32RS0№-76
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Клинцовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Холуевой Л.Ф.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика ГУ УПФР в городском округе <адрес> (межрайонное) ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 2 сентября 2020 года гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) о признании права на назначение государственной пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с вышеназванным иском к ГУ УПФ РФ в городском округе <адрес> (межрайонное), в обоснование заявленных исковых требований указал, что обратился в ГУ УПФ РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением ответчика ФИО2 было отказано в назначении пенсии со снижением возраста. Истец полагает, что данный отказ незаконный и нарушает его права и законные интересы, поскольку он более 12 лет работал в зоне проживания с правом на отселение и более 19 лет проживает в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. С учетом изложенного ФИО2 просит суд признать незаконным решение ГУ УПФР в городском округе <адрес> (межрайонное), признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истец ФИО2 уточнил исковые требования, просил суд признать за ним право на назначение государственной пенсии по старости и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО2 не признал, полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении ему пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию.
Решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в назначении пенсии по старости. Отказ мотивирован тем, что ФИО2 не имеет права на пенсию по старости в соответствии со ст.ст 33,34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. №.
Суд находит данный отказ незаконным по следующим основаниям.
Согласно ст. 28.1 ФЗ от 15.05.1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 (ред. от 24.11.1995 года №179-ФЗ) «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом 4 «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно статье 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающей условия назначения пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, Закон гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») в частности путём назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью - в определённой степени носит компенсационный характер. Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учётом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией и назначение данного вида пенсии по двум зонам – это одно и тоже основание.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 проживает в зоне с льготно-экономическим статусом в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что составляет 19 лет 7 месяцев 10 дней и дает ему право на снижение возраста выхода на пенсию на 3 года.
Кроме того, согласно представленным справкам и трудовой книжке, ФИО2 работал на различных предприятиях в <адрес> в зоне проживания с правом на отселение, период работы в зоне с правом на отселение составляет 12 лет 07 мес. 26 дней на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, и дает истцу право на снижение возраста выхода на пенсию на 4 года.
Согласно паспорту, ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в <адрес>, территория которого относится к зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом.
Таким образом, исходя из ст.33 и ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец ФИО2 имеет период работы в радиационной зоне проживания с правом на отселение, что дает ему право на снижение возраста на 4 года, и период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что дает ему право на снижение возраста на 3 года.
Суд полагает, что ФИО2 имеет право на суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста, то есть снижение возраста на 7 лет.
Согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Судом установлено и подтверждается записями трудовой книжки, что ФИО2 имеет необходимый для назначения государственной пенсии по старости трудовой стаж более 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении ему пенсии по старости. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии он не достиг возраста 55 лет (ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
В силу Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения гражданина за государственной пенсией считается день приема соответствующего заявления со всеми документами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Решая вопрос в части иска о времени назначения пенсии, суд исходит из того, что вопрос о назначении пенсии носит заявительный характер. В судебном заседании установлено, что ФИО2 обратился в ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) с вопросом о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, что следует из заявления, и на момент обращения с заявлением о назначении пенсии он не достиг возраста 55 лет, право на пенсию у ФИО2 возникло 07.07.2020г., следовательно, пенсия подлежит назначению с указанной даты.
Таким образом, исковые требования с учетом уточнения ФИО2 подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Васильченко ФИО6 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) о признании права на назначение государственной пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ УПФРФ в городском округе <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признать за Васильченко ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на назначение государственной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ - УПФ РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) назначить и выплачивать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5лет, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.
Председательствующий судья: Холуева Л.Ф.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.