Дело №2-850/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Беслан 23 мая 2024 года
Правобережный районный суд в составе: председательствующего судьи Доевой Е.М., при секретаре Ушаковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (с учетом уточнений) <адрес> РСО- Алания, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации местного самоуправления МО <адрес> РСО-Алания (АМС <адрес>). Управлению по вопросам образования, физической культуры и спорта АМС <адрес> РСО-Алания, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» о возложении обязанности оборудовать одно из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий индукционными петлями,
установил:
<адрес> РСО-Алания обратился в Правобережный районный суд РСО-Алания в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением, которым просит:
Обязать Администрацию местного самоуправления МО <адрес> РСО- Алания в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить внесение изменений в бюджет <адрес> РСО-Алания и финансирование расходов по оборудованию одного из помещений муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями.
Обязать Управление по вопросам образования, физической культуры и спорта АМС <адрес> РСО-Алания в течение пяти месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить предоставление субвенций «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» целях оборудования одного из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» в течение четырех месяцев со дня поступления денежных средств на её счет оборудовать одно из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями.
В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также законодательства о социальной защите инвалидов в образовательных организациях района.
По результатам проверки установлено, что в «Средней общеобразовательной школе <адрес>» условия доступности для инвалидов услуг в сфере образования не созданы.
В нарушение подп. «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от <дата> ........, не обеспечено наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель. Указанные обстоятельства, по мнению прокурора, влекут нарушение законных прав и интересов инвалидов по слуху, в том числе детей.
Законодательство не ставит обязанность школы оборудовать индукционными петлями помещение для проведения массовых мероприятий в зависимость от наличия или отсутствия в образовательной организации детей - инвалидов по слуху.
С целью устранения выявленных нарушений <дата> в адрес директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» прокуратурой района внесено представление, по результатам рассмотрения которого, нарушения фактически не устранены.
Основанием для обращения прокурора в суд явились нарушения прав неопределенного круга лиц на доступность предоставляемых услуг в сфере образования, поскольку ненадлежащее выполнение ответчиками возложенных на них законом обязанностей может повлечь нарушение прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних.
В судебном заседании помощник <адрес> РСО-Алания Халиева В.М. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика АМС <адрес> Дзиова А.М., действующая на основании доверенности исковые требования истца признала в полном объеме.
Представитель ответчика Управление по вопросам образования физической культуре и спорта АМС <адрес> Джиоева И.Г., выступающая на основании доверенности, исковые требования <адрес> РСО- Алания Алания признала в полном объеме.
Представитель ответчика, директор «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» Дзгоева Т.С. исковые требования истца признала.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства по правилам ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, выслушав доводы присутствующих в судебном заседании лиц, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Статьей 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от <дата>, ратифицированной Федеральным законом от <дата> № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. Государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-телекоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Указанные меры должны распространяться, в частности, на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
В пунктах 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от <дата> ........-ФЭ «Об образовании в РФ» указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Приказом Минобрнауки России от <дата> ........ утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, в соответствии подпунктом «г» пункта 4 которого руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель.
Из материалов дела усматривается, что проведенной истцом проверкой установлено ненадлежащее соблюдение «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» условий доступности для инвалидов услуг в сфере образования.
В нарушение требований указанного подпункта «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов, не обеспечено наличие в одном из помещений «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель. Данное обстоятельство влечёт нарушение законных прав и интересов инвалидов по слуху. При этом действующее законодательство не ставит обязанность ответчиков оборудовать индукционными петлями помещение для проведения массовых мероприятий в зависимость от наличия или отсутствия в образовательной организации детей - инвалидов по слуху.
Из содержания раздела 6 Паспорта национального проекта «Образование» (утв. протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от <дата> ........) следует, что проект направлен на достижение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от <дата> ........ в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование».
Одной из задач национального проекта является развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.
Невыполнение ответчиками требований законодательства по обеспечению одного из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями, препятствует достижению целевых показателей, определенных паспортом национального проекта «Образование».
Судом установлено, что с целью устранения выявленных нарушений 19,01.2024 в адрес директора школы прокурором района внесено представление. Однако по результатам его рассмотрения, нарушения прав, свобод и законных интересов инвалидов по слуху фактически не устранены, а потому в целях восстановления нарушенных прав указанного неопределенного круга лиц, исковые требования прокурора следует удовлетворить, так как этого требуют нормы ст. 45 Конституции РФ. согласно которой государством гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
В данном случае основанием для обращения прокурора в суд явились нарушения прав неопределенного круга лиц на доступность предоставляемых услуг в сфере образования, поскольку ненадлежащее выполнение ответчиками возложенных на них законом обязанностей влечёт нарушение прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних.
Признание иска выражено ответчиком в подписанном им и адресованном суду заявлении в письменной форме. Заявление о признании ответчиком исковых требований истицы приобщено к материалам дела, на что указано в протоколе судебного заседания.
Судом разъяснено сторонам, что в соответствии с ч.З ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Исследовав материалы дела, суд считает возможным принять от представителя ответчика признание иска, так как это в соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с п.1 ч.4 ст. 198 ГПК РФ. в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановлении
Пленума Верховного Суда Российской Федерации ........ от <дата> «Осудебном решении», решение суда является актом правосудия, окончательноразрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы,вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах, иск прокурора <адрес> РСО-Алания подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
1.░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░<░░░░░> ░░░-░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
2.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░<░░░░░> ░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░<░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
3.░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░-░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░ ░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.