ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 03 августа 2022 года
Пензенский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Снежкиной О.И.,
при секретаре Желново й М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-826/2022 по иску Шишканова Сергея Борисовича к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации Филиал «Центральный» о признании права собственности в порядке приватизациина жилое помещение,
установил:
Истец Шишканов С.Б. обратился в суд с названным выше иском, указав, что на основании извещения о распределении жилого помещения № от 29.09.2011 ему была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью <...> кв.м с превышением на 11,8 кв.м, определенным исходя из нормы предоставления жилого помещения, по адресу: <...>. Превышение норм площади ему было предложено компенсировать за счет собственных средств в сумме 309750 руб., что им было выполнено 23.01.2012, о чем свидетельствует платежное поручение. Законность предоставления квартиры подтверждается заключением договора социального найма квартиры № от 14.03.2012. 25.05.2012 он был зарегистрирован на данной жилой площади. Так как указанное жилое помещение приказом Министра Обороны Российской Федерации № от 20.07.2011 закреплено за ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» с 2012 он неоднократно обращался к начальнику ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации» с заявлением о передаче в собственность занимаемого им жилого помещения, но ответа не получал. В 2022 года на его заявление в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, ему была предоставлена информация, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на вышеуказанную квартиру зарегистрировано за Российской Федерацией, а право оперативного управления ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства Обороны Российской Федерации. После неоднократных общений к руководителю данной организации с заявлением о передаче в собственность занимаемой им квартиры, в ответе от 21.04.2022 ему было отказано в данной просьбе, так как не установлен порядок рассмотрения и принятия решений, что не дает процедурной возможности реализовать его права приватизации указанной квартиры. Он является гражданином Российской Федерации, жилое помещение предоставлено ему по договору социального найма, он не использовал право на приватизацию, жилое помещение относится к государственному фонду и является Федеральной собственностью, другого жилья в собственности не имеет. В связи с тем, что занимаемая им квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», считает, что отказ ответчика в приватизации указанной квартиры нарушает его право на приватизацию квартиры и является неправомерным.
Просит суд признать за ним право собственности на квартиру площадью 47,8 кв.м., расположенную по адресу: <...>, в порядке приватизации.
Истец Шишканов С.Б., представители ответчиков, третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Поскольку истец в судебное заседание не явился, также в судебное заседание не явились представители ответчиков, суд, считает возможным применить положения ст. 233 ГПК РФ и рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что предметом спора является квартира, расположенная по адресу: <...>, общей площадью <...> кв.м.
Шишканов С.Б. являлся военнослужащим, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Военнослужащему Шишканову С.Б. была выделена квартира, расположенная по адресу: <...>. Данная квартира была предоставлена истцу по договору социального найма жилого помещения № от 14.03.2012 года, заключенному между ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации («Центррегионжилье») в лице начальника 1 отдела (г. Самара) ФГУ «Центррегионжилье» МО РФ Казанковой О.П. и Шишкановым С.Б.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу п.6 ст.15 ФЗ №76-ФЗ от 06.03.1998 года «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с п.2 «Порядка взаимодействия органов военного управления при предоставлении военнослужащему жилого помещения общей площадью, превышающей установленные ст.15.1 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы предоставления жилого помещения, и компенсации военнослужащим за счет собственных средств затрат федерального бюджета при предоставлении жилого помещения, превышающего нормы предоставления жилого помещения», утвержденного приказом министра обороны РФ от 22.08.2011года №1450дсп, предоставление военнослужащему жилого помещения общей площадью сверх нормы, установленной ст.15.1 Закона, осуществляется при волеизъявлении военнослужащего на компенсацию затрат федерального бюджета излишне предоставленной общей площади жилого помещения с обязательным условием заключения с военнослужащим договора социального найма жилого помещения или принятия решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно.
В приобщенном к материалам дела ответе на обращение Шишканова С.Б. по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <...>заместитель начальника филиала «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» письмом от 21.04.2022 г. ставит истца в известность о том, что занимаемое Шишкановым С.Б. жилое помещение по адресу: <...>, находится в собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс». Информация об отнесении данного жилого помещения к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации в филиале «Центральный» ФГАУ «Росжилкомплекс» отсутствует. В настоящее время вопросы передачи жилых помещений Министерства обороны Российской Федерации в собственность бесплатно в порядке приватизации возложены на ФГАУ «Росжилкомплекс», вместе с тем не установлен порядок такого рассмотрения и принятия решений. При поступлении сведений о принятии Департаментом жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства Российской Федерации решения о порядке передачи жилых помещений в собственность граждан бесплатно в порядке приватизации ему будет сообщено дополнительно.
Как предусмотрено п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", законодатель указал, что военнослужащие должны получать в собственность только те жилища, которые находятся в федеральной собственности, и только через тот федеральный орган исполнительной власти, в подведомственных которому структурах военнослужащий проходил военную службу (через Министерство обороны Российской Федерации).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Как следует из п. «и» ч.2 вышеуказанного постановления - Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции, в том числе: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Ответчики право истца на приватизацию занимаемого жилого помещения не оспаривают, письменных возражений на иск в суд не направили.
Как следует из ч.1 ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно представленным в суд доказательствам, ранее истец правом на бесплатную передачу жилого помещения в собственность не воспользовался.
Истец постоянно зарегистрирован в спорной квартире с 25.05.2012 года, на территории РФ не имеет в собственности объектов недвижимого имущества.
Признание права собственности на спорное жилое помещение не нарушит прав и законных интересов иных лиц.
Исследовав в судебном заседании представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд признает их таковыми, а в своей совокупности – достаточными для удовлетворения требований истца о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, в порядке приватизации.
С учетом вышеизложенного, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований Шишканова С.Б., поскольку в соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Шишканов С.Б. приобрел и имеет право на однократное бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемой им спорной квартиры, и реализовать свое право в ином порядке, как установлено судом, истец не имеет возможности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования Шишканова Сергея Борисовича к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГАУ «Центральное Управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации Филиал «Центральный» о признании права собственности в порядке приватизациина жилое помещение удовлетворить.
Признать за Шишкановым Сергеем Борисовичем право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
Ответчики вправе подать в Пензенский районный суд заявление об отмене решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий:
В окончательной форме заочное решение принято 10 августа 2022 года.
Председательствующий: