УИД 16RS0043-01-2022-009425-87
Дело № 2-3579/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года г. Нижнекамск
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи А.П. Окишева, при секретаре Л.М. Фатыковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнекамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Исполнительный комитет Шереметьевского сельского поселения» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Нижнекамский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Исполнительный комитет Шереметьевского сельского поселения» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
В обоснование заявленных требований указано, что Нижнекамской городской прокуратурой в муниципальном казенном учреждении «Исполнительный комитет Шереметьевского сельского поселения» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан проведена проверка исполнения требований законодательства по управлению муниципальным имуществом. Проверкой установлено, что на основании акта приема-передачи государственного имущества от ... ... Шереметьевскому сельскому поселению Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан передано в муниципальную собственность очистное сооружение, 1981 года постройки, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером ..., по адресу: .... Установлено, что оборудование очистных сооружений производительностью 50 куб.час. эксплуатируется по настоящее время. Между тем, ответчиком, в фактической собственности которого находятся очистные сооружения, в настоящее время не принято мер по регистрации в установленном порядке права собственности на объект строительства. Непринятие мер по оформлению прав на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности, по государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества влечет отсутствие правовых оснований для использования администрацией недвижимого имущества, лишает её права распоряжения указанным имуществом, что затрагивает интересы неопределенного круга граждан, постоянно проживающих и временно находящихся на территории сельского поселения, в части организации надлежащего энергоснабжения. Поскольку права на указанное очистное сооружение не зарегистрированы, собственник отсутствует, на протяжении длительного времени очистное сооружение создает угрозу аварии – опасного техногенного происшествия, приводящее к нанесению ущерба окружающей среде. Истец просит обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление Росреестра по ... о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – очистное сооружение, 1981 года постройки, расположенное по адресу: ..., ... ....
Определением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Представитель истца помощник Нижнекамского городского прокурора ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика муниципального казенного учреждения «Исполнительный комитет Шереметьевского сельского поселения» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает.
Представитель третьего лица Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Выслушав доводы представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Исходя из буквального толкования статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановка недвижимого имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, а требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке.
Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от ... N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 3 которого установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется, в том числе, на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что обращение органа местного самоуправления за признанием права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества является обязанностью органа местного самоуправления.
Письмом Минэкономразвития России от ... N ... установлено, что линейные объекты, в том числе, подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства, в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к объектам недвижимости.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Нижнекамской городской прокуратурой в муниципальном казенном учреждении «Исполнительный комитет Шереметьевского сельского поселения» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан проведена проверка исполнения требований законодательства по управлению муниципальным имуществом, в ходе которой установлено, что на основании акта приема-передачи государственного имущества от ... ... Шереметьевскому сельскому поселению Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан передано в муниципальную собственность очистное сооружение, 1981 года постройки, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером ..., по адресу: ..., Нижнекамский муниципальный район, Шереметьевское сельское поселение, ....
Оборудование очистных сооружений производительностью 50 куб.час. эксплуатируется по настоящее время. Между тем, ответчиком, в фактической собственности которого находятся очистные сооружения, в настоящее время не принято мер по регистрации в установленном порядке права собственности на объект строительства.
Спорное очистное сооружение расположено на земельном участке, собственность на который не разграничена.
Документы, подтверждающие право собственности на указанное очистное сооружение, ответчиком не представлены.
Истец, указывая, что спорное очистное сооружение является бесхозяйным объектом и непринятие мер по оформлению прав на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, постоянно проживающих и временно находящихся на территории сельского поселения в части организации энергоснабжения, а также создает угрозу аварии – опасного техногенного происшествия, приводящее к нанесению ущерба окружающей среде, в связи с чем на органе местного самоуправления лежит обязанность подать заявление в орган учета для постановки объекта в качестве бесхозяйного, обратился в суд с вышеназванным иском.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения ответчиком требований закона, устанавливающих полномочия и обязанность органа местного самоуправления принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорный объект недвижимого имущества не имеет собственника, никем не обслуживается и на чьем-либо балансе или в ведении не находится, отсутствуют правоустанавливающие документы на него, следовательно спорное очистное сооружение является бесхозяйным, учитывая, что в данном случае нарушаются права и интересы граждан, проживающих в сельском поселении, на обеспечение энергоснабжением, в том числе в случае возникновения аварийных ситуаций, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Поскольку из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, суд возлагает на муниципальное казенное учреждение «Исполнительный комитет Шереметьевского сельского поселения» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйного очистного сооружения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:30:090703:20, по адресу: ....
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Исполнительный комитет Шереметьевского сельского поселения» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по ... с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – очистное сооружение, 1981 года постройки, расположенное по адресу: ..., Нижнекамский муниципальный район, Шереметьевское сельское поселение, ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.
Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2023 года.
Судья: А.П. Окишев