утвердить копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копии договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от **** ** «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

С учетом характера нарушений, объема и характера мероприятий, которые необходимо провести с целью устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен совершить действия по устранению нарушений – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным и целесообразным с целью соблюдения прав неопределенного круга лиц, в интересах которого заявлены требования.

Суд полагает, что установление данного срока для исполнения решения обеспечит соблюдение принципа исполнимости судебного акта и эффективную судебную защиту. Установление более длительного срока является нецелесообразным, учитывая вышеизложенное, а также непринятие ответчиком исчерпывающих мер по устранению нарушений закона в течение длительного периода времени (обязанность возникла с 2022 ).

Вопреки доводам ответчика, истцом способ защиты избран верно.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившееся в необеспечении защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станция Иртышское подразделением транспортной безопасности.

Возложить на ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Иртышское аккредитованное в установленном порядке подразделение (подразделения) транспортной безопасности и утвердить приложения к плану обеспечения транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры - копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной инфраструктуры и договора.

Взыскать с ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.

Решение в окончательной форме принято 11 сентября 2023 года.

Судья О.Е. Меньших

2-2435/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Омская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска
Судья
Меньших Ольга Евгеньевна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny--nsk.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.06.2023Передача материалов судье
28.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.08.2023Предварительное судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее