Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-233/2020 ~ М-126/2020 от 10.02.2020

дело№2-233/2020

УИД 18RS0027-01-2020-000197-19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 апреля 2020 года                пос.Ува Удмуртской Республики

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А.,

при секретаре Соколовой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ***3 к Администрации муниципального образования «***» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, выраженного в выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от *** ***, и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

    Истец ***3 в лице представителя по доверенности ***7 обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что является вдовой ***1, являвшегося участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее- ВОВ) на основании справки военного комиссариата Увинского и ***ов Удмуртской Республики от 20.05.2016г. и удостоверения серии *** от ***.

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от *** *** ей (истцу) отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ч. 1 ст.54 ЖК РФ. Отказ в подтверждении нуждаемости, выраженный в выписке заседания жилищно-бытовой комиссии от ***, нарушает права истца, доводы, изложенные в нем, не соответствуют действующему законодательству на основании следующего.

Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов ВОВ, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учет закреплено Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны", Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Из смысла вышеназванных правовых норм следует, что признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет является необходимым условием реализации его права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 указанной статьи члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Указанное обеспечение производится независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

На основании ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Истец ***3 зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: ***, общей площадью 40,0 кв. м, принадлежащей на праве собственности старшей дочери истца, не является ни собственником жилого помещения, ни нанимателем.

Изменение места регистрации не может быть расценено как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку, не обладая статусом собственника, истец лишена возможности запрещать законному владельцу распоряжаться принадлежащим ему имуществом по его усмотрению и, соответственно, она не совершала действий, в результате которых ей может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся.

Таким образом, отказ в подтверждении нуждаемости в жилом помещении противоречит Жилищному Кодексу РФ, нарушает права и интересы истца на получение жилищного займа, в целях приобретения в собственность жилого помещения и улучшения жилищных условий, и в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в отсутствии на то законных оснований.

Истец ***3 просит признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «***» в постановке на учет нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, выраженный в выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от *** ***, и возложить на ответчика обязанность поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание истец ***3 и ее представитель по доверенности ***7 не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации МО «***» ***8, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, направила суду письменные возражения, согласно которых Администрация муниципального образования «***» с исковыми требованиями ***3 не согласна по следующим основаниям.

Так, ***2, действующая по доверенности серии ***3 за ***3, обратилась *** в Администрацию с заявлением о принятии последней на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». На момент подачи заявления ***3 была прописана и проживала с 2014 года по адресу: Удмуртская Республика, ***, общая площадь жилого помещения составляет 150,3 кв. м. Состав семьи на *** составлял 7 человек, что документально подтверждается.

В связи с тем, что для предоставления муниципальной услуги ***9 был предоставлен неполный перечень документов, Администрацией МО «***» было направлено письмо от *** *** о дополнительном предоставлении таких документов.

***2 *** направила в Администрацию недостающие документы, а также повторно обратилась с заявлением о принятии ***3 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом местом регистрации ***3 был уже указан другой адрес, а именно: Удмуртская Республика, ***, куда она прописалась ***. В квартире зарегистрировано 4 человека, общая площадь составляет 40,0 кв.м, то есть меньше учетной нормы на одного человека, установленного в Увинском райе (12 кв.м).

Данное обстоятельство указывало на намеренное ухудшение ***3 жилищных условий с целью уменьшения площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи.

С учетом изложенного Администрация на заседании жилищно-бытовой комиссии от *** приняла решение отказать ***3 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». Администрация считает решение жилищно-бытовой комиссии от *** законным и обоснованным и просит суд в удовлетворении исковых требований ***3 отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, включают в себя обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15, пунктом 2 части 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" от 7 мая 2008 г. N 714 постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях содержится в ст. 51 ЖК РФ и является исчерпывающим.

На основании ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Увинского районного Совета депутатов от 28.04.2005 №276 (в редакции от 21.05.2009 №299) установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда муниципального образования “Увинский район“ - двенадцать квадратных метров жилой площади на одного человека; учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании “Увинский район“ двенадцать квадратных метров общей площади на одного человека.

Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

Согласно статье 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из материалов дела следует, что истец ***3, *** года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ***1, умершего ***.

***3 являлась собственником квартиры площадью 19 кв.м, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, ***, на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ***, а также на праве пожизненного наследуемого владения являлась владельцем земельного участка площадью 347 кв.м по этому же адресу. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости от ***, право собственности ***3 на указанные объекты прекращено ***.

С *** ***3 была зарегистрирована в жилом доме по адресу: Удмуртская Республика, ***. В указанном жилом помещении общей площадью 150,3 кв.м, принадлежащем дочери истца ***2 (3/4 доли) и внуку ***10 (1/4 доли), по состоянию на *** были зарегистрированы и проживали: ***3 (истец), ***2 (дочь истца), ***11 (внучка), ***12 (внук), ***13 (правнук), ***14 (правнук), ***15 (правнук).

*** (до истечения пятилетнего срока с момента прекращения права собственности на квартиру по адресу: ***2) ***2, действующая на основании доверенности за ***3, зарегистрированную по адресу: ***, обратилась в Администрацию МО «***» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

*** ***2, действующая за ***3, повторно обратилась в Администрацию МО «***» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом адрес регистрации заявителя указан иной: ***.

Указанная квартира по адресу: Удмуртская Республика, ***, общей площадью 40,0 кв.м, в том числе жилой-25,7 кв.м, принадлежит ***4 и ***5 (дочери истца) на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ***. По состоянию на *** в квартире зарегистрированы: ***4, ***5, а с ***- ***3, с ***- ***13

Решением жилищно-бытовой комиссии Администрации МО «***» от *** *** ***3 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в целях реализации Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с подп.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ в связи с совершением действий по намеренному ухудшению жилищных условий с целью уменьшения площади жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи.

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ***, ***3 и ***13 ранее были зарегистрированы по адресу: Удмуртская Республика, ***, в доме, принадлежащем на праве собственности дочери ***3- ***2, общей площадью 150,3 кв.м. С *** ***3 зарегистрирована в квартире, принадлежащей старшей дочери ***5 и ее супруга ***4, общей площадью 40,0 кв.м, по адресу: ***, а с *** в этой же квартире зарегистрирован ***13 Данные действия, по мнению комиссии, указывают на намеренное ухудшение жилищных условий с целью уменьшения площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи.

Действительно, в жилом доме по адресу: ***, общей площадью 150,3 кв.м, по состоянию на ***, когда в жилом помещении было зарегистрировано 7 человек (в том числе ***3), на одного члена семьи приходилось 21,47 кв.м. После перерегистрации ***3 и ее внука ***13 в квартире площадью 40,0 кв.м по адресу: ***2, на одного члена семьи в квартире стало приходиться 10,0 кв.м, что менее учетной нормы жилого помещения в ***.

Суд считает, что действия истца ***3 по перерегистрации из жилого помещения, где на одного члена семьи приходилось 21,47 кв.м площади, в жилое помещение с меньшей площадью правомерно рассматривается ответчиком как намеренное ухудшение жилищных условий, правовым последствием которого в соответствии п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК является отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С момента намеренного ухудшения истцом жилищных условий не истек 5-летний срок.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14.07.2011 г. N 945-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Суд полагает, что регистрация ***3 в квартире по адресу: ***2 с *** и регистрация *** ***13 (внука истца/племянника для ***5) является намеренной, чтобы создать нуждаемость в жилом помещении, о чем свидетельствует хронология действий истца и ее представителя ***2, то есть с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Доводы истца о том, что она не совершала намеренных действий по ухудшению жилищных условий, не являясь собственником жилого помещения, лишена возможности запрещать законному владельцу распоряжаться принадлежащим ему имуществом, являются голословными и судом во внимание не принимаются, поскольку ***3 добровольно выдала доверенность ***2 на совершение юридически значимых действий, кроме того, последняя имеет алиментные и иные обязательства по отношению к своей матери. Каких-либо доказательств объективной необходимости перерегистрации истицы из жилого дома, принадлежащего одной дочери, в квартиру с меньшей площадью, принадлежащую другой дочери, по одной улице того же населенного пункта, стороной истца не представлено и в материалах дела не имеется.

Поскольку пятилетний срок со дня совершения истицей указанных действий не истек, оспариваемый отказ администрации МО «***» в постановке истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий соответствует требованиям жилищного законодательства.

На основании изложенного, суд считает, что решение жилищно-бытовой комиссии от *** об отказе в принятии ***3 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является законным и обоснованным, соответственно, исковые требования ***3 о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не подлежат удовлетворению в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования ***3 к Администрации муниципального образования «***» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, выраженного в выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от *** ***, и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу - оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Увинский районный суд.

    В окончательной форме решение принято 21.04.2020 года.

Судья-                        В.А.Ёлкина

2-233/2020 ~ М-126/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коробова Вера Леонтьевна
Ответчики
Администрация МО "Увинский район"
Суд
Увинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Ёлкина Виктория Анатольевна
Дело на странице суда
uvinskiy--udm.sudrf.ru
10.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2020Передача материалов судье
10.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.03.2020Предварительное судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2020Дело оформлено
28.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее