удья Майорова И.В. Дело № 72-640/2019
Решение
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июня 2019 года жалобу заместителя начальника Уральского ГУ Банка России Ф.Е.Н. на решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 04 марта 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя начальника Уральского ГУ Банка России от 05 декабря 2018 года эксперту по противодействию отмывания доходов группы по мониторингу банковских операций Филиала № 6602 Банка ВТБ (ПАО) в г. Екатеринбурге Огородниковой Н.А. по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей за нарушение пп. 4 п.1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Решением судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга 04 марта 2019 года указанное постановление изменено, действия Огородниковой Н.А переквалифицированы с ч. 2 на ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
В жалобе должностное лицо просит об отмене решения судьи, ссылаясь на отсутствие оснований для переквалификации действий Огородниковой Н.А., считает, что ее действия, выразившееся в представлении в уполномоченный орган недостоверных сведений, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, не нахожу оснований к отмене решения судьи.
Часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Часть 2 указанной статьи предусматривает административную ответственность действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
В соответствии с пп. 4 п.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, в частности идентификационный номер налогоплательщика.
В целях исполнения требований законодательства Центральным банком Российской Федерации издан нормативный акт, устанавливающий порядок представления кредитными организациями сведений в уполномоченный орган (Положение Банка России № 321-П).
Как видно из материалов дела, при проведении дистанционного надзора за деятельностью Филиала № 6602 ПАО «Банк ВТБ» в г. Екатеринбурге сотрудниками Управления финансового мониторинга и валютного контроля Уральского ГУ Банка России выявлено осуществление ненадлежащего внутреннего контроля экспертом по противодействию отмыванию доходов группы по мониторингу банковских операций Огородниковой Н.А., которая 13 и 22 февраля 2018 года представила в уполномоченный орган недостоверные сведения в составе 8 записей ОЭС по коду вида операции 80011 (поля ND32,ND03, SUM4, AMR_G05 и ADRESS_G06, AMR_R37, AMR_G38, AMR_U39, AMR_D310, AMR_O311,AMR_K312), что отражено в мотивированном заключении (том 2 л.д. 90-101).
Вышеуказанные обстоятельства подтверждены материалами надзорного мероприятия, в том числе копиями письма от 08 мая 2018 года (том 2 л.д. 105), ответом на запрос (том 2 л.д. 106-123), договорами купли-продажи и приложениями к ним (том 2 л.д.127-207), ответом на запрос от 27 августа 2018 года (том 2 л.д. 208-224), копией трудового договора (том 2 л.д. 225-227), положением группы по мониторингу банковских операций (том 2 л.д.238-244), выпиской из правил внутреннего контроля (том 2 л.д. 245-305).
Согласно приказу от 10 января 2018 года Огородникова Н.А. назначена на должность эксперта по противодействию отмыванию доходов группы по мониторингу банковских операций Филиала № 6602 ПАО «Банк ВТБ» в г. Екатеринбурге (том 2 л.д. 229). В соответствии с п. 4.2.1, 4.3.4 должностной инструкции (том 2 л.д.231-233) она осуществляет анализ и контроль за банковскими операциями, в том числе выполняет операции/сделки, подлежащие обязательному контролю.
По факту ненадлежащего исполнения Огородниковой Н.А. обязанности по осуществлению внутреннего контроля, повлекшего предоставление в Уральское ГУ Банка России недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в отношении нее по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ был составлен административный протокол (том 2 л.д.44-61) и вынесено постановление о назначении наказания (том 2 л.д. 256-271).
Данные обстоятельства полностью отражены в решении суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Нарушение указанных требований подтверждается материалами дела и не оспаривается Огородниковой Н.А.
Между тем, материалами дела подтверждается, что до возбуждения дела об административном правонарушении, ею устранены ошибки в сведениях об операциях, так как представлены в уполномоченный орган достоверные сведения, соответствующие фактическим данным обо всех операциях. Так сообщение о принятии достоверных сведений по сделкам получено уполномоченным органом 17 августа 2018 года, а дело возбуждено только 21 ноября 2018 года, что не оспаривается ЦБ РФ.
Исходя из системного толкования диспозиций частей 1 и 2 статьи 15.27 КоАП РФ, совершенное Огорордниковой Н.А. правонарушение, правильно квалифицировано судьей по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, поскольку устранение ею ошибок в сообщениях до возбуждения дела об административном правонарушении, хотя и после истечения установленного срока на предоставление сведений, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении требований законодательства, но в то же время исключает признаки события правонарушения, предусмотренные диспозицией части 2 статьи 15.27 КоАП РФ. Данный правовой подход также соответствует собственным разъяснениям ЦБ РФ, данным им в письме от №2-Т от 17 января 2013 года.
Оснований не согласиться с выводом судьи о переквалификации действий Огородниковой Н.А. на ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, а также для отмены решения судьи не имеется, в связи с чем жалобы должностного лица удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 04 марта 2019 года оставить без изменений, а жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Судья Н.В. Краснова