Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-1008/2024 от 06.06.2024

Судья Степанова Е.В.                                                                                       дело № 21-1008/24

Р Е Ш Е Н И Е

«20» июня 2024 года                                                                                               г. Красногорск

Московской области

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Волошина М.В. на постановление начальника Сергиево-Посадского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по г.Москва, Московской и Тульской областям от 24.01.2024 №16-16зСП/2023 и решение судьи Сергиево- Посадского городского суда Московской области от 06 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Волошина М. В.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальником Сергиево-Посадского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по г.Москва, Московской и Тульской областям Алмановой А.Г. от 24.01.2024г. Волошин М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Решением суда вышеуказанное постановление оставлено без изменений.

Не согласившись с вынесенными по делу актами, Волошин М.В. их обжаловал, просил отменить, считая их незаконными, необоснованными.

Будучи надлежаще извещенными о месте и времени рассмотрения дела, лицо, привлеченное к административной ответственности, Волошин М.В. и должностное лицо, в судебное заседание Московского областного суда не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, суд второй инстанции считает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и представленных представителем Управления Россельхознадзора по г.Москва, Московской и Тульской областям Шатилова В.М. возражений, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения принятых по делу об административном правонарушении решений не усматривает.

Часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

В соответствии с ч.2 ст.36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, регулируются Федеральным законом №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».

Согласно ст.4 указанного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.

Целями охраны земель в соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно п.1 ст.13 Земельного кодекса РФ под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Из п.2 указанной статьи следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ч.ч.5, 6 ст.13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

В силу ч.1 ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст.1вышеназванного федерального закона плодородие земель сельскохозяйственного назначения – способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений; воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения – сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий; агротехнические мероприятия – совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; агрохимические мероприятия – совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды; мелиоративные мероприятия – проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; фитосанитарные мероприятия – совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с п.2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Правил рекультивации), под нарушением почвенного слоя понимается снятие или уничтожение почвенного слоя.

В свою очередь, плодородный слой почвы представляет собой верхнюю гумусированную часть почвенного слоя, обладающую наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам.

Под рекультивацией земель в указанных Правилах понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Проект рекультивации земель – это документ, на основании которого проводится рекультивация земель.

Согласно п.3 Правил рекультивации разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Из пункта 5 Правил рекультивации следует, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в ч.2 ст.60.12 Лесного кодекса РФ, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно п.10 Правил рекультивации проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

В соответствии с п.15 Правил рекультивации проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию, в том числе с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в п.3 или подп.«б» п.4 настоящих Правил.

Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель, влечет административную ответственность по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что 29.11.2023г. в 17 часов 45 минут при рассмотрении результатов осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030111:131 площадью 343052 кв.м, расположенным по адресу: Московская иобласть, Щелковский район, СПК «Новое Литвиново», в ходе внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно: Земельного кодекса РФ, ФЗ от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель», Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, выразившиеся в невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, выразившиеся в допущении снятия и перемещения плодородного слоя почвы на площади 45642 кв.м, перекрытия участка на площади 13528 кв.м грунтами предположительно неустановленного происхождения, а также расположенным кирпичным и бетонным боем справа от дороги в общем объеме 10 кв.м, зарастание части земельного участка сорной растительностью (пижма, полынь обыкновенная, конский щавель), не проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения. По результатам проведенных исследований проб (образцов) на агрохимические показатели, отобранных в ходе проведения выездной (внеплановой) проверки, согласно протоколам испытаний Тульской испытательной лаборатории ФГБУ «ВНИИЗЖ» от 08.11.2023 установлено, что в пробах, отобранных со дна котлована, наблюдается снижение показателя содержания органического вещества (0,9%); в пробах, отобранных с земляных отвалов (буртов) уровень содержания органического вещества находится в пределах 2,2-1,1%; уровень содержания органического вещества, отобранный в ненарушенной части участка (с окошенной части участка) составляет 2,6%. Проект строительства водоема на земельном участке, проект рекультивации нарушенных земель представлены не были. Документы, подтверждающие сев посевных и сортовых качеств семян, не представлены. Сведения о произведенной сельскохозяйственной продукции (сено и т.д.), произведенной на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0030111:131, не представлены.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030111:131 площадью 343052 кв.м категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Щелковский район, СПК «Новое Литвиново», с 12.05.2023 принадлежит на праве собственности Волошину М.В. (запись №50:14:0030111:131-50/158/2023-4).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Волошина М.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.7 КоАП РФ

Факт совершения вышеуказанного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, как обоснованно указал городской суд, подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, а именно: актом внеплановой выездной проверки №16-16з/сп/2023 от 29.11.2023; решением прокурора от 16.10.2023 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении Волошина М.В., осуществляющего деятельность по адресу: Московская область, г.о.Щелково, СПК «Новое Литвиново», земельный участок с кадастровым номером 50:14:0030111:131; решением о проведении внеплановой выездной проверки от 13.10.2023 №307-Рз в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении Волошина М.В.; выпиской из ЕГРН о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030111:141 Валошину М.В.; протоколом осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030111:131 с приобщенной схемой земельного участка и фототаблицей; протоколом инструментального обследования земельного участка с кадастровым номером 50:14:0030111:131; актом отбора проб образцов от 23.10.2023; протоколами испытаний отобранных образцов (проб); протоколом об административном правонарушении от 08.12.2023 №16-16з/СП/2023, составленным в отношении Волошина М.В. по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, а также другими доказательствами, оцененными городским судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Исходя из совокупности вышеприведенных доказательств орган административной юрисдикции и городской суд, обоснованно пришли к выводу о том, что Волошин М.В. допустил нарушение и невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Указанное деяние правильно квалифицировано по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования предыдущей судебной инстанции, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного решения.

Наказание Волошина М.В. назначено по общим правилам его назначения, с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, в рамках санкции статьи в минимальном размере.

Сроки давности привлечении к административной ответственности соблюдены. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленных по делу актов, не выявлено, оснований для их отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 и ч. 3 ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление начальника Сергиево-Посадского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по г.Москва, Московской и Тульской областям от 24.01.2024 №16-16зСП/2023 и решение судьи Сергиево- Посадского городского суда Московской области от 06 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Волошина М. В. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья                                                                                                           М.В. Мертехин

21-1008/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Волошин Максим Владимирович
Суд
Московский областной суд
Судья
Мертехин Михаил Валентинович
Статьи

ст.8.7 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
06.06.2024Материалы переданы в производство судье
11.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2024Дело оформлено
26.06.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее