Дело №2-1070/2024
УИД 92RS0004-01-2024-000017-89
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
(полный текст)
11 июня 2024 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего - судьи Лемешко А.С.,
при секретаре судебного заседания - Стешенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Мармелад Медиа», Общества с ограниченной ответственностью «Смешарики» к Старковой ФИО5 о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Мармелад Медиа» (далее по тексту ООО «Мармелад Медиа») и Общество с ограниченной ответственностью «Смешарики» (далее по тексту ООО «Смешарики») обратились в суд с исковым заявлением к ответчику Старковой ФИО5., в котором просят взыскать с ответчика в пользу каждого компенсацию в размере 10000 рублей, расходы по оплате госпошлины в пользу каждого 400 рублей, почтовые расходы в размере 67 рублей. Исковое заявление мотивировано тем, что ООО «Мармелад Медиа» (далее - Правообладатель 1) является обладателем исключительных прав на товарные знаки №№ 321933, 321869, 332559, 384580. ООО «Смешарики (далее - Правообладатель 2, ) является обладателем исключительных прав произведения изобразительного искусства - рисунки «Крош», «Бараш», «Нюша», «Совунья» из анимационного сериала «Смешарики», что подтверждается авторским договором заказа №15/05-ФЗ/С от 15.03.2003 года. 18.10.2022 на интернет-сайте с доменным именем мебель.макс.рф был обнаружен факт неправомерного использования вышеуказанных объектов интеллектуальной собственности посредством размещения на сайте обозначений схожих с рисунками из анимационного сериала «Смешарики» с целью продажи товаров и их рекламы. Согласно ответу регистратора ООО «Регистратор РО1» администратором сайта с доменным именем мебель.макс.рф является Старкова ФИО5. Ответчиком были нарушены исключительные права Истца на произведения изобразительного искусства - рисунки: Крош», «Бараш», «Нюша», «Совунья». Ответчиком были нарушены исключительные права Истца на товарные знаки по Свидетельствам: №№ 321933, 321869, 332559, 384580 зарегистрированным в отношении товаров указанных, в том числе, в 20 классе Международной Классификации Товаров и Услуг (МКТУ).
Представители истцов в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, подали ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Ответчик в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, просила снизить компенсацию за допущенные нарушение до 10000 рублей.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие представителей истцов.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ООО «Мармелад Медиа» является обладателем исключительных прав на товарные знаки №321933, 321869, 332559, 384580 на основании свидетельств, срок действия которых до 18.07.2023.
ООО «Смешарики» является обладателем исключительных прав произведения изобразительного искусства - рисунки «Крош», «Бараш», «Нюша», «Совунья» из анимационного сериала «Смешарики», что подтверждается авторским договором заказа №15/05-ФЗ/С от 15.03.2003.
18.10.2022 на интернет-сайте с доменным именем мебель.макс.рф был обнаружен факт неправомерного использования вышеуказанных объектов интеллектуальной собственности посредством размещения на сайте обозначений схожих с рисунками из анимационного сериала «Смешарики» с целью продажи товаров и их рекламы. Данный факт подтверждается заверенными скриншотами осмотра страниц сайта сети Интернет.
Согласно Информационной справке, утвержденной Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 14.09.2017 №СП-23/24, сеть «Интернет» представляет собой совокупность веб-сайтов, каждый из которых является единым целым логично объединенных страниц, включающих рекламно-информационные ресурсы, связанные общей идеей и/или дизайном.
Сайт может содержать документы в формате HTML (форматированный текст), графические файлы, аудио-, видео - и мультимедийные данные, а также программы, связанные между собой по смыслу и ссылочно.
Для того чтобы информация, размещенная в сети «Интернет», могла приобрести статус процессуального доказательства, она представляется в материалы дела в какой-либо объективированной форме. Выявленные подходы судов к вопросам о форме предоставления и процессуальном статусе доказательств, полученных с использованием сети «Интернет». Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 №10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» допустимыми доказательствами являются в том числе сделанные и заверенные лицами, «участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения.
Суд полагает, что представленные истцами скриншоты является допустимым доказательством.
Согласно п. 78 Постановления Пленума Верховного суда №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ»: если иное не следует из обстоятельств дела и представленных доказательств, в частности из размещенной на сайте информации (часть 2 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), презюмируется что владельцем сайта является администратор доменного имени, адресующего на соответствующий сайте.
Из материалов дела следует, что согласно ответу регистратора ООО «Регистратор РО1» администратором сайта с доменным именем мебель.макс.рф является Старкова ФИО5.
Ответчиком были нарушены исключительные права Истца на произведения изобразительного искусства — рисунки: «Крош», «Бараш», «Нюша», «Совунья».
Истец является обладателем исключительных прав на произведения изобразительного искусства - рисунки из анимационного сериала «Смешарики»
Истец обосновывает заявленные требования, тем, что путём сравнения изображений, размещенных на интернет-сайте мебель.макс.рф с произведениями изобразительного искусства — рисунками, присутствующих в акте сдачи-приемки Произведений от 15.06.2003 к авторскому договору заказа №15/05-ФЗ/С от 15.05.2003, можно сделать вывод об их внешнем сходстве.
В силу пункта 1 статьи 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинства и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и произведения изобразительного искусства.
При этом, согласно п. 2 ст. 1270 ГК РФ, использованием произведения изобразительного искусства (рисунка) является, в том числе, распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.
Суд полагает, что довод истца, что ответчиком были нарушены исключительные права Истца на произведения изобразительного искусства - рисунки: «Крош», «Бараш», «Нюша», «Совунья», нашел свое подтверждение.
Данное нарушение выразилось в использовании вышеуказанных объектов интеллектуальной деятельности путем размещения на интернет-сайте sevpekar.ru кондитерских изделий-тортов и предложение их к продаже с использованием рисунков: «Крош», «Бараш», «Нюша», «Совунья», а также размещение изображений кондитерской продукции и предложение её к продаже с использованием рисунков: ««Крош», «Бараш», «Нюша», «Совунья», что даёт Истцу право, в соответствии со ст. 1252 и 1301 ГК РФ, требовать компенсации за нарушение исключительных авторских прав в размере от 10 тыс. рублей до 5 миллионов рублей, определяемой по усмотрению суда, исходя из характера нарушения. Указанная мера применяется по выбору обладателя авторских прав вместо возмещения убытков.
Также, суд с соглашается с доводами иска о том, что ответчиком были нарушены исключительные права истца на товарные знаки по Свидетельствам №№ 321933, 321869, 332559, 384580 зарегистрированным в отношении товаров указанных, в том числе, в 20 классе Международной Классификации Товаров и Услуг (МКТУ).
Товарные знаки и знаки обслуживания в силу п.п. 14 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, являются охраняемыми законом объектами интеллектуальной собственности.
В соответствии со ст. 1477 ГК РФ товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
На основании ст. 1226, 1479 ГК РФ, на товарный знак признаётся исключительное право, действующее на территории РФ.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ, Правообладатель (обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации) может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не вправе использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 1233 ГК РФ Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Разрешение на такое использование товарных знаков Правообладателя путем заключения соответствующих договоров Ответчик не получал, следовательно, их использование Ответчиком в своей коммерческой деятельности, в частности, при продаже товаров, в предложениях о продаже товаров, осуществлено незаконно - с нарушением исключительных прав Правообладателя.
В силу п. 3 ст. 1484 ГК РФ, «никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».
В пункте 5 Справки о некоторых вопросах, связанных с практикой рассмотрения Судом по интеллектуальным правам споров по серийным делам о нарушении исключительных прав, утвержденной постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 29.04.2015 № СП-23/29 указано, что товарный знак может быть использован как при его нанесении на товар (в соответствии с подпунктом 1 пункту 2 статьи 1484 ГК РФ), так и при изготовлении самого товара в виде товарного знака.
Аналогичная позиция изложена в пункте 34 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015, где сказано, что незаконное использование товарного знака посредством реализации товара, имитирующего товарный знак, является нарушением исключительных прав на такой товарный знак.
При этом при определении сходства до степени смешения между товарным знаком и вещью применяются общие подходы, используемые для сравнения обозначений (как двухмерных, так и трехмерных).
В соответствии с пунктом 7.1.2.2. Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов, утвержденных Приказом ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 N 12. (далее - «Руководство»), сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.); сочетание цветов и тонов.
Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях, т.е. при сравнении изобразительных и объемных обозначений сходство может быть установлено, например, если в этих обозначениях совпадает какой-либо элемент, существенным образом влияющий на общее впечатление, или в случае, если обозначения имеют одинаковые или сходные очертания, композиционное построение, либо если они сходным образом изображают одно и то же, в связи с чем ассоциируются друг с другом. Как правило, первое впечатление является наиболее важным при определении сходства изобразительных и объемных обозначений, так как именно первое впечатление наиболее близко к восприятию товарных знаков потребителями, уже приобретавшими такой товар. Следовательно, если при первом впечатлении сравниваемые обозначения представляются сходными, а последующий анализ выявляет отличие за счет расхождения отдельных элементов, то при оценке сходства обозначений целесообразно руководствоваться первым впечатлением
В соответствии с пунктом 41 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 20.07.2015 №482 обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Ответственность за незаконное использование товарного знака, указанное в п. 3 ст. 1484 ГК РФ, предусмотрена нормой пп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ. На основании положений данной нормы, правообладатель вправе требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей.
В силу п. 59 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 №10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», компенсация за нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности либо средство индивидуализации подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом Правообладатель не обязан доказывать размер понесенных убытков.
Суд соглашается с доводами истца о том, что ответчик, незаконно используя результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в своей коммерческой деятельности, не имея на то правовых оснований, причиняет Правообладателю имущественный ущерб в виде невыплаченного вознаграждения, положенного Правообладателю.
Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, установленных фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что заявленное исковое требование о взыскании денежной компенсации за нарушение исключительных авторских прав на произведения изобразительного искусства - рисунки: «Крош», «Бараш», «Нюша», «Совунья» из анимационного сериала «Смешарики»; и за нарушение исключительных прав на Товарные знаки по свидетельствам №№ 321933, 321869, 332559, 384580 из анимационного сериала «Смешарики» подлежит удовлетворению частично, в размере 5000 рублей за нарушение исключительных авторских прав на произведения изобразительного искусства рисунки: ««Крош», «Бараш», «Нюша», «Совунья» из анимационного сериала «Смешарики», и в размере 5000 рублей за нарушение исключительных прав на Товарные знаки по свидетельствам №№ 321933, 321869, 332559, 384580 из анимационного сериала «Смешарики», с учетом принципа соразмерности и справедливости.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу ООО «Мармелад Медиа» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, с ответчика в пользу ООО «Смешарики» в размере 400 рублей, а так же почтовые расходы в размере 67 рублей, расходы по оплате фиксации нарушения в размере 5000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ООО «Мармелад Медиа», ООО «Смешарики» к Старковой ФИО5 о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав – удовлетворить частично.
Взыскать со Старковой ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки гор. Енакиево, Донецкой области УССР <данные изъяты>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Мармелад Медиа» № денежную компенсацию за нарушение авторских исключительных прав в размере 5000,00 рублей, государственную пошлину в размере 400,00 рублей.
Взыскать со Старковой ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки гор. Енакиево, Донецкой области УССР <данные изъяты>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Смешарики» № денежную компенсацию за нарушение авторских исключительных прав в размере 5000,00 рублей, государственную пошлину в размере 400,00 рублей, почтовые расходы в размере 67,00 рублей, расходы по оплате фиксации нарушения в размере 5000,00 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2024 года.
Председательствующий А.С. Лемешко