Судья: Учаева А.А. № 33-3225/2024
(№ 2-443/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 30 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Осьмининой Ю.С.,
судей Кривошеевой Е.В., Моргачевой Н.Н.,
при секретаре Гинеатулине Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных гл.39 ГПК РФ, по иску Муратовой К.Д. к администрации г.о. Отрадный Самарской области, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о возмещении ущерба,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривошеевой Е.В., объяснения лиц, участвующих при рассмотрении гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муратова К.Д. обратилась в Отрадненский городской суд с иском к администрации г.о. Отрадный Самарской области с требованиями о возмещении имущественного вреда.
В обоснование заявленных требований истцом указаны следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ произошло затопление земельного участка № и принадлежащего истцу имущества, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по факту затопления была направлена коллективная жалоба в Прокуратуру г. Отрадного.
ДД.ММ.ГГГГ Муратова К.Д. обратилась к председателю СНТ «<данные изъяты>» с заявлением о фиксации потопления вышеуказанного участка и расположенного на нём имущества. В этот же день был проведён осмотр, о чем составлен соответствующий акт.
ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ и.о. прокурора города, из которого следует, что прокуратурой г. Отрадный выявлен факт нарушения администрацией г.о. Отрадного требований федерального законодательства при реализации полномочий органов местного самоуправления, в том числе, в части заблаговременной подготовки к весеннему половодью и предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций, в целях устранения выявленных нарушений законодательства, а также их недопущения впредь, прокуратурой города в адрес администрации г.о. Отрадный внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства. Истцу разъяснено право на обращение в суд за защитой своих нарушенных прав с исковым заявлением о возмещении имущественного ущерба к администрации г.о. Отрадный.
Согласно отчёту ООО «Март-Оценка» №, изготовленного по инициативе истца, рыночная стоимость восстановительного ремонта (ущерба) имущества составляет 1383343 рубля. Расходы по изготовлению оценки составили 30000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с претензией о возмещении причиненного ущерба, в удовлетворении которой было отказано.
На основании изложенного, истец просила суд взыскать с администрации г.о. Отрадный Самарской области в свою пользу стоимость восстановительного ремонта в размере 1 383343 рубля, расходы по оплате досудебной оценки в размере 30000 рублей, по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, требования были уточнены, истец просила суд взыскать солидарно с ответчиков администрации г.о. Отрадный, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области стоимость восстановительного ремонта в размере 1383343 рублей, расходы по оплате досудебной оценки размере 30000 рублей, по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
Решением Отрадненского городского суда Самарской области от 26.10.2023 исковое заявление Муратовой К.Д. к администрации г.о. Отрадный Самарской области о возмещении имущественного вреда, оставлено без удовлетворения. Дополнительным решением с истца взыскана государственная пошлина в доход бюджета.
На вышеуказанное решение суда представителем истца Муратовой К.Д. – Крусь Е.В. была принесена апелляционная жалоба, в которой она просила отменить решение суда по тем основаниям, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, неверно применены нормы материального и процессуального права, по доводам жалобы.
Апелляционным определением от 16.04.2024 судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации г.о. Отрадный Синеглазова К.А., представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Куликова А.А. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Иные стороны, лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. № 23 «О судебном решении»).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).
Таким образом, по делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) причинителя вреда и причинением вреда.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Согласно ст. 1069 ГК вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом в ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ истцу принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, а также жилое помещение (<данные изъяты> доли) по адресу: <адрес>, в котором истец зарегистрирована.
В собственности истца отсутствует иные жилые помещения.
ДД.ММ.ГГГГ истцу администрацией г.о. Отрадный выдано уведомление № о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ произошло затопление указанного земельного участка, по факту чего в прокуратуру г. Отрадного ДД.ММ.ГГГГ была направлена коллективная жалоба.
ДД.ММ.ГГГГ Муратова К.Д. обратилась к председателю СНТ «<данные изъяты>» с заявлением о фиксации потопления вышеуказанного участка и расположенного на нём имущества. В этот же день был проведён осмотр территории с составлением соответствующего акта.
Согласно отчёту ООО «Март-Оценка» № от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость восстановительного ремонта (ущерба) имущества составляет 1383343 рубля.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с претензией о возмещении ущерба, которая впоследствии была оставлена без удовлетворения.
Согласно ответу прокурора г. Отрадного от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки выявлен факт нарушения администрацией г.о. Отрадный требований федерального законодательства при реализации полномочий органов местного самоуправления, в том числе в части заблаговременной подготовки к весеннему половодью и предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, в целях устранения выявленных нарушений законодательства, а также их недопущения впредь, прокуратурой города в адрес администрации г.о. Отрадный внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований федерального законодательства, из которого следует, что в рамках рассмотрения коллективного обращения установлено, что оказались в зоне подтопления ул. <адрес> и СНТ «<данные изъяты>» г.о. <адрес>, а также расположенные на них жилые дома. Факт нахождения улиц населенного пункта, находящихся в зоне подтопления в паводковый период 2023 года, свидетельствует о незащищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также факт подтопления земельных участков, принадлежащих гражданам по ул. <адрес> и СНТ «<данные изъяты>» г.о. <адрес>, свидетельствует о непринятии необходимых мер при подготовке к паводковому периоду, что может привести к гибели людей и уничтожению имущества, принадлежащего гражданам.
Выявленные нарушения закона, стали возможным в виду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудниками администрации г.о. Отрадный, в том числе, городской противопаводковой комиссией в части невыполнения в полном объеме мероприятий по подготовке к пропуску весенних паводковых вод в 2023 году, утвержденных постановлением администрации г.о. Отрадный ДД.ММ.ГГГГ №, а также отсутствия надлежащего контроля за работой подчиненных со стороны руководства администрации города.
Из ответа администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мероприятия по обеспечению сохранности материальных ценностей и жизни людей в период паводка 2023 года утверждены постановлением администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Срок исполнения мероприятий ответственных предприятий и организаций был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. При возникновении подтопления территории СНТ «<данные изъяты>» службы и организации, участвующие в противопаводковых мероприятиях приступили к немедленному реагированию ликвидации осложнения паводковой обстановки. ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности г.о. Отрадный установлен переток воды через <адрес>, <адрес>. С привлечением техники были приняты меры по оттоку воды с подтопляемой территории. ДД.ММ.ГГГГ силами МБУ «Служба благоустройства и содержания г.о. <адрес>» проведены работы по вскрытию грунтовых дорог по <адрес>, запруд на территории СНТ «<данные изъяты>» и отведению талой воды в озеро <адрес>. Проведена работа по обвалованию подтопленных участков территории СНТ «<данные изъяты>» и обследование территории, в ходе которого установлено запруживание (выполненное как грунтовая насыпь) естественного водоотводного стока. Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности г.о. Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ согласованы мероприятия по недопущению подтопления талыми водами территории г.о. Отрадный. Во исполнение мероприятий по недопущению подтопления <адрес> трибуны, <адрес> и территории СНТ «<данные изъяты>» Управлением капитального строительства проведена работа по подготовке сметного расчёта стоимости необходимых работ.
Согласно сведениям ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности г.о. Отрадный был установлен переток воды через <адрес>, <адрес>, а также, что талые воды поступают под автомобильной дорогой <адрес> и железной дорогой с возвышенности («<данные изъяты>») в районе <адрес>, расположенной на территории <адрес>. В связи с указанным, а также с поднятием уровня воды в реке Большой Кинель ДД.ММ.ГГГГ вода достигла СНТ «<данные изъяты>».
Из отзыва администрации г.о. <адрес> на исковое заявление следует, что причиной затопления земельного участка истца явился весенний паводок, вызванный резким таянием снега, количество которого значительно превысило норму, т.е. вследствие неконтролируемого природного явления.
Чрезвычайной ситуации на территории г.о. <адрес> в указанный период не объявлялось.
Согласно техническому паспорту жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, выданного <данные изъяты>, завершающая степень готовности дома составляет 97,9%. Процент износа жилого дома, бани и террасы составляет 5%.
Дом в эксплуатацию не введен, право собственности на него не зарегистрировано.
Допрошенный в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в качестве свидетеля М. Д.А. показал, что утром около десяти утра, точную дату дня не помнит, заказал на участок вакуумную машину для скачивания канализации, поскольку участок находился в воде, причину затопления понять не мог. По приезду, водитель вакуумной машины сообщил ему, что видел, как осуществляются работы по предотвращению затопления. Через час уровень воды в доме достиг около 1 метра в высоту, вода прибывала с сильным напором. Вскоре свидетель связался с сотрудниками МЧС, которые подтвердили, что им известно о возникшей ситуации. Затем свидетель позвонил товарищу, по приезду которого они совместно загрузили животных. Со слов последнего, сотрудники администрации осуществляли работы по раскопке колодцев, полагая, что вода начнет стекать по трубам. Утром свидетель связался с сотрудником администрации по фамилии У., впоследствии совместно с другими сотрудниками администрации свидетель отправился к своему дому с целью фиксации потопления, между тем, какие-либо действия от них не последовали. Далее свидетель обратился к главе города, после чего в скором времени на участок истца прибыла необходимая техника. На момент потопления в спальной комнате на стенах уже имелись обои, в зале была нанесена штукатурка «под обои», размещена необходимая мебель: кровати, шкафы, диван. Туалет находился в рабочем состоянии. Таким образом, дом полностью был пригоден для проживания. После потопления на стенах дома образовалось 15 трещин, которые до потопления отсутствовали.
Свидетель А. Т.В. показала, что они с истцом являются соседями, общаются с момента постройки домов, строительство которых осуществляли одновременно с лета 2021 года. Муратовы заехали в свой дом ближе к зиме. Поскольку строительство дома свидетеля осуществлено на сваях, под затопление попал только двор и ступени крыльца. Свидетель бывала в доме истца как до, так и после затопления. В доме Муратовых был осуществлен ремонт, имелась необходимая мебель, стены были побелены, в зале были размещены диван, тумбочка, телевизор, кресло, соответствующая посуда. Туалет находился в рабочем состоянии, душевая кабина была расположена в другом санузле. Муратовы строили дом «с нуля» и до затопления он был как новый, визуально определяемых трещин на стенах дома до произошедшего затопления не имелось.
Свидетель И. М.В. показал, что является знакомым Муратова Д.. Периодически бывал в доме Муратовых как до, так и после затопления. Пояснил, что до затопления дом был полностью пригоден для жизни, мебелирован (диван, шкафы, кровати), были установлены новые двери. Трещин на стенах дома до затопления не имелось, все было новым. Предположил, что визуально имелась только одна трещина на штукатурке, но точно подтвердить данное обстоятельство не смог.
Свидетель К. С.Ю. показал, что является знакомым и другом Муратова Д., часто бывал у него дома. До затопления в гостиной и кухне дома Муратовых было размещено два холодильника, телевизор, диван, мебель кухонная, два туалета, душевая, гардеробная, хозблок со стиральной машиной. До затопления каких-либо трещин на стенах или повреждений не замечал. После затопления образовалась плесень, в том числе в гостиной сантиметров 8-10. В момент затопления вода была по всему дому.
Свидетель Г. В.Ю. показал, что является другом Муратова Д. Участок свидетеля расположен рядом с учетом Муратовых и его тоже затопило, но не так сильно как участок истца. До затопления в доме Муратовых имелась необходимая мебель, диван, телевизор, тумбочка, цветки, горшки, кухонный гарнитур, стол, в туалете была размещена душевая кабина, унитаз, беде, в комнатах - кровати. Каких-либо видимых повреждений или дефектов в доме до затопления не имелось, дом был новый и свежий. После потопления вся мебель испортилась, стала образовываться черная плесень и трещина рядом с окнами при входе, на веранде, угол которой подмыло и он просел. До затопления помещение веранды находилось в нормальном состоянии.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес> данные об объекте недвижимости отсутствуют. Земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, ограничение использования земельного участка в пределах зоны: В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ в границах зон затопления, подтопления, запрещаются: 1) строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод; 2) использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами, вид/наименование: Граница зоны затопления территорий, прилегающих к <адрес> в границах г.о. <адрес>, затапливаемых при половодьях и паводках 1%-й обеспеченности, тип: Иные зоны с особыми условиями использования территории, дата решения: ДД.ММ.ГГГГ, номер решения: №, наименование ОГВ/ОМСУ: Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) Нижне-Волжское бассейновое водное управление.
Согласно схеме измерения высот между участком Муратовой К.Д. и расположенной на территории садоводства дамбой имеется перепад высот с разницей примерно в 1 метр (т. 1 л.д. 122).
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2).
Согласно пункту 15 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории;
В соответствии с п. 17 ст. 105 Земельного кодекса РФ зоны затопления и подтопления относятся к одному из видов зон с особыми условиями использования территорий.
Данное понятие упоминается и в п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч. 4 ст. 67.1 ВК РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, наряду с органами государственной власти и органами местного самоуправления, также и юридическими либо физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.
Согласно ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, регламентирующей предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Градостроительным кодексом Российской Федерации зоны затопления, подтопления рассматриваются как зоны с особыми условиями использования территорий (статья 1).
Согласно части 1 статьи 67.1 ВК РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с данным Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации изложены ограничения по использованию земельных участков в границах зон затопления, подтопления. Так, в границах таких зон запрещается: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления (пункт 1); использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв (пункт 2); размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов (пункт 3); осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами (пункт 4).
Под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, состав которых определяется частью второй указанной статьи Кодекса, обязанность по осуществлению которых возложена на собственника водного объекта в пределах полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК РФ (часть 7 статьи 67.1 ВК РФ).
При этом, к числу таких водохозяйственных мероприятий Кодекс относит:
1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов;
2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов;
4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 "О зонах затопления, подтопления" зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются, прекращают свое существование решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений исполнительного органа субъекта Российской Федерации об установлении границ зон затопления и при необходимости границ зон подтопления или о прекращении существования зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных точек границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита (ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в части 1 данной статьи, и прикладывает документы, поименованные в части 3.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются, в том числе размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
На основании части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (статья 51 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства соответствующего объекта застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемом строительстве. Уполномоченным органам проверяется соответствие указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным градостроительным параметрам и требованиям, а также правовому режиму земельного участка (части 8 - 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положениями этой же статьи установлены основания для возвращения застройщику уведомления о планируемом строительстве без рассмотрения, а также направления ему уведомлений о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения такого объекта (части 6, 7, 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 16 Закона N 340-ФЗ правообладателю земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу названного федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, предоставлено право до 1 марта 2031 года направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции указанного федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.
Из анализа приведенных положений следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта индивидуального жилищного строительства согласно планируемым параметрам на заявленном земельном участке.
Частью 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые прилагаются к уведомлению о планируемом строительстве, в том числе описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (пункт 4).
Согласно выписке из ЕГРН в отношении спорного земельного участка, внесение его в зону с особыми условиями использования было осуществлено ДД.ММ.ГГГГ, номер решения: №, наименование ОГВ/ОМСУ: Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) Нижне-Волжское бассейновое водное управление.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. № 360 "О зонах затопления, подтопления", зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. После согласования заявления орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет его в Федеральное агентство водных ресурсов непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Федеральное агентство водных ресурсов (его территориальные органы): та) в течение 5 рабочих дней со дня издания акта, указанного в пункте 3 настоящего Положения: вносит сведения о зонах затопления, подтопления в государственный водный реестр; направляет (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию акта, указанного в пункте 3 настоящего Положения, в орган местного самоуправления городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются зоны затопления, подтопления.
В соответствии с пп. 4, 5 п.7 ст. 106 ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. с 30.12.2021 по 04.08.2023) в решении об установлении зоны с особыми условиями использования территории указываются: сведения о правообладателе здания, сооружения, застройщике, об органе государственной власти или органе местного самоуправления, обязанных возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 57.1 Земельного кодекса.
В п. 6 ст. 107 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено возмещение правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости, публично-правовым образованиям убытков, причиненных ограничением их прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, которое осуществляется в соответствии со ст. 57.1 настоящего Кодекса.
В пп. 4 п. 2 ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено возвещение убытков, причиненных ограничением прав собственникам зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в случае, если строительство таких зданий, сооружений, объектов начато до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории и в отношении них не принято решение о сносе самовольной постройки, либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Как указано в подпункте 2 пункте 8 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, возмещает орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия лиц, указанных в подпункте 1 названного пункта, или установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, либо орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с особыми условиями использования территории в случае, если такая зона возникает в силу федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом названного пункта.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (пункт 12), по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В ходе рассмотрения дела стороны от проведения строительно-технической экспертизы на предмет достаточности предпринятых противопаводковых мероприятий, на предмет соответствия проекта жилого дома строительным нормам и правилам, на предмет определения причин и источников подтопления, на предмет геологического исследования земельного участка отказались. Сторона истца от предоставления технической документации на дом также отказалась, а впоследствии устранилась от участия в судебном заседании лично. Ввиду изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.
Строительство жилого дома было осуществлено истцом до момента внесения сведений в ЕГРН о нахождении участка в зоне с особыми условиями использования и после получения разрешительной документации-уведомления администрации г.о. Отрадный о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №
Администрацией не представлено обоснования выдачи разрешения на строительство и надлежащей правовой экспертизе представленных истцом документов, оснований обращения в Федеральное агентство с предложением об установлении особой зоны, которые исключали бы риски использования земельного участка по назначению. На момент выдачи разрешения на строительство, представленные застройщиком документы явились для исполнительного органа соответствующими нормативным требованиям.
Каких-либо действий, свидетельствующих о заблаговременном принятии необходимых мер при подготовке к паводковому периоду, администрацией предпринято не было, что подтверждается проведенной прокурором г. Отрадный проверкой, а меры, предпринятые для оттока паводковых вод, явились следствием природного явления, которым причинен ущерб истцу.
Мер по сносу строения ответчиком предпринято не было, вопрос о целесообразности размещения объекта недвижимости на земельном участке, в отношении которого введены ограничения, органом местного самоуправления не разрешался.
При таких обстоятельствах, ответчиком администрацией г.о. Отрадного не представлено достаточной совокупности доказательств того, что ущерб причин истцу не по его вине. Ввиду изложенного, надлежащим ответчиком по делу является именно администрация г.о. Отрадного Самарской области. Обстоятельств нарушения прав истца иными ответчиками по делу, судом апелляционной инстанции не установлено.
Размер ущерба, установленный заключением специалиста ООО «Март-Оценка», сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривался, о назначении по делу судебной экспертизы с целью определения размера иного ущерба не заявлялось. Обстоятельств недостоверности проведенного досудебного исследования, либо заинтересованности специалиста в исходе дела не установлено, заключение выполнено специалистом в соответствующей области.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с администрации г.о. Отрадный Самарской области в пользу истца суммы причиненного ущерба в размере 1383343 рублей.
На основании ст.98 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы на проведение досудебного исследования в размере 30000 рублей, являющиеся необходимыми для реализации защиты нарушенного права, подтвержденные чеком, договором, актом приемки работ.
В соответствии со ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11).
Обязанность доказать факт несения судебных расходов, а также их необходимость и связь с рассматриваемым делом возложена на лицо, заявляющее о возмещении этих расходов.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ № ░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░), ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24.02.2022, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ 20000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░, ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ 15.11.2022 N 33 "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░" ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.) ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.56 ░░░ ░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░.103 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15416,72 ░░░░░░ (░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1383343 ░░░░░░).
░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░. 1 ░ 4 ░.4 ░░.330 ░░░ ░░, ░░.1,2 ░.2 ░░.330 ░░░ ░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328 ░ 329 ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26.10.2023, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01.12.2023, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░ №) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1383343 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ 30000 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15416,72 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░