Дело № 2-407/2013
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГород Старица 18 октября 2013 года
Старицкий районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Шалыгина А.А.,
при секретаре Егоркиной А.А.,
с участием представителя Осташковского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности Соболевой С.С.,
представителей ответчиков:
директора ООО «<данные изъяты>» Петухова Е.В.,
главы администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области Григорьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты> администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области о возложении обязанности обеспечить нормативную очистку сточных вод и разработать проектную документацию для получения разрешения о предоставлении водного объекта в пользование,
установил:
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным выше иском, просит обязать ООО «<данные изъяты>» обеспечить нормативную очистку сточных вод, а именно: по сульфатам до 22 мг/дм3, по БПК до 3 мг/дм3, взвешенным веществам до 4,5 мг/дм3, иону аммония до 0,5/0,39 мг/дм3 по нитрату иона до 0,07/0,02 мг/дм3, по нефтепродуктам до 0,04 мг/дм3 и разработать проектную документацию, для получения разрешения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса хозяйственных и производственных сточных вод.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной Осташковской межрайонной прокуратурой в июне 2013 года проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>», осуществляющим деятельность по распределению воды и удалению сточных вод и отходов, при сбросе сточных вод в р. Волга, производит сброс сточных вод в поверхностный водный объект без надлежащий нормативной очистки, с превышением предельно допустимых концентраций и без наличия соответствующего разрешения о предоставлении водного объекта в пользование.
Собственником очистных сооружений является МО «Ново-Ямское сельское поселение», передавшее их по договору аренды от 21.09.2011 г. ООО «<данные изъяты>» для осуществления уставной деятельности, в свою очередь передавшему их по договору субаренды от 01.06.2013 г. ООО «<данные изъяты>».
Осуществляя сброс недостаточно очищенных сточных вод и без соответствующего разрешения ООО «<данные изъяты>» грубо нарушает требования природоохранного и водного законодательства, а именно: ст. 39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г., п. 2 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, ст. 11, ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 60 Водного Кодекса РФ, требования п.п. 4.1; 4.1.1; 4.1.2; 4.2; 6.1; 6.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения»
Согласно данных лабораторных исследований за 2012 г., представленных Тверским филиалом ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу», сточные воды после очистки на очистных сооружениях не соответствовали экологическим и санитарным нормативам по микробиологическим показателям и составу химических веществ, имелись превышения предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) по содержанию в очищенных сточных водах БПК, взвешенных веществ, хлоридов, сульфатов, иона аммония, фосфата иона, нефтепродуктов, железа.
Полагает, что невыполнение требований санитарного и природоохранного законодательства при сбросе сточных вод с превышением установленных ПДК, нарушает права и законные интересы жителей г. Старица, Старицкого района и других граждан посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду.
Поскольку поверхностные водные объекты в силу ст.8 ВК РФ являются федеральной собственностью, несоблюдение условий водопользования нарушает законные интересы Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Соболева С.С., поддержала исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям, просила установить срок для исполнения обязанности – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» Петухов Е.В. исковые требования в части превышения ПДК указанных в иске веществ при сбросе сточных вод, отсутствия разрешения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса хозяйственных и производственных сточных вод и полностью разработанной проектной документации для его получения признал, пояснил, что ООО «<данные изъяты>» в настоящее время эксплуатирует очистные сооружения по договору аренды от 01.06.2013г., в соответствии с целями своей уставной деятельности, несет обязанности по соблюдению требований природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства на объекте. В настоящее время организацией ведется деятельность по разработке необходимой для получения разрешение проектной документации, заключен договор на ее составление, предложенный прокурором срок для составления документации полагал достаточным. Однако, данный срок полагал недостаточным для обеспечения нормативной очистки сточных вод, поскольку для исполнения данной обязанности требуется капитальная реконструкция очистных сооружений с привлечением средств областных программ финансирования. Полагал возможным провести реконструкцию в течение 1 года.
Представитель ответчика - глава администрации Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области Григорьева Е.В. против удовлетворения иска прокурора не возражала, поддержала позицию представителя ООО «<данные изъяты>» Петухова Е.В. о роках исполнения обязанности.
Представители ответчика ООО «<данные изъяты>» и третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области, Верхневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явились при надлежащем извещении, третьи лица направили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, ООО «<данные изъяты>» никаких ходатайств не представило.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи обязаны не допускать нарушений прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения.
Часть 6 статьи 60 Водного кодекса РФ запрещает осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требования технических регламентов.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей природной среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999 года, критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» допускается отводить сточные воды в водные объекты только после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования (п. 4.2. СанПиН).
Содержание химических веществ не должно превышать гигиенические предельно допустимые концентрации и ориентировочные допустимые уровни веществ в воде водных объектов, утвержденные в установленном порядке (п. 5.2. СанПиН).
Статьей 11 Водного кодекса РФ установлено, что предоставление водных объектов в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
На основании ч. 4 ст. 23 Закона «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 8 Водного кодекса РФ водный объект река Волга находятся в собственности Российской Федерации.
Согласно п. 2.2. Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от 13.01.2009 N 1 река Волга от верховья до плотины Волжской ГЭС (город Волгоград) с бассейнами впадающих в нее рек включена в Северный рыбохозяйственный район Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.
Судом установлено, что очистные сооружения общей площадью 650,1 кв.м., расположенные вблизи д. Сельцо Старицкого района Тверской области, находящиеся в собственности муниципального образования «Ново-Ямское сельское поселение Старицкого района Тверской области» были переданы ООО «<данные изъяты>» по договору аренды имущества от 21 сентября 2011 года сроком на 11 месяцев с ежегодной пролонгацией ни тот же срок в течение 5 лет. В п. 1.2 договора указана цель использования объекта: организация безаварийного, качественного предоставления услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства для населения Ново-Ямского сельского поселения и прочих потребителей. Согласно п. 3.4.8 договора арендатор обязан соблюдать на объекте санитарно-эпидемиологические требования, принимать меры по ликвидации ситуаций, ставящих под угрозу сохранность объекта, его экологическое и санитарное состояние (л.д. 49-55).
В свою очередь ООО «<данные изъяты>» передал данный объект ООО «<данные изъяты>» по договору субаренды от 01 июня 2013 года для осуществления свой хозяйственной деятельности (п. 1.3 договора), с обязанностью субарендатора использовать имущество в соответствии с его назначением и с соблюдением требований об охране окружающей природной среды, выполнять предписания контролирующих органов о принятии мер по предотвращению и ликвидации ситуаций, возникающих в результате деятельности Субарендатора, и ставящих под угрозу экологическую и санитарную безопасность территории, на которой расположено имущество (п.п. 3.2.3, 3.2.5, 3.2.6 договора). Согласно п. 2.1. договор вступает в силу со дня подписания сторонами акта приема-передачи объекта и действует в течение 11 месяцев с ежегодной пролонгацией ни тот же срок в течение 5 лет. Акт приема-передачи объекта подписан сторонами 01 июня 2013 года (л.д. 56-59, 60).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и п. 2.2. Устава ООО «Коммунальное хозяйство» целью создания Общества является организация в г. Старица и Старицком районе Тверской области тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, предметом его экономической деятельности, в том числе, является распределение воды, удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (л.д. 71-73, 94-119).
Таким образом, в силу указанных выше договоров, и уставных полномочий обязанность по соблюдению требований природоохранного и водного законодательства в настоящее время возложена на ответчика ООО «<данные изъяты>» осуществляющего эксплуатацию очистных сооружений в соответствии с их назначением и видом своей экономической деятельности, однако решение о предоставления водного объекта в пользование данной организации в целях сброса хозяйственных и производственных сточных вод отсутствует.
Из материалов дела следует, что сбрасываемые с очистных сооружений в р. Волга сточные воды после очистки на момент проверок не соответствовали экологическим и санитарным нормативам по микробиологическим показателям и составу химических веществ, имеются превышения ПДК по содержанию в очищенных сточных водах БПК, взвешенных веществ, хлоридов, сульфатов, иона аммония, фосфата иона, нефтепродуктов, железа, что подтверждено протоколами ежемесячных испытаний, проведенных филиалом по Тверской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» за период с 23.01.2012 года по 28.05.2013 года и сообщением начальника Зубцовского межрайонного отдела ФГБУ «Центррыбвод» К. (л.д. 31-48).
В судебном заседании представитель ООО «<данные изъяты>» факт несоответствия сточных вод экологическим и санитарным нормативам признал, подтвердил отсутствие у Общества решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод.
Таким образом, суд считает, что деятельность ООО «<данные изъяты>», связанная со сбросом сточных вод через очистные сооружения, находящиеся вблизи д. Сельцо Старицкого района Тверской области в р. Волга, осуществляется с существенными нарушениями природоохранного, санитарного и водного законодательства, что наносит вред окружающей природной среде.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым возложить на ответчика ООО «<данные изъяты>» исполнить обязанность в натуре, что позволит достигнуть цели восстановления нарушенных прав жителей г. Старицы и Старицкого района Тверской области, а также других граждан посещающих данную местность, на благоприятную окружающую среду, и интересы Российской Федерации, как собственника водного объекта р. Волга.
В удовлетворении исковых требований в отношении ответчиков ООО «<данные изъяты>» и администрации Муниципального образования «Ново-Ямское сельское поселение Старицкого района Тверской области следует отказать, поскольку какими действиями данных ответчиков нарушены интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в иске не указано, никаких конкретных требований к ним не заявлено.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что срок для исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений должен быть определен в 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. При этом суд учитывает значимость данной меры и неотложный характер ее исполнения.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» обеспечить нормативную очистку сточных вод при их сбросе в реку Волга с очистных сооружений, расположенных вблизи д. Сельцо Старицкого района Тверской области по микробиологическим и химическим показателям, а именно: по сульфатам до 22 мг/дм3, по БПК до 3 мг/дм3, по взвешенным веществам до 4,5 мг/дм3, по иону аммония до 0,5/0,39 мг/дм3, по нитрату иона до 0,07/0,02 мг/дм3, по нефтепродуктам до 0,04 мг/дм3.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», разработать проектную документацию, для получения решения о предоставления водного объекта в пользование в целях сброса хозяйственных и производственных сточных вод.
Установить Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» срок для устранения выявленных нарушений – в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении иска к администрации муниципального образования «Ново-Ямское сельское поселение Старицкого района Тверской области» и ООО «<данные изъяты>» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий