Судья: Сергеева О.И. адм.дело № 33а-8781/2023
№ 2а-483/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.
судей Ромадановой И.А., Роменской В.Н.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мукашевой ФИО20, заместителя начальника ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Володиной Е.В. в интересах судебного пристава-исполнител ОСП №1 г.Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Масинкиной Л.М., начальника ОСП №1 г.Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Шуевой С.Е. на решение Сызранского городского суда Самарской области от 10 февраля 2023 г. по административному делу № 2а-483/2023 по иску Мукашевой И.И. к судебным приставам-исполнителям ОСП №1 г.Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Масинкиной Л.М., Караванцевой О.С., начальнику ОСП №1 г.Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Шуевой С.Е., врио начальника финансово-экономического отдела – врио главного бухгалтера Управления ФССП России по Самарской области Виштак Н.В., начальника контрольно-ревизионного отдела Управления ФССП России по Самарской области Дементьева Д.Ю. о признании незаконными бездействий, обязании должностных лиц возвратить сумму исполнительского сбора,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., доводы представителя судебного пристава ОСП №1 г. Сызрани Масинкиной Л.М., представителя ГУФССП по Самарской области Дудоровой Л.А., судебная коллегия
установила:
Мукашева И.И. обратилась в суд к судебному приставу-исполнителю ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Масинкиной Л.М., начальнику ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Шуевой С.Е., врио начальника финансово-экономического отдела – врио главного бухгалтера Управления ФССП России по Самарской области Виштак Н.В., начальнику контрольно-ревизионного отдела Дементьеву Д.Ю. о признании незаконными бездействий, обязании должностных лиц возвратить сумму исполнительского сбора.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что в отношении нее были возбуждены исполнительные производства: № по делу № от 15.05.2015, № по делу № от 13.08.2014., № по делу № от 17.07.2015.
09.10.2019 мировым судьей судебные приказы по указанным делам были отменены, в связи с чем, 22.01.2021 истец направила в адрес УФССП России по Самарской области заявления о возврате исполнительского сбора, который был взыскан в рамках указанных производств, к заявлениям истцом были приложены определения об отмене судебного приказа, однако ответа она не получила. По имеющимся у нее данным исполнительский сбор удержан с пенсии в полном объеме, в подтверждение этому истцом представлены справки Центра по расчету и выплате пенсий г. Самара. Поскольку ответа от УФССП России по Самарской области на заявление о возврате исполнительского сбора не последовало, истец обратилась в структурное подразделение ОСП № 1 г. Сызрани, поставив в известность о сложившейся ситуации руководителя отделения Шуеву С.Е. Кроме того, 23.03.2021 на личном приеме у судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 Масинкиной Л.М. истец поставила ее в известность о том, что заявления о возврате исполнительского сбора поданы в УФССП России по Самарской области. 12.08.2021 истец повторно обратилась в УФССП России по Самарской области, ОСП № 1 г. Сызрани с заявлением, в котором обозначила досудебную претензию, ответы были получены, однако в них нет единообразия.
С 22.01.2021 по 12.08.2021 истец 6 раз обратилась в УФССП России по Самарской области, ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района, однако так и не достигла результата, а именно возврата суммы исполнительского сбора по отмененным в 2019 году судебным приказам, когда как возврат излишне удержанных денежных средств по отмененным приказам ей были возвращены в апреле 2020 года.
Предметом обжалования незаконного действия (бездействия) должностных лиц УФССП России по Самарской области истцом обозначены: ответ УФССП России по Самарской области № от 10.09.2021, ответ ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района № от 28.08.2021.
По мнению истца, авторы ответов вводят ее в заблуждение относительно процедуры возврата исполнительского сбора с целью не возврата ее денежных средств, затягивая с ответом до принятия поправок к Бюджетному Кодексу Российской Федерации, которые вступили в силу после ее обращения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконными действия (бездействия) должностных лиц в лице врио начальника финансово-экономического отдела – врио главного бухгалтера Виштак Н.В., начальника контрольно-ревизионного отдела Дементьева Д.Ю., начальника отдела ОСП № 1 г. Сызрани Шуевой С.Е., судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 г. Сызрани Масинкиной Л.М.; обязать указанных должностных лиц устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем возврата исполнительского сбора по указанным отмененным приказам.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 21 февраля 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления Мукашевой И.И. отказано (т. 1 л.д. 55-58).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 07 июля 2022 г. решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 февраля 2021 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Мукашевой И.И. – без удовлетворения (т. 1 л.д. 98-102).
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2022 г. решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 07 июля 2022 г. отменены. Административное дело направлено на новое рассмотрение в Сызранский городской суд Самарской области (т. 1 л.д. 138-144).
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 10 февраля 2023 г. постановлено: «Административные исковые требования Мукашевой И.И. , ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, удовлетворить частично.
Признать бездействия начальника ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Шуевой С.Е. в не направлении ответа на заявление должника Мукашевой И.И. от 01.07.2021.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать» (т. 1 л.д. 239-242).
В апелляционной жалобе Мукашева И.И. просит решение суда отменить в части отказа об удовлетворении заявленных требований (т. 2 л.д. 13-16).
В апелляционной жалобе заместитель начальника ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области Володина Е.В. выражает свое несогласие с решением суда и просит его отменить (т. 2 л.д. 17-18).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Судебный пристава ОСП № г.Сызрани Масинкина Л.М., представитель ГУФССП по Самарской области Дудорова Л.А. просила решение отменить, полностью отказать в заявленных требованиях.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, для признания решения и действий должностного лица незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми решением и действием прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со ст. 2 Закона № 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» от 21.07.97 г. № 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1 статьи 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона).
Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Судом первой инстанции установлено, что на исполнении в ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района в отношении Мукашевой И.И. находились исполнительные производства: №-ИП, возбужденное на основании судебного приказа № от 15.05.2021, №-ИП, возбужденное на основании судебного приказа № от 13.08.2014, №-ИП, возбужденное на основании судебного приказа № от 17.07.2015.
В материалы дела представлены определения мирового судьи судебного участка № судебного района г. Сызрани Самарской области от 09.10.2019, согласно которым судебные приказы № от 15.05.2021, № от 13.08.2014, № от 17.07.2015 отменены и отозваны с исполнения.
В связи с указанными обстоятельствами административным истцом Мукашевой И.И. в адрес Управления ФССП России по Самарской области 22.01.2021 были направлены заявления о возврате исполнительского сбора, который был взыскан в рамках указанных производств, к заявлениям истцом были приложены определения об отмене судебного приказа, справки ГУ ПФР об удержаниях.
12.08.2021 административный истец в адрес Управления ФССП России по Самарской области направила волеизъявление-требование об устранении нарушенного права и возмещения убытков путем возврата исполнительского сбора по отмененным судебным приказам, вынесенных в рамках гражданских дел №, №, №. Копии данного заявления одновременно были сданы в ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района, прокуратуру г. Сызрани. В указанном заявлении Мукашева И.И. просила вернуть исполнительский сбор, взысканный по отмененным судебным приказам, в течение 10-ти дней.
В ответ на указанное обращение, зарегистрированное в Управление УФССП России по Самарской области 23.08.2021, в адрес Мукашевой И.И. было направлено сообщение № от 10.09.2021 о том, что в соответствии с п. 2 ст. 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа. С учетом указанных норм действующего законодательства Российской Федерации возврат исполнительского сбора, взысканного в 2015-2016 годах, по заявлению, поданному в 2021 году, не может быть осуществлен.
Начальник ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района Шуева С.Е., в то же время, на указанное выше заявление Мукашевой И.И., направленное в адрес Управления ФССП России по Самарской области, дает ответ № от 28.08.2021, в котором последней разъясняется порядок относительно возврата исполнительского сбора, предусмотренный Постановлением Правительства РФ №500 от 21.07.2008. Одновременно с этим указано, что на личных приемах 23.03.2021, 15.04.2021, 01.07.2021, 06.07.2021, 29.07.2021 административному истцу были даны подобные разъяснения, однако в адрес ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района заявление о возврате исполнительского сбора так до настоящего времени и не поступало.
Управлением ФССП России по Самарской области в адрес административного истца также был дан оспариваемый ею ответ № от 10.09.2021, в котором отражены сведения о невозможности в силу п. 2 ст. 40.1 БК РФ возврата исполнительского сбора, поскольку с момента его взыскания прошло более 3-х лет.
Удовлетворяя административные исковые требования частично, суд исходил из того, что на направленный запрос в адрес начальника ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Шуевой С.Е., ответчик не предоставил доказательств направления должнику ответа на требование действия/бездействия судебного пристава-исполнителя Масинкиной Л.М. от 01.07.2021, что не соответствует положениям Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» обоснованно свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии, наущающим права должника.
Вместе с тем суд указал, что оспариваемые ответы должностных лиц соответствуют нормативным правовым актам, требованиям действующего законодательства. Административным истцом не представлено доказательств в подтверждение наличия совокупности двух условий, необходимых для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия): несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В апелляционной жалобе Мукашева И.И. указывает на противоречие между оглашенной в судебном заседании резолютивной частью решения и печатным текстом резолютивной части решения суда.
При прослушивании аудиозаписи судебного заседания было установлено, что, действительно, судом первой инстанции оглашена одна резолютивная часть, судом оглашено:
«Административные исковые требования Мукашевой И.И. удовлетворить частично.
Признать бездействие начальника ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Шуевой С.Е. в не направлении трех ответов на заявления должника Мукашевой И.И. от 21.01.2022.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать».
Между тем, в материалах дела имеется печатная резолютивная часть решения от 10.02.2023: «Административные исковые требования Мукашевой И.И. , ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, удовлетворить частично.
Признать бездействия начальника ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Шуевой С.Е. в не направлении ответа на заявление должника Мукашевой И.И. от 01.07.2021.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать».
Таким образом, довод апелляционной жалобы Мукашевой И.И. подтвердился, имеется грубое противоречие между оглашенной частью решения суда и печатным текстом.
Несоответствие резолютивной части и частично в мотивировочной части решения суда фактически оглашенному, порождает неустранимые сомнения в достоверности постановленного судом решения, что является существенным нарушением норм процессуального права и гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.
Таким образом, постановленное судом первой инстанции решение нельзя признать законным. Оно принято с нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов участвующих в деле лиц, что, согласно положений, предусмотренных частью 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Решение суда подлежит отмене.
По существу спора сторон судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что в исковом заявлении должно быть указано содержание требований к административному ответчику и изложены основания и доводы (статья 125), следовательно, предметом судебного разбирательства является именно то требование, связанное с нарушением прав истца, которое истец предъявляет к ответчику, и относительно которого суд должен вынести решение по делу.
При этом Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в качестве одного из основных положений предусматривает принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда, которая, в числе прочего, заключается в том, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает содействие сторонам процесса в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные данным кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела (пункт 7 статьи 6 и часть 2 статьи 14).
Исходя из этого федеральный законодатель в части 1 статьи 178 поименованного кодекса закрепил один из важнейших принципов административного судопроизводства - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, предусмотрев возможность суда выйти за пределы заявленных административным истцом требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) исключительно в случаях, предусмотренных названным кодексом.
Как неоднократно заявлено административным истцом Мукашевой И.И., предметом спора является ответ ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района ГУФССП России по Самарской области от 28.08.2021 и ответ УФССП по Самарской области от 10.09.2021 (том1 л.д.4-оборот), требования административного истца сформулированы следующим образом: « Признать незаконным действия (бездействия) должностных лиц: судебного пристава -исполнителя ОСП №1 г.Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Масинкиной Л.М., начальника ОСП №1 г.Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Шуевой С.Е., врио начальника финансово-экономического отдела – врио главного бухгалтера Управления ФССП России по Самарской области Виштак Н.В., начальника контрольно – ревизионного отдела Д.Ю. Деметьева. Обязать должностных лиц устарнить нарушениеправ, свобод и законных интересов путем возврата исполнительского сбора по отмененным приказам.
Предметом спора являются исполнительные производства по судебным приказам по делам № от 15.05.2015, № от 13.08.2014, № от 17.07.2015.(л.д.1)
Судебная коллегия рассматривает дело по заявленным требованиям.
Установлено, судебным приказом № от 15.05.2015, выданного мировым судьей судебного участка № Самарской области взысканы страховые взносы, включая пени в размере 1318,64 руб. Судебным приставом возбуждено исполнительное производство №-ИП от 26.10.2015, обращено взыскание на пенсию должника, указано в первую очередь удержать сумму долга, затем исполнительный сбор в сумме 1000 рублей (л.д.66).
09.10.2019 мировым судьей судебного участка № судебного района г. Сызрани Самарской области ранее выданный судебный приказ от 15.05.2015 отменен (том 2 л.д.74-75).
Судебным приказом № от 07.07.2015,, выданного мировым судьей судебного участка № Самарской области взысканы страховые взносы, включая пени в размере 555,52руб. Судебным приставом возбуждено исполнительное производство №-ИП от 26.10.2015, обращено взыскание на пенсию должника, указано в первую очередь удержать сумму долга, затем исполнительный сбор в сумме 1000 рублей (л.д.65).
09.10.2019 мировым судьей судебного участка № судебного района г. Сызрани Самарской области ранее выданный судебный приказ от 15.05.2015 отменен (том 2 л.д.76).
Судебным приказом № от 13.08.2014 выданного мировым судьей судебного участка № Самарской области взысканы страховые взносы, включая пени в размере 23202,84. Судебным приставом возбуждено исполнительное производство №-ИП от 26.10.2015, обращено взыскание на пенсию должника, указано в первую очередь удержать сумму долга, затем исполнительный сбор в сумме 1624,20 рублей (л.д.65).
09.10.2019 мировым судьей судебного участка № судебного района г. Сызрани Самарской области ранее выданный судебный приказ от 15.05.2015 отменен (том 2 л.д.73).
Установлено, что ГУ-ОПФР по Самарской области суммы исполнительных сборов в размере 1624,20 руб. на основании судебного приказа от 13.08.2014 №, сумма 1000 рублей по приказ № и сумма 1000 руб. по приказу № удержана и перечислена в службу судебных приставов (л.д.67-69).
12.08.2021 Мукашева И.А. направила волеизъявление-требование об устранении нарушенного права и возмещение убытков путем возврат исполнительного сбора (том1 л.д.195, том 2 л.д.65 оборот-66).
Письмо направлено УФССП по Самарской области, прокуратуру г. Сызрани, копия начальнику ОСП №1 г. Сызрани Шуевой С.Е..
Начальник ОСП №1 г. Сызрани Самарской области Шуева С.Е., после перенаправления ей письма из ГУФССП Самаркой области подготовлен ответ, который является предметом спора, в котором разъяснялся порядок, с просьбой написать заявление в ОСП №1 г. Сызрани в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №550 от 21.07.2008 (л.д.163 оборот-164).
Рассматривая довод о незаконности действий начальника ОСП №1 г. Сызрани и Сызранского района Самарской области, судебная коллегия приходит к следующему.
Мукашевой И.А. написав заявление, приложила заявление, справки из центра ПФР от 07.02.2020 - 3 единицы, опись, почтовая квитанция. В письме указывается, что она обращалась 6 раз с 22.02.20221 по 12.08.2021 (том 2 л.д.66).
В силу подпункта 3 части 10 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;2) исполнительного документа;3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи
Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 550, принятым во исполнение части 11 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", утверждены Правила возврата должнику исполнительского сбора (далее - Правила).
Пункт 2 Правил предусматривает, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ.
В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.
В пункте 3 названных Правил определено, что возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора.
Возврат исполнительского сбора, перечисленного должником, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (пункт 4 Правил).
Возврат исполнительского сбора, уже перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) (пункт 5 Правил).
Таким образом, к заявлению от 12.08.2021 не были приложены определения об отмене судебного приказа, либо постановлений об отмене ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительного сбора.
Постановления об отмене ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительного сбора были вынесены значительно позже только 19.04.2022 заместителем руководителя УФССП по Самаркой области С.А. Корсуновым.(том 1 л.д.229-231).
На момент обращения в суд суммы исполнительного сбора зачислены в федеральный бюджет.
Таким образом, судебная коллегия делает вывод о законности оспариваемого ответа начальника отдела ОСП № 1 г. Сызрани Шуевой С.Е. от 28.08.2021.
Довод о незаконности (действий) бездействий, должностных лиц: врио начальника финансово-экономического отдела – врио главного бухгалтера Управления ФССП России по Самарской области Виштак Н.В. и начальника контрольно –ревизионного отдела Деметьева Д.Ю., выраженной в ответе УФССП России по Самарской области № от 10.09.2021, судебной коллегией проверен и признан не обоснованным.
В прокуратуру г. Сызрани 13.08.2021 поступило рассматриваемое выше волеизъявление-требование от 12.08.2021, заявление Мукашевой И.И. заместителем прокурора города ФИО15 перенаправлено в УФССП по Самарской области 19.08.2021, поступило 23.08.2021. (том 2 л.д.65-66).
Экономический отдел УФССП по Самарской области 10.09.2021 дан ответ, разъяснен п.2 ст. 40.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) дополнен статьей 40.1 "Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет".
Согласно пункту 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона N 244-ФЗ пункт 5 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования Федерального закона N 244-ФЗ, а именно 1 июля 2021 года.
При этом Федеральный закон N 244-ФЗ не содержит иных норм, касающихся особенностей вступления в силу положений статьи 40.1 Бюджетного кодекса.
Таким образом, с 1 июля 2021 года при реализации права на подачу заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет плательщик платежей в бюджет должен соблюдать требование, касающееся подачи такого заявления в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
При этом до 1 июля 2021 года такое требование для плательщика платежей в бюджет отсутствовало.
Таким образом, ответ экономического отдела и его должностных лиц соответствует нормам материального права и не может быть признан не законным.
Действительно, имеются заявления Мукашевой И.И. о возврате исполнительного сбора направленные 22.01.2021 (том 2 л.д.62-64). Однако, с учетом принципа диспозитивности. Они не являются предметом спора.
В связи с тем, что Мукашева И.И. обращалась за возвратом исполнительского сбора до 01.07.2021, 19.04.2022 заместителем руководителя УФССП по Самарской области С.А. Корсуновым вынесены постановления об отмене ранее вынесенных постановлений о взыскании исполнительного сбора (том 1 л.д.229-231), учитывая позицию выраженную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. N 419-О-П разъяснено, что наличие вступившего в законную силу судебного акта, установившего отсутствие оснований для уплаты исполнительского сбора, предполагает обязанность соответствующих органов государства по восстановлению нарушенного права, то есть сумма исполнительского сбора подлежит возврату Мукашевой И.И.
Вместе с тем, в рамках предмета заявленных требований о признании ответов от УФССП России по Самарской области № от 10.09.2021, и ответа ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района № от 28.08.2021, которые признаны судебной коллегией обоснованными, восстановить нарушенное право не представляется возможным.
В связи с допущенным судом первой инстанции нарушением норм материального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сызранского городского суда Самарской области от 10 февраля 2023 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования Мукашевой И.И. , судебным приставам-исполнителям ОСП №1 г.Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Масинкиной Л.М., Караванцевой О.С., начальнику ОСП №1 г.Сызрани и Сызранского района УФССП России по Самарской области Шуевой С.Е., врио начальника финансово-экономического отдела – врио главного бухгалтера Управления ФССП России по Самарской области Виштак Н.В., начальника контрольно-ревизионного отдела Управления ФССП России по Самарской области Дементьева Д.Ю.- отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: