79RS0002-01-2022-000068-44
Дело № 2-610/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Сладковой Е.Г.,
С участием прокурора Авдеевой Д.Д.,
При секретаре Завражиной О.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Воробьевой Тамары Викторовны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области, государственному предприятию Еврейской автономной области «Фармация» об обеспечении лекарственными препаратами,
У с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района ЕАО в интересах Воробьевой Тамары Викторовны обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО, государственному предприятию ЕАО «Фармация» об обеспечении лекарственными препаратами. Свои требования мотивирует тем, что Прокуратурой Ленинского района по заявлению Воробьевой Т.В. проведена оценка соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья в части обеспечения лекарственными препаратами, по результатам которой установлено следующее. Воробьева T.B. находится на диспансерном наблюдении в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ». Согласно представленных рецептов Воробьевой T.B. выписаны лекарственные препараты «Nifedipini» in. tab. prolong. 30 mg № 30 в количестве 1 упаковки, «Nifedipini» tab. modifikat 30 mg № 30 в количестве 2 упаковки, «Nifedipini» tab. modifikat 30 mg № 60 в количестве 3 упаковки. Организация обеспечения инвалидов лекарственными средствами на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО, непосредственное обеспечение на ГП ЕАО «Фармация». Вместе c тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении Воробьевой T.B. исполнил ненадлежащим образом. Кроме того, в связи c неполучением лекарственных препаратов Воробьева T.B. испытывает нравственные страдания, не имеет возможности своевременно принимать соответствующий лекарственный препарат, что усложняет процесс лечения заболевания и отрицательно сказывается на её здоровье. При изложенных обстоятельствах, Воробьева T.B. имеет право на компенсацию морального вреда. Просит обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО и государственное предприятие ЕАО «Фармация» организовать бесперебойное обеспечение Воробьевой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами «Nifedipini» in. tab. prolong. 30 mg № 30, «Nifedipini» tab. modifkat 30 mg №30, «Nifedipini» tab. modifikat 30 mg № 60 в объеме, назначенном соответствующими медицинскими учреждениями по медицинским показаниям; взыскать c департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Воробьевой Т.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000, 00 рублей; взыскать c государственного предприятия ЕАО области «Фармация» в пользу Воробьевой Т.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000, 00 рублей.
В судебном заседании прокурор Авдеева Д.Д. исковые требования к департаменту здравоохранения правительства ЕАО об организации обеспечения лекарственными препаратами по рецептам № от 12.05.2021, № от 21.06.2021, № от 22.07.2021, № от 19.08.2021, № от 21.09.2021, № от 21.10.2021 и о взыскании с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Воробьевой Т.В. компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей. В связи с прекращением реализации полномочий по лекарственному обеспечению по льготным рецептам от исковых требований к ГП ЕАО «Фармация» об обеспечении лекарственными препаратами и о взыскании морального вреда отказываются, просила прекратить производство в данной части. Суду пояснила, что доводы иска поддерживает.
В судебное заседание истец Воробьева Т.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения извещена надлежащим образом, представила суду заявление об отказе от исковых требований к ГП ЕАО «Фармация» об обеспечении лекарственные препаратами и о взыскании морального вреда, на исковых требованиях к департаменту здравоохранения правительства ЕАО настаивала.
В судебном заседании представитель ответчика – представитель департамента здравоохранения правительства ЕАО Кочетов А.С., действующая на основании доверенность, исковые требования не признал, суду пояснил, что истица должна быть обеспечена лекарственные средствами, компенсация морального вреда завышена.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В. А., действующий на основании доверенности, пояснил, что не оспаривает право истца на обеспечение лекарством.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Частью 3 ст. 80 указанного Федерального закона определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав представляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
На основании ч. 5 ст. 6.3 указанного Федерального закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с п. 2.7 которого, в случае временного отсутствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств взамен выписанного или иного лекарственных средств по вновь выписанному рецепту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственных препаратов и изделиями медицинского назначения" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 890) утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственных препаратов и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственны е средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.
В судебном заседании установлено, что Воробьева Т.В. наблюдается в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ».
Воробьевой Т.В. выписаны рецепты на лекарственные препараты: от 12.05.2021 серии №, от 21.06.2021 серии №, от 22.07.2021 серии №, от 12.08.2021 серии №, от 21.09.2021 серии №, от 21.10.2021 серии № на лекарственный препарат «Nifedipini» in. tab. prolong. 30 mg № 30, «Nifedipini» tab. modifikat 30 mg № 60.
В судебном заседании установлено, что Воробьева Т.В. на момент рассмотрения дела не обеспечен вышеуказанными лекарственными препаратами.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: 1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; 3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Статьей 3 Закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» предусмотрено, что обеспечение лекарственными средствам, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в порядке, установленном правительством области.
В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 №152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области (далее - область), осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.
Пунктами 2.1.14 указанного Положения предусмотрено, что департамент здравоохранения осуществляет организацию обеспечения населения лекарственных препаратов для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановлением правительства ЕАО от 24.05.2018 № 184-пп утвержден порядок организации обеспечения лекарственным препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания в Еврейской автономной области.
Потребность в лекарственных препаратов граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи по льготным рецептам, формируется департаментом здравоохранения правительства ЕАО на основании заявок, поданных учреждениями здравоохранения.
При этом организация обеспечения лекарственными средствами препаратов на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО, непосредственное обеспечение - на ГП ЕАО «Фармация».
В нарушение вышеизложенного пункта 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепты от 12.05.2021 серии №, от 21.06.2021 серии №, от 22.07.2021 серии №, от 12.08.2021 серии №, от 21.09.2021 серии №, от 21.10.2021 серии № на лекарственный препарат «Nifedipini» in. tab. prolong. 30 mg № 30, «Nifedipini» tab. modifkat 30 mg №30, «Nifedipini» tab. modifikat 30 mg № 60, Воробьевой Т.В. не обслужены до настоящего времени.
Необеспечение истца в срок необходимыми лекарственным препаратом, прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает права материального истца на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных среств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Управление здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти ЕАО по реализации закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения (пункт 1 постановления правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения» (далее - постановление правительства от 16.07.2013 № 339-пп)).
Пунктом 2.1, пунктом 2.2 указанного постановления управление здравоохранения правительства ЕАО обязано организовывать размещение заказа на оказание услуг по хранению и отпуску лекарственным препаратом и (или) изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком, а также организовать размещение заказа на поставку лекарственным препаратом и изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком
В соответствии с пунктом 11 Порядка льготного обеспечения лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп, аптечные организации в обязательном порядке осуществляют ежедневный учет и обмен информацией с управлением здравоохранения правительства ЕАО об отпущенных рецептах и рецептах, принятых на отсроченное обеспечение.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по контролю за своевременным и достаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами отдельных групп населения возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении Воробьевой Т.В. исполнил ненадлежащим образом.
Поскольку организация обеспечения лекарственными средствами на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО, исковые требования прокурора Ленинского района в части возложения на департамент здравоохранения правительства ЕАО обязанности по обеспечению Воробьевой Т.В. необходимыми лекарственными средствами по выписанным рецептам являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об обязании департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Воробьеву Т.В. лекарственными средствами в соответствии с рецептурными бланками: от 12.05.2021 серии №, от 21.06.2021 серии №, от 22.07.2021 серии №, от 12.08.2021 серии №, от 21.09.2021 серии №, от 21.10.2021 серии № на лекарственный препарат «Nifedipini» in. tab. prolong. 30 mg № 30 в количестве 1 упаковки, «Nifedipini» tab. modifkat 30 mg №30 в количестве 2 упаковок, «Nifedipini» tab. modifikat 30 mg № 60 в количестве 3 упаковок.
Рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В судебном заседании установлено, что лекарственные препараты по рецептам от 12.05.2021 серии №, от 21.06.2021 серии №, от 22.07.2021 серии №, от 12.08.2021 серии №, от 21.09.2021 серии №, от 21.10.2021 серии № на лекарственный препарат «Nifedipini» in. tab. prolong. 30 mg № 30 в количестве 1 упаковки, «Nifedipini» tab. modifkat 30 mg №30 в количестве 2 упаковок, «Nifedipini» tab. modifikat 30 mg № 60 в количестве 3 упаковок, не отпущен истцу.
Доказательств обратного, как и доказательств того, что департамент здравоохранения предпринял все необходимые меры для своевременного обеспечения истца вышеуказанными препаратами, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Таким образом, в нарушение действующего законодательства Воробьева Т.В. не была обеспечена в установленный срок лекарственными препаратами, выписанными лечебным учреждением, что прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает его права на качественную, своевременную медицинскую помощь.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением сроков отпуска льготных лекарственных препаратов, подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, заявленный истцом размер компенсации морального вреда, суд считает завышенным.
В силу статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Таким образом, материалами дела вина департамента здравоохранения правительства ЕАО в причинении Воробьевой Т.В. морального вреда нашла свое подтверждение, поскольку ответчиком не предприняты все зависящие от него меры для приобретения необходимых лекарственных препаратов и обеспечения ими Воробьевой Т.В., что повлекло причинение нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых истцу по жизненным показаниям.
Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд, принимая во внимание индивидуальные особенности истца, а именно его возраст, тяжесть заболевания, ежедневную необходимость по жизненным показаниям приёма данного препарата, период, в течение которого истец не был обеспечен назначенными ему по жизненным показаниям препаратами, учитывая степень вины ответчика, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца в качестве компенсации морального вреда 5 000 рублей.
Оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в большем размере, суд по представленным стороной истца доказательствам не усматривает.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Прокурором и истцом в судебное заседание представлено заявление об отказе от исковых требований к ГП ЕАО «Фармация» о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами о взыскании компенсации морального вреда.
Суд принимает отказ истца от иска в указанной части, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В соответствие со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Данное требование закона сторонам разъяснено и понятно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд,
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Воробьевой Тамары Викторовны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обеспечении лекарственными препаратами – удовлетворить частично.
Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Воробьеву Тамару Викторовну лекарственными средствами в соответствии с рецептурными бланками: от 12.05.2021 серии № на лекарственный препарат «Нифедипин» («Nifedipini» in. tab. prolong. 30 mg) № 30 в количестве 1 упаковки, от 21.06.2021 серии № «Нифедипин» («Nifedipini» in. tab. prolong. 30 mg) № 30 в количестве 1 упаковки, от 22.07.2021 серии № «Нифедипин» («Nifedipini» in. tab. prolong. 30 mg) № 30 в количестве 1 упаковки, от 12.08.2021 серии № «Нифедипин» («Nifedipini» in. tab. prolong. 30 mg) № 60 в количестве 1 упаковки, от 21.09.2021 серии № «Нифедипин» («Nifedipini» in. tab. prolong. 30 mg) № 60 в количестве 1 упаковки, от 21.10.2021 серии № «Нифедипин» («Nifedipini» in. tab. prolong. 30 mg) № 60 в количестве 1 упаковки.
Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Воробьевой Тамары Викторовны компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Производство по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Воробьевой Тамары Викторовны к государственному предприятию Еврейской автономной области «Фармация» об обеспечении лекарственными препаратами– прекратить в связи с отказом истца от иска.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Сладкова Е.Г.
Мотивированное решение
изготовлено в окончательной форме 09.03.2022