Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-9568/2021 от 02.08.2021

Судья: ФИО3 Гр. дело №

(Номер дела суда первой инстанции: 2-616/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2021 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Мартемьянова С.В.,

судей: Мельниковой О.А., Катасонова А.В.,

при секретаре Зенкевиче В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, МКУ «Благоустройство» на решение Красноярского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Исковые требования с учетом уточнения Мердеева Рината Талгатовича, Юсупова Рашида Салиховича к главе муниципального района Красноярский Самарской области, Администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, МКУ «Благоустройство» о признании – удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение КУМС от ДД.ММ.ГГГГ №-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:26:1408013» земельного участка площадью 10530 кв.м. с адресным ориентиром: <адрес> с кадастровым номером №, вынесенное без установления санитарно-защитной зоны и разработки проекта санитарно-защитной зоны, т.е. с нарушением действующего законодательства и отменить его.

Исключить из ЕГРН сведения о границах данного земельного участка с кадастровым номером №.

Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области вернуться к рассмотрению вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории с учетом требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и установления санитарно-защитной зоны.

Признать действия администрации сельского поселения Красный Яр и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области по установлению ограждения (забора) кладбища, ворот кладбища в <адрес> на расстоянии 10 метров от жилых домов Мердеева Р.Т. и Юсупова Р.С. незаконными.

Обязать администрацию сельского поселения Красный Яр и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области устранить нарушения прав Мердеева Р.Т. и Юсупова Р.С. следующим образом:

- демонтировать существующее ограждение кладбища, находящееся в настоящее время в координатах Х и Y точек:

- установить новое ограждение кладбища, ворота и калитку с учетом требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и установления санитарно-защитной зоны.

Обязать администрацию сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны кладбища <адрес> в сроки, установленные законодательством.

В удовлетворении остальной части требований – отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мельниковой О.А., пояснения по доводам жалоб представителей ответчиков - Администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» по доверенностям Браже М.Г., Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности Коломенцовой Л.Н., возражения представителя истца Юсупова Р.А. по доверенности Шаровской М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мердеев Р.Т., Юсупов Р.С.обратились в суд с иском к Главе муниципального района Красноярский Самарской области, Администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, МКУ «Благоустройство», в котором, с учетом последующего уточнения исковых требований, просили суд:

- признать бездействие Главы муниципального района Красноярский Самарской области незаконными; обязать Главу муниципального района Красноярский Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истцов, путем дачи мотивированного ответа на жалобуЮсупова Р.С.иМердеева Р.Т.по существу нарушения жилищных прав при размещении кладбища впос. <адрес> без учета санитарно-защитной зоны не менее 50 метров от жилых домов истцов;

- признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области по вынесению распоряжения КУМС отДД.ММ.ГГГГ года№-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового №» и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 10530 кв.м. с адресным ориентиром:<адрес> кадастровым номером63№, без учета санитарно-защитной зоны кладбища не менее 50 метров от ограждения кладбища до границ земельных участковЮсупова Р.С.иМердеева Р.Т.Обязать КУМС устранить допущенные нарушения прав истцов путем рассмотрения вопроса о постановке на кадастровый учет земельного участка с адресным ориентиром:<адрес> кадастровым №, с учетом санитарно-защитной зоны не менее 50 метров до границ земельных участковЮсупова Р.Т.иМердеева Р.Т.;

- признать действия администрации сельского поселения Красный Яр и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области по установлению ограждения (забора) кладбища, ворот кладбища и организации автостоянки на расстоянии 10 кв.м. от жилого домаМердеева Р.Т.иЮсупова Р.С.незаконными. Обязать Администрацию сельского поселения Красный Яр и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области устранить нарушения правМердеева Р.Т.иЮсупова Р.С.следующим образом: - демонтировать существующее ограждение кладбища, находящееся в настоящее время в координатах Х и Y точек: №; - установить новое ограждение кладбища на расстоянии не менее 50 метров от забора до земельных участковЮсупова Р.С.иМердеева Р.Т.в координатах Х и Y следующих точек: № перенести существующие ворота и калитку кладбища, находящиеся в настоящее время в координатах Х и Y № на расстояние не менее 50 метров от забора земельных участковЮсупова Р.С.иМердеева Р.Т.в южную сторону в точку 20 с координатами Х и Y №

- обязать администрацию сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны кладбищапос. ЛиневыйКрасноярского района Самарской области.

Также истцы просили в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истцов запретить:

- администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области выдавать разрешения на захоронения усопших до момента установления санитарно-защитной зоны кладбищапос. <адрес>;

- Администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области производить захоронения на кладбищепос. <адрес> до согласования проекта расширения кладбищапос. <адрес> с органами Роспотребнадзора.

Кроме того, просили обязать КУМС внести изменения в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым №, установив местоположение границ земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение кладбища, находящегося по адресу:<адрес> в соответствии со схемой расположения границ земельного участка отДД.ММ.ГГГГ, выполненной ООО Фирма «Новатор-Х» кадастровым инженеромФИО9

В обоснование иска истцы указали, что они являются собственниками жилых домов и земельных участков по адресу: <адрес> 28. Рядом с их домами находится поселковое кладбище, границы которого, начиная с 1994 года по 2018 годы включительно, незаконно расширялись неизвестными лицами, на что они неоднократно обращались с жалобами в Прокуратуру Красноярского района Самарской области и в Роспотребнадзор. ДД.ММ.ГГГГ территория кладбищапос. <адрес> вновь была незаконно расширена неизвестными лицами в сторону принадлежащих истцам жилых домов. Старый забор кладбища был снесен, по периметру кладбища были возведены новые столбы, поставлена сетка рабица, в связи с чем, истцы вынуждены обратиться за защитой своих прав.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области в лице и.о. руководителя Луговцова С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на ненадлежащую оценку судом представленных в дело доказательств.

МКУ «Благоустройство» в лице руководителя Курочкина А.А. также не согласилось с вынесенным решением, просило его отменить, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Администрация сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области в лице Главы сельского поселения Бушова А.Г. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.

В заседании судебной коллегии представитель ответчиков - Администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» по доверенностям Браже М.Г. просил жалобы удовлетворить по изложенным в них доводам.

Представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности Коломенцова Л.Н., доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Представитель истца Юсупова Р.А. по доверенности Шаровская М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, полагая решение суда законным и обоснованным.

От представителя третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Самарской области поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

На основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, в порядке, предусмотренным ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Судом первой инстанции установлено, что Мердеев Р.Т. и Юсупов Р.С. являются собственниками жилых домов и земельных участков по адресу: <адрес> 28.

На основании договора дарения от 30.10.2014г. Юсупов Р.С. передал указанные объекты недвижимости в собственность ФИО17

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с жалобой на незаконные действия по расширению кладбища неизвестными лицами в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области.

Письмом – уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области сообщило истцам о перенаправлении их жалобы по вопросу незаконного расширения территории кладбища на рассмотрение в администрацию сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и в полицию.

ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области по подведомственности из Управления Роспотребнадзора по Самарской области поступило обращение жителей поселка <адрес> по вопросу расширения территории кладбища для рассмотрения и принятия мер в пределах полномочий.

Общественной приемной заведено учетное дело № по обращению гражданина Мердеева Р.Т.

Зам. главы муниципального района Красноярский - Руководителем Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области Лысенковой И.В. - Мердееву Р.Т. (в первый адрес) и Управление Роспотребнадзора по Самарской области (во второй адрес) был направлен ответ на обращение жителей поселка Линевый в Управление Роспотребнадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром отправленных простых писем № от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом КУМС от ДД.ММ.ГГГГ №, полученное истцами ДД.ММ.ГГГГ указано, что распоряжением КУМС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №» земельный участок площадью 10530 кв.м., с адресным ориентиром: <адрес> был поставлен на государственный кадастровый учет и имеет кадастровый №.

Также установлено, что распоряжением Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №» земельный участок, площадью 10 530 кв.м., с адресным ориентиром: <адрес>, постановлен на кадастровый учет и имеет кадастровый №.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области №-з «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка» вышеуказанный указанный земельный участок, кадастровый №, предназначенный для размещения кладбища, предоставлен сельскому поселению Красный Яр в постоянное (бессрочное) пользование.

ДД.ММ.ГГГГ за Администрацией сельского поселения Красный Яр в ЕГРН зарегистрировано право бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером №.

Согласно заключению специалиста ООО «Самара-Эксперт» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что фактически площадь земельного участка, занятого кладбищем по вновь установленному забору составляет 13 678 кв.м., площадь земельного участка, занятого кладбищем по сведениям ЕГРН составляет 10 529 кв.м., расхождение составляет 3 149 кв.м. Расстояние от земельного участка ФИО15 до участка занятого кладбищем уменьшилось с 92 м до 32 м, расстояние от земельного участка Мердеева Р.Т. с 48,4 м до 10,6 м.

В соответствии с письмом Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного административного обследования земельного участка с кадастровым номером № в ходе обмера земельного участка по внешним границам (забор из металлического штакетника зеленого цвета) установлено, что площадь фактически огороженной территории кладбища превышает оформленную на праве постоянного бессрочного пользования на 914 кв.м., и составляет 11 444 кв.м.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции признал необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования о признании бездействия главы муниципального района Красноярский Самарской области и обязании дать мотивированный ответ, поскольку ответ истцами был получен ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, установив, что решение об установлении санитарно-защитной зоны кладбища <адрес>, в границах которой находится земельный участок с кадастровым номером №, не принималось, санитарно-эпидемиологические заключения по проектам санитарно-защитных зон (санитарных разрывов) не оформлялись, постановление Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации либо его заместителя по данному вопросу не готовилось и не принималось, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров отсутствует, суд первой инстанции признал незаконным и подлежащим отмене распоряжение КУМС от ДД.ММ.ГГГГ №-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №» поскольку оно вынесено с нарушением действующего законодательства. При этом суд также исключил из ЕГРН сведения о границах данного земельного участка.

Кроме того, суд обязал Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области вернуться к рассмотрению вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории с учетом требования СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 и установления санитарно-защитной зоны.

Установив, что существующие ворота на кладбище расположены за границей земельного участка площадью 10 529 кв.м., внесенного в ЕГРН, в точках №, указанных на схеме расположения земельного участка, выполненной кадастровым инженером ООО фирма «Новатор-Х» ДД.ММ.ГГГГ, суд признал действия Администрации сельского поселения Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» м.р. Красноярский Самарской области по установлению ограждения и ворот кладбища в <адрес> за границей земельного участка внесенного в ЕГРН и без учета санитарно-защитной зоны, незаконными, в связи с чем, обязал ответчиков демонтировать существующее ограждение кладбища, в координатах 9 №; демонтировать существующие ворота и установить новое ограждение и ворота в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 и с учетом санитарно-защитной зоны.

Вместе с тем, суд отказал в удовлетворении требования о признании незаконными действий Администрации сельского поселения Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» м.р. Красноярский Самарской области по организации автостоянки на расстоянии 10 кв.м. от жилого дома Мердеева Р.Т. и Юсупова Р.С., посчитав данные требования не доказанными, а также не нашел оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на Администрацию сельского поселения Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» выдавать разрешения на захоронения до момента установления санитарно-защитной зоны и производить захоронения до согласования проекта расширения кладбища, поскольку спорное кладбище является единственным, где хоронят жителей, исповедующих ислам.

Кроме того, суд посчитал не подлежащими удовлетворению требования о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 63:26:1408013:167, поскольку из ЕГРН будут исключены сведения о границах данного земельного участка и данные сведения будут внесены в ЕГРН путем утверждения схемы с учетом санитарно-защитной зоны.

Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются мотивированными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам дела и требованиям закона.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционных жалоб МКУ «Благоустройство» и Администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области о том, что установление санитарно-защитных зон требуется только на вновь создаваемые кладбища и признает их не состоятельными в виду следующего.

Создание новых мест погребения, а также реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.

Согласно пункту 2.5 Санитарных правил и норм 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84, кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.

На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8 названных правил).

В соответствии с пунктами 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Пунктом 7.1.12 главы VII указанных правил установлены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса. Для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V, санитарно-защитная зона составляет 50 м.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Земельные участки истцов, как следует из материалов дела, относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – под жилую застройку. Расстояние в 10,6 и 32 метров от границы кладбища до границы участков истцов может свидетельствовать о фактическом его нахождении в санитарно-защитной зоне кладбища, исключающем возможность целевого использования, что нарушает права собственников.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки.

В пункте 1.1, пункте 1.2 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что данные санитарные правила распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Вышеуказанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Таким образом, в СанПиН 2.1.2882-11 не указано, что данные санитарные правила распространяются только на вновь создаваемые, реконструируемые кладбища, в связи с чем, судебная коллегия не может согласиться с доводами жалоб о том, что санитарно-защитные зоны устанавливаются только в отношении вновь создаваемых кладбищ и не распространяются на территории уже действующих кладбищ, в связи с чем, обязанностей по разработке проекта санитарно-защитной зоны не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, кладбище является действующим, захоронения продолжаются, территория кладбища расширяется, проект устройства кладбища не разрабатывался, территория санитарно-защитной зоны не планировалась, проект санитарно-защитной зоны не разработан.

Кроме того, в силу пункта 52 Правил землепользования и застройки сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ N 45 зоной специального назначения (Сп1), связанной с захоронениями, предусмотрена санитарно-защитная зона 100 метров.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» создание новых мест погребения» создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны только при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

В соответствии со ст. 12 федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно- защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно п. 52 СанПиН2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»: кладбище с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: от многоквартирных жилых домов; индивидуальных жилых домов; детских игровых и спортивных площадок; зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; медицинских, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных организаций; учреждений по предоставлению социальных услуг гражданам; территорий ведения гражданами садоводства и огородничества до колумбариев и стен скорби для захоронения урн с прахом умерших должны составлять не менее 50 метров.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за конторами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности по разработке и утверждению проекта санитарно-защитной зоны кладбища.

При этом, судебная коллегия полагает, что представленное в апелляционную инстанцию санитарно-эпидемиологическое заключение №.СЦ.04.000.Т.00169ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и приложение к нему, согласно которому при отсутствии источников химического, физического, биологического воздействия на окружающую среду, имеющих за контуром превышения санитарно-эпидемиологических требований, на действующем сельском кладбище <адрес>, расположенном на участке с кадастровым номером: № по адресу: <адрес>, не требуется организация санитарно-защитной зоны, не свидетельствует о незаконности вынесенного решения, поскольку на момент вынесения обжалуемого решения данное заключение составлено не было и не оценивалось судом первой инстанции. По этим же основаниям судебной коллегией не принимается во внимание ссылка жалобы о том, что суд не принял во внимание заключение договора между администрацией поселения и ООО «Бизнес-Аудит» № от ДД.ММ.ГГГГ на разработку проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны, поскольку таковой проект на момент вынесения решения суда составлен не был, а заключение данного договора не свидетельствует о том, что такой проект будет изготовлен и тем более утвержден. Кроме того, согласно календарному плану в Приложении № к данному договору оформление проекта санитарно-защитной зоны, передача его на экспертизу и согласование проекта в Роспотребнадзоре по Самарской области должно быть окончено только ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы жалобы КУМС администрации муниципального района Красноярский Самарской области о не возможности применения в рамках рассматриваемого спора положений выше перечисленных СанПиН, поскольку земельный участок под размещение кладбища был отведен до введения в действия указанных СанПиН, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку судом установлено, что спорный земельный участок был предоставлен сельскому поселению Красный Яр в постоянное бессрочное пользование распоряжением Комитета от 25.01.2019г., тогда как СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», действуют с 18.09.2011, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», действуют с 01.03.2008, а СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утв. Приказом Минстроя России от 30 1034/пр, действует с 01.07.2017.

Доводы жалоб о том, что действующим доказательством не запрещено ограждение санитарно-защитной зоны, в связи с чем, вывод суда о незаконности установления ограждения и его демонтаже является не законным, судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку в материалы дела не представлено доказательств установки данного ограждения по границам земельного участка, предоставленного сельскому поселению под кладбище на законных основаниях. Учитывая, что судом признано незаконным распоряжение КУМС от ДД.ММ.ГГГГ №-з об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № площадью 10530 кв.м., то установка ограждения по указанным границам участка является незаконным.

Доводы жалобы о незаконном возложении судом на Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области обязанность по разработке и установлению санитарно-защитной зоны, поскольку данные обязанность относится к полномочиям поселений, судебной коллегией отклоняются.

Так, как указано в п. 1.4 Положения о Комитете по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский, утвержденного Решением Собрания представителей муниципального района Красноярский от 27.04.2016 года № 13-СП, Комитет является отраслевым (функциональным) органом, осуществляющим функции уполномоченного органа, который непосредственно осуществляет от имени муниципального района Красноярский Самарской области полномочия управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района Красноярский Самарской области, а также иным имуществом (в том числе земельными участками, находящимися в собственности муниципального района, и земельными участками государственная собственность на которые не разграничена) в рамках осуществления отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному району законами Самарской области, и отдельных полномочий поселений, входящих в состав муниципального района, переданных муниципальному району отдельными соглашениями.

Согласно п. 3.4.2 Комитет осуществляет подготовку муниципальных правовых актов, затрагивающих интересы муниципального района по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального района. Согласно п. 3.4.3 Комитет разрабатывает и издает в пределах своей компетенции распоряжения по вопросам управления, распоряжения муниципальным имуществом, контролирует исполнение указанных актов, вносит в них изменения и дополнения. Согласно п. 3.4.9 Комитет осуществляет работы по образованию земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, из материалов дела следует, что вышеуказанные полномочия по разработке и установлению санитарно-защитной зоны правомерно возложены судом на Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области.

В целом доводы жалоб повторяют позицию ответчиков в суде первой инстанции и были проверены судом, им в решении дана надлежащая оценка.

Иные доводы апелляционной жалобы проверены судебной коллегией в полном объеме и отклоняются, поскольку не опровергают выводов решения суда, направлены на субъективное толкование норм законодательства и на переоценку выводов суда, что не является в силу ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

При разрешении спора суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства, по результатам оценки которых, сделал правомерный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-9568/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мердеев Р.Т.
Юсупов Р.А.
прокурор Красноярского района
Ответчики
Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области
Администрация сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области
Администрация муниципального района Красноярский Самарской области
МКУ Благоустройство
Другие
Комкова Н.Р.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
03.08.2021[Гр.] Передача дела судье
30.08.2021[Гр.] Судебное заседание
27.09.2021[Гр.] Судебное заседание
01.11.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее