Дело № 5-65/2023 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с.Тарумовка 17 апреля 2023 года
Судья Тарумовского района Республики Дагестан Багандов Ш.М., с участием адвоката Моллаева Э.К., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении М.Х.У.У. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, М.Х.У.У. находился на территории Российской Федерации в нарушении миграционного законодательства, а именно нарушил режим пребывания (проживания), выразившийся в уклонении от выезда за территорию РФ по истечении срока пребывания.
ДД.ММ.ГГГГ определением заместителя начальника отдела ОМВД России по Тарумовскому району Исрапилова Н.З. материалы административного дела в отношении М.Х.У.У. переданы в Тарумовский районный суд РД.
ДД.ММ.ГГГГ назначено рассмотрение по данному административному делу.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением суда М.Х.У.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением, от адвоката Моллаева Э.К., в интересах М.Х.У.У. поступила апелляционная жалоба на постановление об административном правонарушении.
ДД.ММ.ГГГГ Верховным Судом Республики Дагестан жалоба защитника в интересах гражданина <адрес> М.Х.У.У. М.Х.У.У., Моллаева Э.К. удовлетворена. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении гражданина <адрес> М.Х.У.У., отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Тарумовский районный суд Республики Дагестан.
В судебном заседании адвокат Моллаев Э.К. просил производство по административному производству прекратить в связи с тем, что М.Х.У.У. не понимал, что происходит, по причине того, что не владеет языком, на котором был составлен в отношении него протокол по делу об административном правонарушении.
Выслушав объяснения защитника Моллаева Э.К. в интересах М.Х.У.У., ознакомившись с представленным материалом, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Правила оформления протокола указаны в частях 2, 5 ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоке об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
В ходе составления протокола об административном правонарушении, текст протокола не был переведен с русского языка на узбекский язык, не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.2 КоАП РФ, а также ст. 51 Конституции РФ. Изложенное свидетельствует, что в нарушение требований ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ, заместитель начальника отдела ОМВД России по Тарумовскому району Исрапилов Н.З. не обеспечил реализацию права гражданина <адрес> М.Х.У.У. пользоваться услугами переводчика. Порядок привлечения к административной ответственности нарушен, поскольку ему не был предоставлен переводчик, всех существенных данных, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не содержит.
В протоколе об административном правонарушении не указано, с какой даты и какие именно нарушения режима пребывания на территории РФ допущены иностранным гражданином, а также сроки пребывания гражданина на территории РФ и другие обстоятельства, требующие установления.
Отсутствуют данные о сроках пребывания гражданина <адрес> в Российской Федерации, не установлен срок, в течение которого М.Х.У.У. имел право пребывать на территории Российской Федерации, какими документами должна подтверждаться законность его пребывания не территории Российской Федерации в настоящее время и о сроках пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина.
В протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
При описании события административного правонарушения, в совершении которого вменяется М.Х.У.У., должностное лицо составившее протокол, ограничился указанием на диспозицию указанной правовой нормы. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены не указаны обстоятельства его въезда и проживания на территории Российской Федерации, и срок, в течение которого виновное лицо был вправе пребывать (проживать) на территории Российской Федерации и по истечении которого он уклонился от выезда за пределы Российской Федерации
Кроме того, протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Следовательно, протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением процессуальных норм, является недопустимым доказательством и не мог быть использован судом при вынесении итогового решения суда. Иные собранные по делу доказательства не позволяют признать их достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии М.Х.У.У. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении М.Х.У.У. не может являться доказательством по делу.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению, составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Исходя из приведенных выше положений КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела невозможно.
При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении не может быть использован в качестве доказательства, на основании которого будет вынесено итоговое решение суда.
Учитывая, что возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, и тем более после отмены в апелляционном порядке постановления суд первой инстанции, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, о чем дано разъяснение в пункте 4 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, прихожу к выводу о необходимости прекращения производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых будет вынесено постановление.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости прекратить производство по административному делу по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении М.Х.У.У.
На основании изложенного, руководствуясь
ст.ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 29.9 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении по факту привлечения гражданина <адрес> М.Х.У.У., ДД.ММ.ГГГГ, к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии постановления через Тарумовский районный суд Республики Дагестан.
Судья
Тарумовского районного суда РД Ш.М.Багандов