Дело № 2-38/2024 УИД 22RS0054-01-2023-000481-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Староалейское 12 января 2024 года
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Е.А.,
при секретаре Даниловой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гнусова В.А. к Гнусовой К.В., Емельяновой Л.Г., сельскохозяйственному производственному кооперативу колхоз «Плосковский» о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
у с т а н о в и л:
Гнусова В.А., действуя через представителя Чеснокову Н.А. обратился в суд с иском к Гнусовой К.В., Емельяновой Л.Г., сельскохозяйственному производственному кооперативу колхоз «Плосковский» о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, указывая, что в настоящее время в его владении находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было приобретено истцом на основании договора от 01.10.1992, заключенного между ним и колхозом «Заветы Ленина» в лице председателя колхоза Емельянова Л.M. С указанного времени истец владеет данным имуществом открыто, непрерывно и добросовестно.
Истец в настоящее время в установленном законом порядке не может зарегистрировать свое право собственности на данное жилое помещение, так как договор от 01.10.1992 не содержит сведений, какое именно жилое помещение является предметом договора - не указан его адрес, площадь, иные сведения, позволяющие идентифицировать предмет настоящего договора.
Истец более 15 лет открыто, непрерывно и добросовестно владел указанным жилым домом, в котором проживал со своей семьей все эти годы, что подтверждается сведениями, занесенными в домовую книгу. Так истец и его дочь ответчик Гнусова К.В. зарегистрированы по местожительства по указанному адресу с 2003 года. Все эти годы истец добросовестно нес бремя содержания данного домовладения: своевременно оплачивал коммунальные услуги и налоги на имущество, производил капитальный и текущий ремонт, обрабатывал приусадебный участок.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что истец открыто, непрерывно и добросовестно владел спорным жилым помещением, нес расходы по содержанию имущества более 15 лет, следовательно, в силу ст.234 ГК РФ приобрел право собственности на это имущество.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.11.2023 права на данный объект недвижимости не зарегистрированы.
Право на жилое помещение иные лица за период владения истцом данным имуществом не заявляли.
Правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на котором расположено данное жилое помещение согласно выписке из ЕГРН от 25.11.2023 является Гнусова А.В. на основании перечня ранее учтенных земельных участков.
Гнусова А.В. являлась супругой истца.
Гнусова А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла ДД.ММ.ГГГГ г.
Ни один из наследников Гнусовой А.В. до настоящего времени ее наследство ни одним из способов, предусмотренных ст. 1153 ГК РФ не приняли.
У Гнусовой А.В. на момент смерти имелось три наследника первой очереди: супруг Гнусов В.А., дочь Гнусова К.В., мать Емельянова Л.Г.
Ни один из наследников до настоящего времени наследство Гнусовой А.В. ни одним из способов, предусмотренных ст. 1153 ГК РФ не приняли и против принятия истцом наследства в виде земельного участка, расположенного по адресу <адрес> не возражают.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил признать за ним право собственности на жилое помещение и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец Гнусов В.А., представитель истца Чеснокова Н.А. не явились, извещены надлежащим образом.
Ответчики Гнусова К.В., Емельянова Л.Г., представитель ответчика СПК колхоз «Плосковский» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу положений ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое имущество, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента государственной регистрации.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу ст.ст.225, 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество (п.16 Постановления).
Согласно ч.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Частью 1 ст. 1142 ГК РФ предусмотрено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В судебном заседании установлено, что 01.10.1992 между колхозом «Заветы Ленина» в лице председателя колхоза Емельянова Л.M. и истцом был заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
По указанному адресу истец и его дочь Гнусова К.В. зарегистрированы по местожительства с 2003 года, таким образом, истец более 15 лет открыто, непрерывно и добросовестно владел квартирой, нес бремя содержания данного домовладения, своевременно оплачивал коммунальные услуги и налоги на имущество, производил капитальный и текущий ремонт, обрабатывал приусадебный участок.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.11.2023 права на данный объект недвижимости не зарегистрированы.
Суду не представлено каких-либо доказательств, указывающих на недобросовестное владение истцом спорным жилым помещением, что ему было известно о наличии собственников данного имущества.
Правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> согласно выписке из ЕГРН является Гнусова А.В., супруга истца. Гнусова А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла ДД.ММ.ГГГГ г.
Как следует из сообщения нотариуса Третьяковского нотариального округа, с заявлением о принятии наследства после смерти Гнусовой А.В. никто не обращался.
Как установлено ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Статьей 1181 ГК РФ установлено, что принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (часть 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ).
Как разъяснено в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Как указывалось выше, ст. 1152 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
Таким образом, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности истца, как при вступлении во владение спорным недвижимым имуществом, так и в последующем, материалы дела не содержат. Кроме того, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, свидетельствует о том, что истцом Гнусовым В.А. фактически принято наследство после смерти супруги Гнусовой А.В. в виде жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования удовлетворить, за истцом следует признать право собственности на указанное недвижимое имущество.
Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Гнусова В.А. к Гнусовой К.В., Емельяновой Л.Г., сельскохозяйственному производственному кооперативу колхоз «Плосковский» о признании права собственности на жилой дом и земельный участок удовлетворить.
Признать за Гнусовым В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер № и на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Гончарова