Дело № 2-2054/2023
24RS0024-01-2023-001949-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2023 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смирновой М.М.,
при секретаре Шохиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №22» г.Канска, Управлению образования администрации г.Канска об обязании провести комплексное обследование технического состояния пищеблока и столовой,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния пищеблока и столовой, мотивируя свои требования тем, что 01 марта 2023 года специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске осуществлена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания обучающихся МБОУ ООШ № 22 г. Канска, в результате которой установлено, что в нарушение требований п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20 на пищеблоке имеется неработающие оборудование, пищеблок не оснащен необходимым оборудованием для просушивания и хранения чисток кухонной посуды; в нарушение требований п. 2.1, 3.8, 3.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не ведется контроль за температурным режимом холодильного оборудования, отсутствуют термометры в холодильниках для хранения мясной продукции и фарша, нарушение условий хранения пищевой продукции не позволяет сохранить качество и безопасность пищевых продуктов; в нарушение требований п. 2.14 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, производственные помещения столовой (горячий цех, мясорыбный цех, овощной) не оборудованы бактерицидными установками для обеззараживания воздуха, что не исключает развитие болезнетворных микробов в воздухе рабочей зоны и не позволяет сохранить качество продуктов; в нарушение требований п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20 кухонная посуда, используемая для приготовления блюд, выполнена из материалов, не допустимых для контакта с пищевой продукцией (алюминиевые баки, тазы) при требовании из нержавеющей стали. Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Красноярскому краю» в г. Канске № 3039 от 23.03.2023 установлено, что измеренные уровни искусственной освещенности в столовой школы в горячем цехе и в моечной кухонной посуды не соответствует требованиям п. 2.8.1 СП 2.4.3648-20, п. 83 таблице 5.25 глава 5 СанПин 1.2.3685-21. МБОУ ООШ№22 заключен контракт с ИП Печёрским Ю.А. на оказание услуг по организации горячего питания детей, обучающихся в школах г. Канска, в соответствии с пунктом 3.3 которого школа предоставляет во временное безвозмездное пользование ИП Печерскому имущество (производственные площади и оборудование), принадлежащие образовательной организации и необходимые для оказания услуг объемы предоставляемых площадей и количество оборудования, которые согласовываются при заключении договора безвозмездного пользования. 28.04.2023 Канским межрайонным прокурором директору МБОУ ООШ № 22 внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений. При указанных обстоятельствах, с учетом существующей угрозы жизни и здоровью обучающихся, принимаемые МБОУ ООШ № 22 меры явно недостаточны, что свидетельствует о неисполнении обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления по обеспечению безопасного образования, что недопустимо. В связи с изложенным, истец просит возложить обязанность на МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 22 г. Канска» в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда привести помещения пищеблока и столовой в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства: установить технологическое оборудование для приготовления омлета, жарочный шкаф, производственные столы в горячий цех, оборудование для просушивания и хранения чистой кухонной посуды, столы для сбора грязной посуды, приборы по обеззараживанию воздуха в горячий, мясорыбный и овощной цеха столовой, произвести замену алюминиевой кухонной посуды, используемой для приготовления блюд на посуду из нержавеющей стали, произвести ремонт освещения на пищеблоке. Возложить обязанность на Управление образования администрации г.Канска провести финансирование ремонтных работ пищеблока МБОУ «Основная общеобразовательная школа №22 г.Канска».
В судебном заседании представитель истца помощник Канского межрайонного прокурора Здоровова Г.С. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ ООШ №22 директор Кондрова Л.Д. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснила суду, что школой принимаются меры к обеспечению выполнения санитарных норм и правил, однако в отсутствие финансирования такая возможность отсутствует. В связи с тем, что Управление образования администрации г.Канска предоставило информацию о внесении запрашиваемых денежных средств на установку технологического оборудования в бюджет на 2024 года, просила предоставить отсрочку исполнения решения суда на один год.
Представитель ответчика УО администрации г.Канска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации г.Канска в судебное заседание не явился о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, заслушав представителя истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, находит, что исковые требования Канского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Согласно п.2 ч. 6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пп.8 ч.1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Возможность реализации детьми права на получение образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования в безопасных условиях.
В соответствии с пунктами 3.20, 3.21 Положения об управлении образования администрации города Канска, утверждённого решение Канского городского совета депутатов Красноярского края от 15.12.201 № 11-74, управление образования администрации г. Канска является функциональным подразделением администрации города Канска осуществляющим полномочия администрации города в области образования защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан города Канска Управление образования администрации г. Канска в пределах свои полномочий осуществляет организационно-правовые условия по содержанию зданий и сооружений образовательных организаций, обустройств прилегающих к ним территорий, противопожарной защиты, защиты условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мероприятий антитеррористической деятельности. Также осуществляет в пределах своих полномочий организационно-правовые условия по содержанию зданий и сооружений образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий, противопожарной защиты, защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятий антитеррористической деятельности.
В судебном заседании установлено, что 01 марта 2023 года специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Канске была осуществлена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания обучающихся МБОУ ООШ № 22 г. Канска.
По итогам проверки выявлен ряд нарушений:
- в нарушение требований п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20 на пищеблоке имеется неработающие оборудование, пищеблок не оснащен необходимым оборудованием для просушивания и хранения чисток кухонной посуды;
- в нарушение требований п. 2.1, 3.8, 3.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 не ведется контроль за температурным режимом холодильного оборудования, отсутствуют термометры в холодильниках для хранения мясной продукции и фарша, нарушение условий хранения пищевой продукции не позволяет сохранить качество и безопасность пищевых продуктов;
- в нарушение требований п. 2.14 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20, производственные помещения столовой (горячий цех, мясорыбный цех, овощной) не оборудованы бактерицидными установками для обеззараживания воздуха, что не исключает развитие болезнетворных микробов в воздухе рабочей зоны и не позволяет сохранить качество продуктов;
- в нарушение требований п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20 кухонная посуда, используемая для приготовления блюд, выполнена из материалов, недопустимых для контакта с пищевой продукцией (алюминиевые баки, тазы) при требовании из нержавеющей стали.
Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Красноярскому краю» в г.Канске № 3039 от 23.03.2023 установлено, что измеренные уровни искусственной освещенности в столовой школы не соответствуют требованиям п. 2.8.1 СП 2.4.3648-20, п. 83 таблице 5.25 глава 5 СанПин 1.2.3685-21:
- в горячем цехе (раздаточная) рабочее место повара, рабочая поверхность, по эскизу в Т.1 составили (105+11 лк средние значения), при нормируемом значении 300 лк,
- в горячем цехе (у плиты) рабочее место повара, рабочая поверхность, по эскизу в Т.2 составили (117+5 лк средние значения), при нормируемом значении 300 лк,
- в горячем цехе (стол готовой продукции) рабочее место кухонного работника, рабочая поверхность, по эскизу в Т.З составили (144+4 лк средние значения), при нормируемом значении 300 лк,
- в моечной кухонной посуды рабочее место кухонного работника, рабочая поверхность, по эскизу в Т.4 составили (72+2 лк средние значения), при нормируемом значении 200 лк,
- в моечной столовой посуды рабочее место кухонного работника, рабочая поверхность, по эскизу в Т.5 составили (40+1 лк средние значения), при нормируемом значении 200 лк.
Также в ходе проверки установлено, что МБОУ ООШ№22 заключен контракт с ИП Печёрским Ю.А. на оказание услуг по организации горячего питания детей, обучающихся в школах г. Канска, в соответствии с Техническим заданием и Спецификацией. В соответствии с пунктом 3.3 вышеуказанного контракта МБОУ ООШ № 22 предоставляет во временное безвозмездное пользование ИП Печерскому имущество (производственные площади и оборудование), принадлежащие образовательной организации и, необходимые для оказания услуг объемы предоставляемых площадей и количество оборудования, которые согласовываются при заключении договора безвозмездного пользования.
Выявленные ТО Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске в ходе проверки вышеизложенные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствуют о том, что МБОУ ООШ № 22 контроль и надзор за качеством и порядком оказания услуг по организации горячего питания детей, обучающихся в школе проводится некачественно, оказание услуг по контракту осуществляется с нарушением СанПиНов, меры, принимаемые к ИП Печёрскому Ю.А. с целью понуждения к надлежащему исполнению условий контракта, носят формальный характер и не влияют на дальнейшее качество оказания им услуг по контракту, что недопустимо.
27.03.2023г. ТО Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении Печерского Ю.А. составлен протокол об административном правонарушении №4381 по факту нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, в том числе в столовой МБОУ ООШ №22 в месте осуществления деятельности Печёрского Ю.А. по адресу: Красноярский край, г.Канск, ул. Николая Буды, д.5.
По факту выявленных нарушений 28.04.2023г. в адрес директора МБОУ ООШ №22 прокурором внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании.
Согласно сведений, представленных МБОУ ООШ №22 от 31.05.2023г. в Управление образования г.Канска направлено отношение о выделении денежных средств на приобретение оборудования на пищеблок и ремонт освещения.
Также 29.05.2023г. на имя ИП Печерского Ю.А. направлено отношение об оказании содействия в приобретении оборудования на пищеблок, на что 29.05.2023г. Печерским дан ответ об отсутствии возможности в приобретении дорогостоящего оборудования.
В ответ на представление прокурора 31.05.2023г. директор МБОУ ООШ №22 сообщает, что во исполнение предписания закуплены термометры в количестве 3 шт. в холодильники для хранения мясной продукции и фарша, которые будут установлены после ремонта пищеблока в начале нового учебного года (август 2023г.), приняты иные меры (к дисциплинарной ответственности привлечен виновный работник, направлены отношения о выделении финансирования, усилены меры по контролю за рационом питания обучающихся).
Кроме того, 03.07.2023г. на имя руководителя Управления образования администрации г.Канска направлено отношение №66 с предложением выделить денежные средства в размере 531408,66 руб. на приобретение технологического оборудования, приложены коммерческие предложения в обоснование запрашиваемой суммы. В ответ на данное письмо управлением образования 13.07.2023г. дан ответ №1308 о том, что бюджет н а 2023 год утвержден, лимиты денежных средств полностью доведены до школы. Запрашиваемые расходы будут учтены при формировании бюджета на 2024 года.
17.07.2023г. в Управление образования администрации г.Канска направлено ходатайство о включении в бюджет на 2024 год денежных средств в размере 25 471 880 руб. для устранения предписаний надзорных органов, включая предписание на приобретение технологического оборудования и инвентаря.
Как следует из реестра предписаний контролирующих органов для исполнения в 2024 году в отношении МБОУ ООШ №22 помимо предписания на приобретение технологического оборудования и инвентаря со сроком исполнения 2023 год, учреждением не исполнены в частности предписания об устранении нарушений санитарного законодательства со сроком исполнения август 2022 года.
При указанных обстоятельствах, с учетом существующей угрозы жизни и здоровью обучающихся, принимаемые МБОУ ООШ № 22 меры явно недостаточны, что свидетельствует о неисполнении обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления по обеспечению безопасного образования, что недопустимо.
При таких обстоятельствах, суд находит, что исковые требования Канского межрайонного прокурора являются обоснованными, поскольку преследуют цель устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства, гарантирующего защиту здоровья несовершеннолетних.
Также суд отдельно отмечает, что решение суда об удовлетворении требований, в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, в том числе, по вопросам законодательства, гарантирующего защиту здоровья несовершеннолетних.
Срок, в который прокурор просил суд обязать ответчика произвести определенные действия – 1 месяц, представляется суду разумным и обоснованным. При этом основания для предоставления ответчику отсрочки исполнения решения суда на один год отсутствуют, поскольку доказательств в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда не представлено, наличие непреодолимых и исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта ничем не подтверждено. В обоснование заявления школа ссылается на отсутствие финансирования, вместе с тем, доказательств того, что по истечении срока предоставления отсрочки у заявителя появится реальная возможность исполнить решение суда, доказательств выделения денежных средств на 2024 год не представлено. Отсутствие денежных средств не освобождает ответчика от обязанности по исполнению вступившего в законную силу судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №22» г.Канска, Управлению образования администрации г.Канска об обязании провести комплексное обследование технического состояния пищеблока и столовой – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа №22 г.Канска (ОГРН 1022401360850) в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда привести помещения пищеблока и столовой в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства:
- установить технологическое оборудование для приготовления омлета;
- установить жарочный шкаф;
- установить производственные столы в горячий цех;
- установить оборудование для просушивания и хранения чистой кухонной посуды;
- установить столы для сбора грязной посуды;
- установить приборы по обеззараживанию воздуха в горячий, мясорыбный и овощной цеха столовой;
- произвести замену алюминиевой кухонной посуды, используемой для приготовления блюд на посуду из нержавеющей стали;
- произвести ремонт освещения на пищеблоке.
Возложить на Управление образования администрации города Канска (ИНН 2450005394) обязанность провести финансирование ремонтных работ пищеблока образовательной организации МБОУ ООШ №22 г. Канска.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий М.М. Смирнова
Решение в окончательной форме принято 24 июля 2023 года.