Дело № 2-895/2023
№
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес>
Партизанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Сычевой Е. Е.,
при секретаре Борбат О. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации <адрес> муниципального района <адрес>, МКОУ ООШ <адрес> о возложении обязанности,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> муниципального района <адрес>, МКОУ ООШ <адрес> о возложении обязанности, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка в сфере защиты прав инвалидов, об образовании, по результатам которой выявлены нарушения прав обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, на доступное посещение образовательных организаций <адрес> муниципального района.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение положений закона в МКОУ ООШ <адрес>, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность, помещения (кабинеты, спортивные, актовые залы, библиотеки, столовые, групповые ячейки, туалетные комнаты и т.д.) не идентифицированы информирующими тактильными табличками с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля.
Данные нарушения ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам. Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие. Просит, с учетом уточненных исковых требований, обязать МКОУ ООШ <адрес> муниципального района в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание инвалидам условий доступности услуг путем размещения перед входами, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, а именно перед входом в образовательное учреждение, уборной комнатой на 1 этаже, а также библиотеки, информирующих тактильных табличек (в том числе тактильно-звуковых) с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Кирсанова Е. А. настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков администрации <адрес> муниципального района <адрес>, МКОУ ООШ <адрес> Китанин Д.С. в судебном заседании с иском не согласился.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Конституция Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 43 Конституция Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; (пункт 1); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; (пункт 6).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. (часть 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В соответствии с пп. е, п. 3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015№ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В судебном заседании установлено, что прокурором <адрес> района проведена проверка соблюдения законодательства образовательными учреждениями <адрес> муниципального района в сфере защиты прав инвалидов, об образовании, по результатам которой выявлены нарушения прав обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, на доступное посещение образовательных организаций <адрес> муниципального района, в частности в деятельности МКОУ ООШ <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки прокурором <адрес> района в адрес МКУ «Управление образования» <адрес> муниципального района внесено представление с требованиями безотлагательно принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства, с предоставлением информации в прокуратуру <адрес> района о результатах рассмотрения представления и принятых мерах, которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, но фактически, до настоящего времени нарушения не устранены.
Представителем ответчиков в ходе судебного заседания не предоставлено доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, отсутствие информирующих тактильных табличек (в том числе тактильно-звуковых) с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля на здании МКОУ ООШ <адрес> нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц на информирование, не только посещающих образовательное учреждение, но и имеющих право посещения, круг которых установить невозможно. Неисполнение вышеуказанных требований законодательства влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права на образование, на общедоступность образования в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора <адрес> района в защиту прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к администрации <адрес> муниципального района <адрес>, МКОУ ООШ <адрес> о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать МКОУ ООШ <адрес> муниципального района в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание инвалидам условий доступности услуг путем размещения перед входами, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения, а именно перед входом в образовательное учреждение, уборной комнатой, а также библиотеки, информирующих тактильных табличек (в том числе тактильно-звуковых) с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в <адрес>вой суд, через Партизанский районный суд со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е. Е. Сычева