Дело 2-227/2024
24RS0025-01-2023-000519-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2024 года г. Канск Красноярского края
Канский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи ФИО9
при секретаре ФИО3,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО10 сельсовета <адрес> о возложении обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации ФИО11 сельсовета <адрес> (далее – администрация Сотниковского сельсовета) о возложении обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.
Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией ФИО12 сельсовета <адрес>, в ходе которой, по информации ОГИБДД МО МВД России «Канский», установлено, что на автомобильных дорогах населенных пунктов, входящих в ФИО13 сельсовет, имеются следующие нарушения: возле <адрес> (МБОУ «ФИО14 СОШ») в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары; возле <адрес> (МБДОУ «ФИО15 детский сад») в нарушение п. 8.1.20 ГОСТ Р 52289-2019 на пешеходном переходе отсутствуют пешеходные ограждения; возле <адрес> (МБОУ «ФИО16 НОШ») в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 утрачены дорожные знаки 1.23 «Дети» - 1 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 1 шт.; возле <адрес> (МБОУ «ФИО17 ООШ») в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары, в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 утрачены дорожные знаки 1.23 «Дети» - 1 шт., 8.2.1 Зона действия – 1 шт., дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» установлены с нарушением п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеется изменение светотехнических характеристик дорожного знака 5.16 «Место остановки автобуса». Канской межрайонной прокуратурой в адрес главы ФИО18 сельсовета внесено представление об устранении нарушений норм действующего законодательства, представление рассмотрено, нарушения признаны в полном объеме, вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения не устранены. При таких обстоятельствах прокурор просит возложить на администрацию ФИО19 сельсовета обязанность в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу: возле <адрес> (МБОУ «ФИО20 СОШ») устранить нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 обустроив тротуары; возле <адрес> (МБДОУ «ФИО21 детский сад») устранить нарушение п. 8.1.20 ГОСТ Р 52289-2019, установив на пешеходном переходе пешеходные ограждения; возле <адрес> (МБОУ «ФИО22 НОШ») устранить нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, установив дорожные знаки 1.23 «Дети» - 1 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 1 шт.; возле <адрес> (МБОУ «ФИО23 ООШ») устранить: нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 обустроив тротуары, нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, установив дорожные знаки 1.23 «Дети» - 1 шт., 8.2.1 Зона действия – 1 шт., привести дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» в соответствии с требованиями п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора ФИО4 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – глава ФИО24 сельсовета ФИО5 в судебном заседании исковые требования признала, просила установить срок для исполнения решения суда 1 год.
Представитель третьего лица – ОГИБДД МО МВД России «Канский» в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, заявлений, ходатайств суду не предоставил.
Заслушав помощника Канского межрайонного прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частями 1, 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, действующие на территории Российской Федерации.
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля по обеспечению сохранности дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
В ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 3 ст. 15 названного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 01.12.2014 г. № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», п. 5 ст. 8 Устава Сотниковского сельсовета к ведению сельского поселения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ согласно п. 8 ст. 6 которого, кроме того, автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов отнесены к собственности поселений.
Из приведенных положений законодательства следует, что владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание и ремонт дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).
В силу п. 4.5.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - 4.5.1 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007), утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст «Об утверждении национального стандарта» тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Этим же пунктом ГОСТ Р 52766-2007 регламентированы требования к обустройству и месторасположению тротуаров.
ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный Приказом Росстандарта от 20.12.2019 г. № 1425-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2019), устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
В соответствии с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей; перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону: от всех регулируемых наземных пешеходных переходов; нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц проходящих вдоль детских учреждений, местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке. Протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м. находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории. Ограничивающие пешеходные ограждения должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0,3 кН (в любом месте по длине поручня).
В силу п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 г. № 1225-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017) дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов.
Согласно п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2019 знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов, Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1 «Зона действия», на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах повторный знак 1.23 устанавливают на расстоянии от 20 до 30 м от опасного участка.
В соответствии с абз. 2 п. 8.10 ГОСТ Р 50597-2017 на дорогах с уплотненным снежным покровом должно быть установлено ограничение максимальной скорости до 60 км/ч с помощью дорожных знаков 3.24 по ГОСТ Р 52289-2019.
Согласно п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019 знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» применяются для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов транспорта. Знаки должны быть двусторонними. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог. Знаки 5.16 устанавливается в начале посадочной площадки по ходу движения автобуса и (или) троллейбуса.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией ФИО25 сельсовета.
В ходе проверки, по информации ОГИБДД МО МВД России «Канский», было установлено, что на автомобильных дорогах населенных пунктов, входящих в ФИО26 сельсовет, имеются следующие нарушения: возле <адрес> (МБОУ «ФИО27 СОШ») в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары; возле <адрес> (МБДОУ «ФИО28 детский сад») в нарушение п. 8.1.20 ГОСТ Р 52289-2019 на пешеходном переходе отсутствуют пешеходные ограждения; возле <адрес> (МБОУ «ФИО30 НОШ») в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 утрачены дорожные знаки 1.23 «Дети» - 1 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 1 шт.; возле <адрес> (МБОУ «ФИО31 ООШ») в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары, в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 утрачены дорожные знаки 1.23 «Дети» - 1 шт., 8.2.1 Зона действия – 1 шт., дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» установлены с нарушением п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеется изменение светотехнических характеристик дорожного знака 5.16 «Место остановки автобуса».
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Канской межрайонной прокуратурой в адрес главы ФИО32 сельсовета внесено представление об устранении нарушений норм действующего законодательства, представление было рассмотрено, нарушения признаны в полном объеме. Согласно письма главы администрации Сотниковского сельсовета ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № нарушения, выявленные на автомобильных дорогах <адрес> и с <адрес> будут устранены в рамках программы, утвержденной постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-П (с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-П) администрации ФИО33 сельсовета «Об утверждении адресной программы по повышению безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети ФИО34 сельсовета <адрес> на 2019 -2029 годы». Нарушения в <адрес> и <адрес> будут устранены до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, в ходе проверки, проведенной с 01 по 06 июня 2023 г. ОГИБДД МО МВД России «Канский», выявлены аналогичные ранее установленным нарушения, что подтверждается актом специальной проверки.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что требования Канского межрайонного прокурора не исполнены, до настоящего времени нарушения в области безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах населенных пунктов, входящих в Сотниковский сельсовет, не устранены.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о допущенном администрацией ФИО35 сельсовета нарушении законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, выразившееся в том, что на автомобильных дорогах населенных пунктов, входящих в ФИО36 сельсовет, имеются следующие нарушения: возле <адрес> (МБОУ «ФИО37 СОШ») в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары; возле <адрес> (МБДОУ «ФИО38 детский сад») в нарушение п. 8.1.20 ГОСТ Р 52289-2019 на пешеходном переходе отсутствуют пешеходные ограждения; возле <адрес> (МБОУ «ФИО39 НОШ») в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 утрачены дорожные знаки 1.23 «Дети» - 1 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 1 шт.; возле <адрес> (МБОУ «ФИО40 ООШ») в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют тротуары, в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 утрачены дорожные знаки 1.23 «Дети» - 1 шт., 8.2.1 Зона действия – 1 шт., дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» установлены с нарушением п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019, в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеется изменение светотехнических характеристик дорожного знака 5.16 «Место остановки автобуса».
Невыполнение обязанностей, возложенных действующим законодательством Российской Федерации в области дорожного движения на органы местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, так как нарушает требования установленных Правил дорожного движения, может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать безопасности и жизни лиц, как постоянно проживающих на территории сельского поселения, так и временно находящихся в указанном населенном пункте.
При этом включение мероприятий, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, в адресную программу само по себе не может препятствовать возложению обязанности по их устранению.
При таких обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требования Канского межрайонного прокурора о возложении на администрацию Сотниковского сельсовета обязанности по устранению вышеуказанных нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что срок, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда, предложенный прокурором – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу – является разумным и достаточным. Обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения ответчиком решения суда в указанный срок, судом не установлено; ответчиком доказательств наличия таких обстоятельств не представлено. Кроме того в случае невозможности исполнить решение в установленный судом срок, ответчик не лишен права обращения с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ФИО41 сельсовета <адрес>, – удовлетворить.
Обязать администрацию ФИО42 сельсовета <адрес> в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
- на <адрес> устранить нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 обустроив тротуары;
- на <адрес> устранить нарушение п. 8.1.20 ГОСТ Р 52289-2019, установив на пешеходном переходе пешеходные ограждения;
- на <адрес> устранить нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, установив дорожные знаки 1.23 «Дети» - 1 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 1 шт.;
- на <адрес> устранить: нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 обустроив тротуары, нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, установив дорожные знаки 1.23 «Дети» - 1 шт., 8.2.1 Зона действия – 1 шт., привести дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса» в соответствии с требованиями п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий ФИО43
Решение в окончательной форме принято 11.03.2024